Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Тормозные приводы

К тормозным приводам автомобилей предъявляют следующие основные требования: обеспечение следящего действия, т. е. на режимах торможения и оттормаживания тормозные моменты, развиваемые тормозными механизмами, должны быть пропорциональны усилию, приложенному водителем к тормозной педали, и перемещению ее; время срабатывания при торможении не более 0,6 с, при оттормаживании 1,2 с; наличие в приводе рабочей тормозной системы не менее двух независимых контуров, чтобы в случае повреждения какой-либо части привода обеспечивалась остаточная эффективность рабочей тормозной системы не менее 50 % предписанной; обеспечение автоматического торможения прицепа в случае его отрыва от тягача. Схемы наиболее распространенных двухконтурных тормозных приводов показаны на рис.11. Тормозные приводы могут быть гидравлические, пневматические и комбинированные.

Рис. 11. Схема двухконтурных тормозных приводов:

а - по осям; б - диагональная; в - с дублированием передних тормозов; г - с дублированием передних тормозов и раздельным управлением каждого заднего; д - полным дублированием по мостам

 

Пневматический привод, при котором тормозные механизмы приводятся в действие за счет использования энергии сжатого воздуха, применяют в тормозных системах грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности и автобусах. В легковых автомобилях особо малого и малого классов, а также в грузовых автомобилях и автобусах полной массой до 1 т применяют гидравлические приводы, приводимые в действие водителем.

Гидравлические приводы могут быть оснащены вакуумным, пневматическим или гидравлическим усилителем, который облегчает управление тормозной системой.

На грузовых автомобилях и автопоездах большой и особо большой грузоподъемности используют комбинированные тормозные приводы (пневмогидравлические и электропневматические).

Гидравлический тормозной привод. Различают гидравлические тормозные приводы прямого и непрямого действия. В первом случае водитель воздействует непосредственно на тормозные механизмы, во втором случае помимо водителя в действии принимает участие усилитель.

Вакуумный усилитель имеет следящий клапан 9 (рис. 12) и диафрагму. В полости Б постоянно поддерживается вакуум, а полость А соединяется с помощью клапана 9 с полостью Б в отторможенном состоянии или с атмосферой при торможении. При торможении усилие от педали 5 передается на клапан 9, который соединяет полость А с атмосферой, предварительно отсоединив ее от полости Б. Атмосферное давление перемещает мембрану влево, создавая дополнительное усилие на поршни 7 и 8. Гидравлический тормозной привод необходим для привода в действие устройств, соединенных последовательно или параллельно в зависимости от назначения и выполняемых функций. К ним относятся главные тормозные цилиндры, усилители, колесные тормозные цилиндры, гидронасосы, аккумуляторы, регистрирующая и предохранительная аппаратура.

Главный тормозной цилиндр подает жидкость в колесные тормозные цилиндры под давлением, пропорциональным усилию на тормозной педали. Через толкатель главный цилиндр соединен с тормозной педалью.

Рис. 12. Гидравлический тормозной привод с вакуумным усилителем:

1, 10 - колесные тормозные цилиндры; 2, 6 - трубопроводы; 3 - главный тормозной цилиндр; 4 - вакуумный усилитель; 5 - тормозная педаль; 7, 8 - поршни; 9 - клапан

 

Для уменьшения усилия, затрачиваемого водителем при торможении, применяют различные усилители. Так, на автомобиле ГАЗ-53-12 устанавливается гидровакуумный усилитель диафрагменного типа. Он создает дополнительное давление в системе гидравлического привода тормозов. Действие усилителя основано на использовании разрежения во впускном трубопроводе двигателя. Гидровакуумный усилитель состоит из камеры с диафрагмой, дополнительного гидравлического цилиндра с тормозной жидкостью и клапана управления.

Между впускным трубопроводом двигателя и вакуумным баллоном установлен запорный клапан, автоматически отсоединяющий баллон от трубопровода при неработающем двигателе. Наличие вакуумного баллона позволяет выполнить несколько торможений при неработающем двигателе.

Пневматический тормозной привод. Применение пневмопривода облегчает и упрощает управление тормозной системой, создает возможность использования сжатого воздуха для различных целей. Однако изготовление и обслуживание пневмопривода сложнее, чем гидропривода. У него выше стоимость, больше время срабатывания и затраты мощности двигателя на привод компрессора. Пневмопривод состоит из следующих элементов: питающих — компрессор и ресиверы; управляющих — тормозные краны, клапаны управления тормозами прицепа и полуприцепа; исполнительных — тормозные камеры; регулирующих — регулятор давления и регулятор тормозных сил; улучшающих эксплуатационные качества и надежность — влагоотделители, защитные клапаны, сигнальные элементы.

Тягач и прицеп могут соединяться по однопроводной, двухпроводной или комбинированной схеме. Недостаток однопроводной системы — так называемая «истощаемость» при частых торможениях. Преимущества двухпроводной системы по сравнению с однопроводной: непрерывная зарядка ресивера прицепа, что обеспечивает надежную работу тормозов при многократных торможениях, и меньшее время срабатывания.

Компрессор и регулятор давления. В двигателях применяют двухцилиндровые одноступенчатые компрессоры с жидкостным охлаждением, приводимые в действие от вала двигателя клиноременной или зубчатой передачей.

