Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Сила зчеплення шин з дорогою.

Максимальне значення горизонтальної реакції Rmax, що пропорційне вертикальному навантаженню на колесо, називають силою зчеплення шини з дорогою.

Рсц = Rmax = φ·Rz, (3.15)

де φкоефіцієнт зчеплення, чисельно равний відношенню сили, що визиває рівномірне ковзання колеса, до нормальної реакції дороги.

В залежності від напрямку ковзання бувають коефіцієнти повздовжнього φх та поперечного φy зчеплення.

Движение автомобиля с буксующими колесами неустойчиво. Буксование колес связано со значительными потерями энергии на трение шин о дорогу и разрушение опорной поверхности, что, в свою очередь, вызывает повышение расхода топлива. Поэтому в теоретических расчетах и анализе эксплуатационных свойств автомобиля принято считать, что при нормальных эксплуатационных режимах работы касательная реакция на ведущих колесах не должна превышать силы сцепления шин с дорогой.

На дорогах с твердым покрытием коэффициент сцепления зависит главным образом от трения скольжения между шиной и покрытием. При смачивании твердого покрытия коэффициент сцепления резко падает вследствие образования пленки из частиц грунта и воды, уменьшающих трение между шиной и дорогой. Коэффициент сцепления понижается особенно значительно, если на покрытии имеется пленка глины. Сильным дождем эта пленка может быть смыта, тогда коэффициент φ·опять приближается к значениям, характерным для сухого покрытия.

Большое влияние на коэффициент φ·оказывает рисунок протектора. Шины легковых автомобилей имеют мелкий рисунок протектора, обеспечивающий хорошее сцепление с твердым покрытием. У шин грузовых автомобилей рисунок протектора крупный, с широкими и глубокими впадинами. Такие шины врезаются в грунт, улучшая проходимость автомобиля. При истирании выступов протектора во время эксплуатации ухудшается сцепление шины с дорогой. Наименьший коэффициент φ имеют шины, у которых полностью изношен рисунок протектора, поэтому эксплуатация автомобиля с такими шинами запрещена.

Для обеспечения безопасности движения значение коэффициента сцепления не должно быть менее 0,4.

Из-за радиальной деформации шины относительные скорости точек, расположенных на ее окружности и в зоне контакта с дорогой, различны. Изменяются они и по длине зоны контакта, что приводит к упругой окружной деформации шины и скольжению ее элементов по дороге.

Скорость скольжения во многом зависит от момента, приложенного к колесу, и от сцепных свойств шины и дороги. Так, если к колесу приложен тяговый момент, то скорости скольжения элементов шины в зоне контакта направлены противоположно скорости центра колеса, и оно пробуксовывает. Если скорость центра колеса равна нулю и колесо останавливается (не имеет поступательного перемещения), продолжая вращаться, то говорят о полном буксовании колеса. Когда к колесу приложен тормозной момент, то направления скоростей элементов шины в контакте и центра колеса совпадают — происходит его проскальзывание по ходу. Если заторможенное колесо движется поступательно, не вращаясь, то говорят о полном скольжении, или юзе колеса.

Полное буксование и юз являются предельными случаями движения колеса. Частичное проскальзывание и частичное буксование почти всегда наблюдаются при нормальной эксплуатации автомобиля.

Увеличение тягового (или тормозного) момента, приложенного к колесу, вызывает его буксование или проскальзывание относительно дороги. С увеличением проскальзывания или буксования шины по дороге коэффициент сцепления сначала возрастает, а затем, достигнув максимума, уменьшается. При полном буксовании ведущих колес и при юзе тормозящих колес коэффициент сцепления может быть на 10...25 % меньше максимального. Особенно заметно уменьшение коэффициента сцепления на мокрых и обледенелых дорогах.

Значення коефіцієнта зчеплення

Від та стан дорожнього покриття Коефіцієнт зчеплення φх для покриття
сухого мокрого
Асфальто- або цементобетонне шосе 0,7…0,8 0,3…0,4
Дорога: - щебенчаста - грунтова 0,6…0,7 0,5…0,6 0,3…0,5 0,2…0,4
Покриття вкатане снігом 0,2…0,3

Значення коефіцієнта зчеплення при різних швидкостях руху автомобіля

Тип покриття Коефіцієнт зчеплення φх, % від його первинного значення при швидкості, км/год.
Цементобетон
Асфальтобетон
Щебень

С увеличением скорости автомобиля коэффициент φх обычно уменьшается, и при скорости 150 км/ч он может быть в несколько раз меньше, чем при скорости 30 км/ч.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:637

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.