Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Оценочные показатели управляемости

Управляемость

Устойчивость, проходимость, плавность хода

 

Управляемость - это способность автомобиля сохранять заданное направление движения или изменять его в соответствии с воздействием водителя на рулевое управление. Траектория движения автомобиля всегда криволинейна, причем не только из-за криволинейных участков дороги, но и из-за воздействия внешних сил, и из-за корректировочных воздействий водителя.

Часто из управляемости выделяют маневренность - способность автомобиля двигаться с минимальным радиусом поворота и вписываться в заданную ширину коридора. Маневренность определяется только кинематическими параметрами автомобиля и существенно улучшается, если, кроме передних управляемых колес, используются еще и задние управляемые колеса. Управляемые колеса устанавливают под углом к вертикальной продольной плоскости на виде сверху (угол схождения) и на виде спереди (угол развала).

Углом схождения называют угол на виде сверху между плоскостью симметрии колеса и вертикальной продольной плоскостью симметрии автомобиля. По отношению к направлению движения этот угол является в сущности углом увода, способствуя сопротивлению боковым нагрузкам от неровностей дороги и препятствуя возникновению «шимми» - угловым колебаниям управляемых колес. Обычно определяют не угол схождения, а разность линейных размеров между ободами колес спереди и сзади. Размер спереди должен быть меньше, чем сзади. Обычно разность этих размеров для легковых автомобилей составляет около 3 мм. Слишком большие углы схождения вызывают увеличение сопротивления качению и износа шин.

Углом развала называют угол на виде спереди между плоскостью симметрии колеса и вертикальной продольной плоскостью симметрии автомобиля. Управляемые колеса устанавливают так, чтобы расстояние между ними вверху было больше, чем внизу, причем обычно для легковых автомобилей этот угол для каждого колеса составляет 30'-1°. О необходимости этого угла и его величине мнения расходятся. Обычно считают, что развал управляемых колес обеспечивает: 1) создание осевой нагрузки, прижимающей колесо к внутреннему подшипнику ступицы, 2) уменьшение плеча обкатки, 3) устранение возможности появления отрицательного угла развала при износе цапфы поворотного кулака. Слишком большие углы развала вызывают увеличение износа шин.

Управляемость новых автомобилей подлежит сертификации по ОСТ 37.001.471-88, ОСТ 37.001.487-89 и РД 37.001.005-86. Большое значение при оценке управляемости имеют переходные процессы, т.е. процессы изменения параметров при переходе от одного установившегося режима к другому. В теории управления переходные процессы обычно принято оценивать по реакции управляемой системы на единичное ступенчатое возмущение (например, "рывок руля" с последующим движением при θ=const). При этом учитывают быстродействие (запаздывание), устойчивость процесса, точность выполнения заданных движений.

При изучении управляемости автомобиля обычно ограничивались (ОСТ 37.001.051-86) анализом изменений курсового угла и бокового смещения и их производных, причем скорость и ускорение автомобиля считают известными. Изменение всех этих параметров - это кинематическая реакция автомобиля, а сопротивление повороту рулевого колеса (ГОСТ 21398-75) - это силовая реакция автомобиля на управляющее воздействие. Различают также траекторное управление - это управление автомобилем по сохранению или изменению траектории движения и курсовое управление - это управление автомобилем по ориентации его продольной оси.

Существует много разных оценочных показателей управляемости. На автополигоне НАМИ действует методика испытаний и оценки устойчивости управления (РД 37.001.005-86), характеризуемой свойствами системы автомобиль-водитель выполнять с оговоренной точностью заданный закон движения. При этом установлены следующие показатели:

1) устойчивость управления траекторией;

2) устойчивость курсового управления;

3) устойчивость управления траекторией при торможении;

4) устойчивость курсового управления при торможении;

5) предельная скорость выполнения маневра;

6) скорость начала снижения устойчивости управления траекторией;

7) скорость начала снижения устойчивости курсового управления.

Управляемость существенно зависит от действий водителя, его квалификации, поэтому для оценки управляемости приходится использовать субъективную оценку в баллах.

Показатели 1 - 4 оценивают баллами по 5 - балльной системе на специальных дорогах, причем для пп.1 и2 с максимальной скоростью движения; для пп.3и4 - от v0 до 0,5v0 с jз = 0,5g. Оценка в 5-2,5 балла - удовлетворительно, ниже - неудовлетворительно.

Показатели 5 - 7 определяют при выполнении заданных разметкой маневров: "переставка", "поворот", "торможение на повороте". Значения траекторной и курсовой скорости должны соответствовать оценке в 4,5 балла при 5 - балльной системе.

В ОСТ 37.001.471-88 «Управляемость и устойчивость АТС. Методы испытаний» изложены условия испытаний для маневров: «прямая», «поворот Rл = 25 м», «поворот Rп = 35 м», «переставка Sл = 12 - 24 м», «переставка Sп = 20 м».

В ОСТ 37.001.487-89 «Управляемость и устойчивость автомобилей. Общие технические требования» регламентированы, в частности, усилия на руле. Например, для категорий автомобилей М1 и М2: а) в неподвижном состоянии 250 Н без усилителя и 160 Н с усилителем, б) при движении 150 Н с исправным усилителем и 300 Н при отказе усилителя. Регламентированы при боковых ускорениях wy: а) угол дрейфа 1-3о при wу = 1 -2 м/с2, б) угол крена 2-3° при wу= 1-2 м/с2, в) характеристика реактивного действия рулевого управления, г) характеристика заброса угловой скорости, д) характеристика времени 90% ре­акции автомобиля, е) угол отрыва колес одной стороны при испытании «опрокидывание на стенде» (этот показатель характеризует устойчивость от опрокидывания) ≥33° , но при специальном кузове, а также для полутора- и двухэтажных автобусов этот показатель рекомендуется брать по результатам испытания аналогов. Кроме того, используют и другие показатели и характеристики.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:892

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.