Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

План лекции

ТЕМА 4.Продолжение темы: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ.

Лекция 5

4.4. Понятие стратегического анализа.

4.5.Основные методы проведения стратегического анализа.

 

4.4.Стратегический анализ - это средство преобразования базы данных, полученных в результате анализа среды, в стратегический план организации.

К инструментам стратегического анализа относятся:

• формальные модели и количественные методы. Период осо­бого увлечения ими и появления наиболее популярных мо­делей приходится на 70-80-е годы нашего столетия;

• самостоятельный творческий анализ, основанный на специ­фике данной организации, аналитических и интуитивных способностях менеджеров и плановиков.

4.5. Стратегический анализ может быть разделен на два основных этапа:

1) сравнение намеченных фирмой ориентиров и реальных возможностей, предлагаемых средой, анализ разрыва ме­жду ними;

2) анализ возможных вариантов будущего турфирмы, определе­ние стратегических альтернатив.

Анализ разрыва - простой, но эффективный метод стратегиче­ского анализа. Его цель - определить, существует ли разрыв между целями фирмы и ее возможностями и, если да, установить, как "заполнить "его (рис.2)

Конкретное применение анализа разрыва означает:

• определение основного интереса фирмы, выраженного в терминах стратегического планирования (например, в уве­личении числа продаж);

• выяснение реальных возможностей фирмы с точки зрения текущего состояния среды и предполагаемого будущего со­стояния (через 3, 5 лет);

• определение конкретных показателей стратегического пла­на, соответствующих основному интересу фирмы;

• установление разницы между показателями стратегическо­го плана и возможностями, диктуемыми реальным положе­нием фирмы;

• разработка специальных программ и способов действий, необходимых для заполнения разрыва.

Рис.2. Анализ разрыва.

Следующие методы стратегического анализа обычно применя­ются для определения стратегических альтернатив, возможных ва­риантов стратегического плана.

Анализ динамики издержек и кривая опыта

Одна из классических моделей стратегий разработана в 1926 году. Она связывает определение стратегии с достижением преимущества в издержках. Предполагает, что каждый раз, когда объем производства удваивается, затраты на создание единицы продукции уменьшаются на 20% (рис. 3).

затраты в млн.руб.

объем производства в тыс.шт.

Рис.3. Кривая опыта.

 

Снижение затрат при увеличении суммы производства обу­словлено комбинацией следующих факторов:

- преимущества в технологии, возникающие с расширением производства;

- обучение на опыте наиболее эффективным способом орга­низации производства;

- эффект экономии на масштабе.

В соответствии с кривой опыта основным направлением стра­тегии фирмы должно стать завоевание наибольшей доли рынка, по­скольку именно у крупнейшего из конкурентов появляются возмож­ности достижения самых низких единичных издержек и, следова­тельно, самых высоких прибылей.

.Анализ конкуренции.

Особой отраслью стратегического анализа турфирм является анализ конкурентной позиции организации. При этом может быть использована мо­дель пяти сил конкуренции, предложенная М. Портером [18] (рис. 4).

Наиболее интенсивная конкуренция имеет место между конкурентами в отрасли. Как правило, борьба идет за величи­ну рыночной доли (особенно на этапе отраслевого роста), по­скольку в большинстве случаев именно этот параметр определя­ет другие в долгосрочном периоде.

В некоторых случаях продукция, предлагаемая фирмой, имеет сходные функциональные характеристики с продукцией, произво­димой другими организациями из этой или другой отрасли. Так появляются товары-заменители. В результате возникаетконку­ренция данному товару (услуге) со стороны товаров-замените­лей. Важным понятием здесь является «переключение», т. е. пере­ход среднестатистического потребителя с одного товара на другой со сходным функциональным назначением (например, туры в юж­ные страны

Конкуренция со стороны потенциальных конкурентов возникает в случае, когда имеется вероятность того, что орга­низации из других отраслей могут войти в данную. Угроза со стороны потенциальных конкурентов коррелирует с величиной входного барьера в отрасль, спецификой отношений в ней. «Высоту» входного барьера могут определять следующие па­раметры:

• производственный и маркетинговый эффекты масштаба и освоения

• существующие предпочтения потребителей, наличие кана­лов сбыта, поставок или стоимость их создания;

• жесткость государственного регулирования. «Высота» входного барьера может быть выражена в денеж­ном эквиваленте. Решение о вхождении в отрасль определяется на основании сопоставления величины входного барьера и предполагаемых прибылей в долгосрочном периоде. Некоторые составляющие, определяющие «высоту» входного барьера, мо­гут значительно изменяться во времени. Например, истечение сроков действия важнейших патентов имеет тенденцию снижать величину входного барьера; напротив, вложения в рекламу, соз­дание сбытовых сетей и другие, осуществляемые отраслевыми организациями, повышают его.

