Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Базовые детали двигателя. Крепление двигателя на раме

Вопрос 3. Кривошипно-шатунный механизм

 

Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршней, воспринимающих давление газов, во вращательное движение коленчатого вала.

Детали КШМ можно разделить на две группы: неподвижные и подвижные. К первым относятся базовые детали - блок цилиндров, головка блока, крышка блока распределительных шестерен и поддон (картер); ко вторым - поршневой комплект в сборе, шатун, коленчатый вал и маховик (рис. 11).

Блок цилиндров объединяет цилиндры двигателя. Картер - это полость, в которой расположен коленчатый вал. Блок-картер - это жесткая моноблочная конструкция, объединяющая цилиндры и картер. На нем и внутри него расположены основные механизмы и детали двигателя. Блок-картер отливают из легированного серого чугуна (двигатели автомобиля ЗИЛ-431410, КАЗ-4550, BA3-21213) или алюминиевого сплава (двигатель автомобиля ГАЗ-33-07). После литья блок подвергают искусственному старению, благодаря чему в процессе эксплуатации уменьшается коробление его конструкции и сохраняется ее форма. Блок-картер V-образного двигателя автомобилей ЗИЛ-431410, ГАЗ-3307 и КАЗ-4550 показан на рис. 12.

Основное требование к блок-картерам — жесткость конструкции. Горизонтальная перегородка делит блок цилиндров на верхнюю и нижнюю части. В верхней части блока и горизонтальной перегородке расточены отверстия под цилиндры или гильзы цилиндров. В V-образных двигателях расточки под цилиндры сделаны под углом 90°, называемым углом развала. В перегородках картера расточены отверстия под подшипники коленчатого вала, которые обрабатывают в сборе с крышками подшипников. Поэтому крышки подшипников невзаимозаменяемые. Для правильной установки подшипников в гнезда на наружной поверхности крышек сделаны специальные метки.

Рис. 11. Кривошипно-шатунный механизм:

а - V-образного карбюраторного двигателя ЗМЗ-53-11; б - V-образного дизеля КамАЗ-740.10; в - соединение головки цилиндра и гильзы, головки и блок-картера; 1 - крышка распределительных зубчатых колес; 2 - прокладка головки цилиндров; 3 - камера сгорания; 4 и 9 головки цилиндров; 5 - гильза .цилиндра; 6 и 19 - уплотнительные кольца; 7 - блок-картер; 8 - резиновая прокладка; 10 - прокладка крышки; 11 - крышка головки цилиндра; 12 и 13 - болты крепления крышки и головки цилиндра; 14 - патрубок выпускного коллектора; 15 - болт-стяжка; 16 - крышка коренного подшипника; 17 - болт крепления крышки коренного подшипника; 18 - стальное опорное кольцо; А - обработанная плоскость

 

Чтобы повысить жесткость блока цилиндров, крышки коренных опор у многих двигателей дополнительно крепят к картерной части блока поперечными стяжными болтами, образуя прочную конструкцию коробчатого сечения. Вокруг цилиндров при литье предусмотрены полости для циркуляции жидкости системы охлаждения — водяная рубашка. В блоке цилиндров выполнены отверстия для деталей механизма газораспределения. На блоке имеются обработанные плоскости для крепления фильтров, насосов и других механизмов.

Головка блока цилиндров — это крышка, закрывающая цилиндры. Для двигателей ЗИЛ-431410, КАЗ-4550, BA3-21213, ГАЗ-33-07 и многих других головки блока отлиты из алюминиевого сплава.

Рис. 12. Блок цилиндров V-образного двигателя:

1 - корпус; 2 - отверстие под коленчатый вал; 3 - отверстие под распределительный вал; 4 - каналы для подвода охлаждающей жидкости; 5 - гильзы

 

Головка блока цилиндров имеет довольно сложную конструкцию, так как в ней размещены вставные седла, свечи или форсунки, элементы механизма газораспределения, каналы для поступления свежего заряда и отвода отработавших газов, камера сгорания и др. Внутри головки блока предусмотрены полости - водяная рубашка, сообщающаяся с водяной рубашкой блока. Однорядные двигатели имеют одну общую головку блока, а V-образные — раздельные головки блока для каждого ряда цилиндров.

Верхнюю плоскость блока цилиндров и нижнюю плоскость головки блока тщательно обрабатывают для получения плотного соединения. Между этими плоскостями устанавливают сталеасбестовую уплотняющую прокладку, предотвращающую прорыв газов наружу и исключающую проникновение охлаждающей жидкости и масла в цилиндры. Гайки и болты крепления головки к блоку затягивают равномерно в определенной последовательности. Для этого необходимо использовать специальный динамометрический ключ, позволяющий контролировать момент затяжки, так как алюминиевая головка блока при нагреве увеличивается в высоту больше, чем стальные болты, крепящие ее. При прогреве двигателя затяжка головок блока увеличивается, при охлаждении - уменьшается, поэтому болты крепления головок должны быть затянуты на холодном двигателе. Момент затяжки должен составлять 90... 100 Н·м, причем при температуре двигателя около 0 °С значение момента затяжки должно быть ближе к нижнему пределу, а при температуре 20...25 °С - к верхнему пределу. Головка блока цилиндров автомобилей ЗИЛ показана на рис.13.

В головках блока напротив цилиндров выполнены углубления, формирующие камеру сгорания. В карбюраторных двигателях (ВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ) наиболее распространены полусферические и клиновидные камеры сгорания, а в дизелях (КАЗ, КамАЗ) — неразделенные дельтовидные и тороидальные.

Поддон картера. Поддон картера закрывает КШМ снизу и в большинст­ве двигателей одновременно является резервуаром для масла. Поддоны двигателей выполняют чаше штампованными из листовой стали толщиной 1,5...2 мм (двигатели автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ) или отливают из алюминиевых сплавов (двигатели автомобилей ВАЗ). Конструкция и размеры поддона зависят от необходимого объема масла, а также от максимальных продольных уклонов, при которых должен работать двигатель. Для уменьшения перемещения и взбалтывания масла при движении автомобиля по неровностям дороги внутри поддона могут выполняться лотки и перегородки.

Рис. 13. Головка блока и последовательность затяжки болтов крепления:

1...17 - болты крепления

 

Опорная плоскость, стыкующаяся с блок-картером, образуется у штампованных поддонов отбортовкой металла. Для обеспечения достаточной жесткости этой плоскости и сокращения числа болтов крепления отбортовка поддона усиливается по периметру стальной полосой, которая приваривается к нему точечной сваркой. На боковых стенках поддона могут выполняться отверстия для слива масла из фильтров, компрессора и масляного радиатора. В нижней точке поддона приваривается бобышка с резьбовым отверстием. Это отверстие закрывается пробкой, в которой иногда устанавливают магнит для улавливания металлических продуктов изнашивания.

Крепление двигателя должно быть таким, чтобы наряду с фиксацией его уменьшить передачу вибрации на раму автомобиля и предотвратить появление напряжений в блоке цилиндров при перекосах рамы вследствие движения автомобиля на неровной дороге. Двигатели или силовые агрегаты крепят к рамам или полурамам в трех, четырех или пяти точках. Так, двигатели автомобилей ГАЗ-3102 «Волга», ЗИЛ-431410 и ЗИЛ-433360, «Москвич-2141» и ВАЗ-2121 «Жигули» крепят в трех точках, а двигатели автомобилей ГАЗ-53-12 и ГАЗ-3307 — в четырех точках. Силовой агрегат автомобиля КамАЗ-5320 закреплен в пяти точках.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:2064

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.