Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Многомерная организация

Впредыдущей главе рассматривалась двухмерная модель департаментизации или матричная модель построения организации. Двумя измерениями в ней были ресурсы я результаты, с ориентацией на кото­рые происходит одновременное объединение работ в форме матричных ячеек. Сама матричная организация обычно является комбинаци­ей линейно-функциональной и дивизиональной организаций, как бы складывается из них. Однако при таком подходе за границами матрич юи организации остаются такие важные переменные, как территория, рынок и потребитель, с ориентацией на которые также могут объеди­няться работы в организации. При добавлении этого третьего измере­ния появляются многомерные организации.Впервые этот термин был использован в 1974 г. У. Гоггином при описании структуры корпора­ции «Доу Корнинг».

Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, одновременно выполняющая три задачи:

• обеспечение производственной деятельности необходимыми ресурсами; -

• производство для конкретного потребителя, рынка или терри­тории продукта или услуги;

• обслуживание конкретного потребителя, развитие или проник­новение на конкретный рынок, проведение операции в пределах опре­деленной территории.

По совокупности выполняемых задач такие автономные группы получают обычно статус центра прибыли, а в отдельных случаях могут являться самостоятельными компаниями. Однако в обоих случаях они тем или иным образом облагаются корпоративными налогами. В мно­гомерной организации бюджеты подразделений разрабатываются самими подразделениями, руководство организации только инвестирует в них средства и дает деньги взаймы.

Проблема матричной модели, как об этом говорили ранее, состоит в том, что она основана на системе двойного подчинения, являющейся | наиболее уязвимым ее свойством. Ее обвиняют в том, что она создает так называемую организационную шизофрению. Многомерная модель не создает подобной проблемы. В многомерной организации отношения членов автономной группы с руководством организации и ее другими подразделениями ничем не отличаются от отношений с посторонним клиентом.

Примером многомерной организации могут быть упомянутые ра­нее экспериментальные бригады «тележечной» сборки на заводах компании «Вольво». Эти бригады, состоящие из высококвалифицирован­ных и Многопрофильных работников, получают индивидуальный заказ от конкретного лица на сборку автомобиля. Бригада сама опреде­ляет, какие ресурсы, откуда и в каком объеме должны быть получены, Далее бригада собирает автомобиль на «тележке» от начала до конца и продает его заказчику. Из полученной суммы бригада рассчитывается о поставщиками, компанией, работниками и производит другие выпла»! ты, а оставшаяся сумма реинвестируется. Бригада является как бы ^предприятием в предприятии». Главным преимуществом такого под­хода является то, что удается максимально удовлетворить запросы по­требителя, сблизив его с производителем. Данный опыт не носит еще массового характера из-за своей сложности и дороговизны. Требуются очень высокое качество работников, адекватная организационная культура, отработанность операций и связей. Кроме того, необходима соответствующая среда: заказчики и поставщики, инфраструктура, об­щая культура и уровень образования и жизни.

Другая схема структуры многомерной организации приводится в книге Р. Акоффа «Планирование будущего корпорации». В ней прово­дится идея о том, что каждое подразделение в многомерной организа­ции может быть организовано таким же образом, как и организация в i (слом. Многомерная структура применима к любому, вплоть до мельчайшего, подразделению организации. Чем меньше подразделение или часть организации, тем меньше его штат и больше разнообразных обязанностей у его руководителя, В организации, хозяйственные единицы которой относительно независимы, отличаются друг от друга и территориально разбросаны, многомерной делается именно опреде­ленная хозяйственная единица, а не организация в целом. Этот тип ор­ганизации дает возможность даже небольшому подразделению быть настолько автономным, насколько вообще это возможно в структуре более крупной организации. Таким образом, многомерная модель соз­дает с максимально возможной степенью приближенности свободный рынок внутри организации, который не исключает возможностей для синергии и экономии на масштабе деятельности.

Основными преимуществами многомерных организаций Р. Акофф
считает следующие:

· отсутствует необходимость в проведении каких-либо реоргани­заций с целью изменения приоритетности критериев, используемых при проектировании работ. Акценты могут быть изменены путем пере­распределения ресурсов руководством организации;

• подразделения можно создавать, ликвидировать или модифи­цировать без серьезных изменений положения других подразделений. Чем больше частей организации контактируют с «многомерной» груп­пой, тем меньше воздействуют на нее изменения в этих частях;

• создается максимально благоприятная ситуация для делегиро­вания полномочий при том, что роль руководства организации остает­ся ведущей;

к каждому многомерному образованию применяется унифици-„ рованная, четко фиксируемая и легко измеряемая мера эффективно­сти — получаемая прибыль, что предотвращает выполнение псевдора­боты и возникновение элементов плохой бюрократии. При этом прибыль, рассматриваемая как необходимое условие развития бизнеса, является единственным мерилом успеха. Преобладающей целью вы ступает развитие многомерной организации и ее членов.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:367

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.