Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Коэффициент сцепления

Существует принципиальная разница в том, как осуществляется качение колеса: а) с помощью продольной силы, приложенной к оси колеса, или б) с помощью крутящего момента. В первом случае для максимального значения силы нет ограничения по взаимодействию колеса с поверхностью дороги, во втором случае - есть, но не для момента, а для тангенциальной силы (тяговой или тормозной).

При качении без боковых сил максимальное значение тангенциальной силы ограничено коэффициентом трения φх пары трения: шина - дорога, который получил название коэффициента сцепления и определяется отношением тангенциальной силы к силе Rz перпендикулярной поверхности трения.

Если на колесо действуют еще и боковые силы, тогда коэффициент сцепления соответствует суммарной горизонтальной силе

.

При Rx =0 φ =φx при Ry =0 φ= φy. т.е. чем больше продольная сила, тем меньше сопротивляемость колеса боковым силам.

При торможении жесткого колеса Pтор.max соответствует отсутствию скольжения (S = 0). Для шины чем больше тормозная сила, тем больше скольжение в пятне контакта, причем максимум обычно наступает при S = 10…20% для сухого асфальта (рис.3) и при 30…50% для мокрого. Дальнейшее увеличение тормозной силы приводит к быстрому переходу колеса в блокированное, остановленное, состояние (S =1 - движение юзом) при некотором, около 10%, уменьшении величины φx. Аналогично для недеформированной дороги выглядит и зависимость φx = f(δ) при изменении тяговой силы. Однако для рыхлого грунта на участке изменения δ от 10…20% до 100% φx может не убывать, а возрастать.

Рис. 3. Зависимость коэффициента сцепления φх от скольжения S

 

Скольжение S и буксование δ можно определить по теоретической vт=rкоωк и действительной vд= vа=rкωк скоростям колеса:

S =(1 - vт/ vд)100% = (1 – rко/ rк)100%. (7)

δ = (1 – vд/ vт)100% = (1 - rк/ rко)100%, (8)

где rко - радиус качения в свободном режиме (Rx = 0).

На величину φх влияет в основном тип и состояние дороги: φх = 0,7…0,9 - для сухого и 0,4…0,6 - для мокрого асфальта, около 0,2 - для уплотненного снега и сухого песка, 0,1 - для льда. На мокрых дорогах при большой скорости шина может отделяться от дороги слоем воды, т.е. возникает аквапланирование со значительным уменьшением φх. При износе протектора более чем на 50% φх интенсивно уменьшается и при полном износе на мокрых дорогах может снизиться до 0,2. Снижение давления в шинах приводит к повышению φх особенно на рыхлых грунтах. Для сравнения: при качении чугунных колес по стальным сухим рельсам φх = 0,3…0,4 (по мокрым - 0,1…0,15). Для гоночных автомобилей φх = 1,2…1,5, но при значительном снижении ходимости шин.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:453

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.