При вращении коленчатого вала поршни перемещаются в цилиндрах. Когда поршень опускается, в цилиндре создается разрежение. В цилиндр начинает поступать воздух из воздушной камеры через открывающийся впускной клапан. Когда поршень движется вверх, впускной клапан закрывается и находящийся в цилиндре воздух сжимается, отрывая пластинчатый нагнетательный клапан. Воздух поступает в воздушную полость головки, откуда по трубке нагнетается в воздушные баллоны. Компрессор снабжен разгрузочным устройством, обеспечивающим перевод компрессора на холостой ход, если давление воздуха в баллонах превышает нормальное.

Ресиверы сваривают из листовой стали и покрывают снаружи и внутри антикоррозионным составом. У каждого ресивера предусмотрен кран для слива конденсата. Число ресиверов зависит от принятой схемы пневмопривода. Запас сжатого воздуха в ресиверах должен обеспечить несколько торможений после прекращения работы компрессора.

С целью повышения надежности работы пневмопривода на автомобилях устанавливают приборы сушки воздуха, влагоотделители и предохранители от замерзания. Это связано с тем, что сжатый воздух, нагнетаемый компрессором, содержит водяные пары, которые при низкой температуре окружающего воздуха конденсируются и могут стать причиной отказа пневмопривода. Эффективная сушка воздуха может быть достигнута при установке адсорбционных приборов с поверхностно-активными веществами (силикагелем), удерживающими частицы воды.

Влагоотделитель предназначен для охлаждения воздуха, поступающего от компрессора в пневмосистему автомобиля, отделения и автоматического слива образующейся капельной влаги. Он состоит из охладителя, представляющего собой оребренный трубопровод длиной около 3 м, и собственно влагоотделителя типа «Циклон».

Предохранитель от замерзания предназначен для предотвращения замерзания конденсата в трубопроводах и приборах пневматического тормозного привода. Предохранитель от замерзания автомобиля КАЗ-4540 состоит из муфты, цилиндра со штоком и бачка с антифризом. На автомобилях КамАЗ устанавливают спиртовой предохранитель от замерзания. Когда рукоятка тяги находится в верхнем положении, воздух, нагнетаемый компрессором, проходит мимо фитиля и уносит с собой спирт, который отбирает из воздуха влагу и превращает ее в незамерзающий конденсат.

Тормозные краны предназначены для управления подачей сжатого воздуха, поступающего из ресиверов к исполнительным органам тормозной системы автомобиля или автопоезда, и обеспечивают следящее действие системы. По принципу действия тормозные краны бывают прямого и обратного действия, а также комбинированные. В кранах прямого действия при увеличении усилия, прикладываемого к нему, давление в полости крана возрастает, а в кранах обратного действия - уменьшается. По числу обслуживаемых контуров привода различают одно-, двух-, трех- и многосекционные тормозные краны. Односекционные краны используют в одноконтурных тормозных приводах, двухсекционные — в двухконтурных приводах одиночного автомобиля, трехсекционные — для управления тормозами автопоезда, причем первая и вторая секции служат для управления тормозами тягача, а третья секция — тормозами прицепа. Управление тормозным краном осуществляется механически с помощью рычагов и тяг или гидроприводом. Основные элементы тормозного крана: впускной (воздушный) и выпускной (атмосферный) клапаны, следящий механизм. По форме клапаны кранов бывают плоские, конические и сферические. Они имеют одно или два седла, причем седла могут быть как неподвижные, так и подвижные. Следящий механизм крана — это элемент, обеспечивающий изменение давления воздуха в его полости в зависимости от входного воздействия (усилия, перемещения, давления). Этот механизм состоит из упругого элемента (пружины или резиновой втулки) и чувствительного элемента (поршня или диафрагмы).

Клапаны управления тормозами прицепа (полуприцепа) устанавливают на автомобиле-тягаче. Они служат для регулирования давления воздуха в управляющей магистрали прицепа при торможении. Такие клапаны могут быть выполнены в виде отдельного пневмоаппарата или одной из секций тормозного крана.

Кран управления стояночным тормозом обратного действия. Им управляют вручную с помощью рукоятки. Вывод крана соединен с магистралью, управляющей стояночным тормозом, другой вывод — с ресивером, третий — с атмосферой.

Тормозные камеры устанавливают у колес. Они служат исполнительным органом тормозной пневмосистемы. Тормозные камеры могут быть мембранные и поршневые. Мембранная камера обеспечивает хорошую герметичность, однако для нее характерна нелинейная зависимость между усилием на штоке и его ходом. Поршневая тормозная камера имеет более высокую эксплуатационную надежность и лучшую линейную зависимость усилия на штоке от его перемещения, чем мембранная. К недостаткам поршневой камеры относятся худшая герметичность и более высокая стоимость по сравнению с мембранной тормозной камерой. На грузовых автомобилях большой грузоподъемности тормозные камеры часто совмещают с пружинным энергоаккумулятором и используют в приводе рабочей, запасной и стояночной тормозных систем. Пружинный энергоаккумулятор автоматически срабатывает при утечке сжатого воздуха из привода, что приводит к торможению автомобиля. Для аварийного оттормаживания предусмотрено механическое устройство, состоящее из винта, гайки и упорного подшипника.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:965

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.