Конкурентная сила поставщиков обусловлена тем, что отраслевые организации являются основными потребителями сырья и комплектующих, технологий, кадров, поэтому по­ставщики имеют возможность оказывать прямое влияние на эффективность их функционирования. Силу влияния постав­щика на потребителя определяет ряд факторов, в частности:

• баланс спроса-предложения;

• доля закупок потребителя у поставщика в общем, объеме закупок;

• степень специализированности закупаемых объектов;

• возможность потребителя приступить к созданию аналога или товара-заменителя, производимого поставщиком;

• заинтересованность конкурентов потребителя в данном по­ставщике;

• наличие товаров-заменителей закупаемых товаров, произ­водимых другими поставщиками.

При оценке конкуренции необходимо уметь оценивать из­менения ее параметров в будущем. Особенно важно для кон­кретной организации знать или предполагать, какие действия могут предпринять ее ближайшие конкуренты. Крайне недаль­новидно надеяться на победу, не занимаясь разведкой и не оце­нивая поведение и планы противника-конкурента. Прогнозиро­вание действий конкурентов может осуществляться на основе составления их стратегических профилей. Ниже приведены не­которые параметры, по которым может составляться профиль организации.

Масштаб конкуренции: локальный, региональный, нацио­нальный, международный, глобальный.

Независимо от масштабов организации (крупная туристская компания, фирма -туроператор, туристское агентство), принимав стратегические решения по развитию, необходимо наряду с следованием внешней среды и конкуренции проанализировать собственные силы и оценить текущее состояние

Анализ должен включать:

• оценку действующих стратегий;

• анализ использования потенциала организации-

• сравнительный анализ конкурентных преимуществ-

• выявление сильных и слабых сторон-

• вычленение стратегических проблем (задач). Действующие стратегии нельзя оценить каким-либо одним обобщенным показателем, поскольку они затрагивают многие стороны деятельности организации.

Их оценку производят в зависимости от получаемых резуль­татов, которые могут выражаться через показатели эффективности деятельности организации.

Процедуре оценки предшествует определенный порядок формирования групп показателей.

. Выделение показателей внешней и внутренней эффектив­ности стратегии.

Внешняя эффективность стратегии отражает уровень со­ответствия деятельности предприятия требованиям среды (на­сколько эффективно поведение последнего на рынке) и обычно выражается через показатель достижения целей.

Внутренняя эффективность стратегии иллюстрирует ре­зультаты изменений, произошедших в процессе преобразования ресурсов в продукт (насколько эффективны идущие внутри предприятия процессы, во многом определяющие издержки производства) и выражается через показатели экономичности.

Может сложиться ситуация, когда внутренняя эффектив­ность высока (процессы преобразования совершенны), а внеш­няя эффективность мала (спрос на продукт небольшой).

2. Использование общесистемных и частных показателей: по­казателей достижения результатов и показателей состояния сис­темы.

3. Дополнение экономических показателей эффективности поведенческими показателями организации.

4. Использование ситуационного подхода к отбору критери­альных показателей.

Показателями, характеризующими действующие стратегии, могут быть:

• результативность организации - степень достижения по­ставленных перед ней целей;

• экономичность - степень использования ресурсов;

• прибыльность - соотношение между доходами и издержками;

• продуктивность, выраженная через рентабельность;

• изменение (увеличение или уменьшение) доли рынка и др.

Анализ этих показателей дополняетсяоценкой основных областей бизнеса и характеристикой проектов, осуществляемых фирмой и имеющих наибольшее значение.

Основу подобной оценки составляют данные, характери­зующие «силу бизнеса» и получаемые путем анализа конку­рентных позиций предприятия.

Состав показателей оценки стратегии зависит от вида стра­тегии и ее конкретного содержания.

Формулирование стратегий следует за этапом стратегического анализа и нацелено на выбор одной из стратегических альтернатив.

Процесс формулирования стратегий заключает в себе три этапа:

- формирование общей стратегии организации;

- формирование конкурентной стратегии;

- определение функциональных стратегий фирмы.

 

 

Лекция 6

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:333

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.