Проектирование - это комплекс конструкторско-эксперимента-льных работ, необходимых для создания объекта (автомобиля) [2]. Различают этапы эскизного, технического и рабочего проекта. Проектировочный тяговый расчет выполняют при эскизном проекте. При этом определяют мощность двигателя и передаточные числа трансмиссии, а затем строят графики силового и мощностного балансов, времени и пути разгона, топливной экономичности и др.
Обычно придерживаются следующей последовательности при выполнении проектировочного тягового расчета.
1. Из уравнения мощностного баланса (3) при Nп = Nи = Nкр = 0 получаем:
Nemaxηтр =vmax[magf+(kf+kвF)vmax2]/1000 (21)
где Nе – мощность двигателя; Nemax – максимальная мощность двигателя; ηтр – КПД трансмиссии; Nп, Nи, Nкр – соответственно потери мощности на сопротивление подъему, инерцию, в сцепном устройстве; kв - коэффициент обтекаемости; F - лобовая площадь, т.е. площадь фронтальной проекции автомобиля; f - коэффициент сопротивления качению, kf учитывает его рост при увеличении скорости движения, обычно kf = 7·10-6; vmax – максимальная скорость движения.
По формуле (21) находят Nemax, если задана vmax, либо находят vmax, если задана Nemax. В последнем случае решение можно выполнить графически. На графике N = f(va) строят кривую, соответствующую правой части уравнения (21), и проводят горизонтальную линию Nemaxηтр до пересечения с этой кривой. Точка пересечения дает значение vmax.
2. Определяем передаточное число главной передачи u0 при известных ωN, rк, vmax: u0= ωNrк/(uкпвvmax), (22)
где uкпв - передаточное число высшей передачи коробки передач, обычно uкпв= 1, но если применен дизель, то обычно uкпв= 0,7…0,8.
3. Определяем передаточное число первой (низшей) передачи коробки передач по заданному значению ψ
uкп1 = mаψmaxgrк/Mеmaxu0ηтр) (23)
и по сцеплению ведущих колес с дорогой
uкп1 = (mр mсцgφх rк)/(Mеmaxu0ηтр) (24)
где mр = 1,2- коэффициент динамического изменения нормальных реакций для задних ведущих колес (при передних или всех ведущих колесах принимают mр = 1), mсц - масса, приходящаяся на ведущие колеса неподвижного автомобиля. Обычно принимают меньшее из значений по уравнениям (23) и (24).
4. Располагая значением uкп1/ uкпа = Dкп (диапазон передаточных чисел коробки передач), переходят к выбору числа передач и значений передаточных чисел коробки передач.
Общее число передач зависит от Dкп и соотношений между соседними передаточными числами qi = uкпn/ uкп(n+1). Если общее число передач получается больше пяти-шести: то применяют дополнительные коробки передач (делители, демультипликаторы). Выбирая значения передаточных чисел обычно ориентируются на имеющийся в автомобилестроении опыт, а затем для различных вариантов просчитывают разгоны, средние скорости и расходы топлива для типичных условий эксплуатации.
Если исходить из условия, что на всех передачах при полной подаче топлива двигатель должен работать в неизменном диапазоне угловых скоростей (ω' - ω" - на рис.14), то это приводит к заданию передаточных чисел по геометрической прогрессии, для которой
uкпn/ uкп(n+1) = q = , где р - число передач, считая uкпв = 1.

Рис.14. Зависимость угловой скорости от скорости движения
Сближение низших передач при увеличении разрыва между высшими передачами обеспечивает арифметический ряд, для которого
uкпn- uкп(n+1) =а= (Dкп -1)/(р -1).
Сближение высших передач при увеличении разрыва между низшими передачами обеспечивает гармонический ряд, для которого
1/uкпn- 1/uкп(n+1) =m= (Dкп -1)/(р -1)Dкп.
Для сравнения приведем значения передаточных чисел при Dкп = 4, р = 4, а также для автомобилей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2105:
4,0 - 3,0 - 2,0 -1 - при а = 1,0 - арифметический ряд,
4,0 - 2,52 -1.59 -1 - при q = 1,59 - геометрический ряд,
4,0 -2,0 -1,33 -1 - при m = 0,25 - гармонический ряд,
3,75 - 2,3 -1,49 - 1 - ВАЗ-2101 (отличие от геометрического ряда 3-6%),
3,67 - 2,1 -1,36 -1 - ВАЗ-2105 (отличие от гармонического ряда около 8% для второй и 3% для третьей передач).
В применяемых коробках передач значения передаточных чисел часто отличаются от точных значений чисел ряда из-за конструктивных особенностей или других соображений. Обычно гармонический ряд обеспечивает меньшие расходы топлива и время разгона до заданной скорости Тр при разгоне, а также более высокие средние скорости, чем геометрический ряд. Арифметический ряд для автомобилей не используют.
На многих легковых автомобилях для снижения расхода топлива и угловой скорости вала двигателя при движении с высокими скоростями применяют дополнительную повышающую передачу.
Вопросы для самоконтроля
1. Расскажите об оценочных показателях тягово-скоростных свойств автомобиля.
2. Расскажите о скоростной характеристике двигателя.
3. Расскажите о силовом балансе автомобиля.
4. Расскажите о мощностном балансе автомобиля.
5. Расскажите о влиянии времени и путь разгона на тягово-скоростные
качества автомобиля
6. Расскажите о нормальных реакциях, действующих на колеса автомобиля.
7. Расскажите о предельных значениях показателей скоростных свойств автомобиля.
8. Расскажите о динамическом преодолении подъемов автомобилем.
9. Расскажите о скоростных свойствах автомобиля с ГМП.
10. Расскажите о проектировочном тяговом расчете автомобиля.
Литература:
1.Обязательная
1. Тарасик В. П. Теория движения автомобиля: Учебник для вузов. - СПб. БХВ-Петербург, 2006. - 478 с: ил.
2. Нарбут А.Н. Теория автомобиля: Учебное пособие. - М.: МАДИ (ГТУ), 2002. -71с.
2. Дополнительная
3. Вахламов В. К. Автомобили: Теория и конструкция автомобиля и двигателя. /В.К.Вахламов, М.Г.Шатров, А.А.Юрчевский; Под ред. А.А.Юрчевского. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 816с.
4. Иларионов В.А. Эксплуатационные свойства автомобиля: Учебник для вузов.- М., 1966.- 280с.
|