Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Тема №10 Ассортимент товаров

Товароведная классификация товаров

Классификаторы

Методы классификации и кодирования находят совместное применение в классификаторах, хотя область их распростране­ния значительно шире.

Классификатор— нормативный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов клас­сификационных группировок и/или объектов классификации.

Структуру классификатора составляют его позиции и ем­кость.

Позиция классификатора — наименование и код классифи­кационной группировки или объекта классификации. Напри­мер, код 81 означает классификационную группировку продук­ции текстильной промышленности (без пряжи, тканей, нетка­ных материалов и трикотажных изделий).

Емкость классификатора — наибольшее число позиций, ко­торое может содержать классификатор. Так, при десятиразряд­ном построении, наиболее часто применяемом для классифи­каторов, все классифицируемые объекты подразделяются на де­сять классов, подклассов, групп, подгрупп, видов и подвидов. В результате емкость такого классификатора составит миллион позиций. Возможно, что не все позиции будут заполнены и в этом случае образуется резервная емкость классификатора, обо­значающая количество свободных позиций в нем.

Классификаторы подразделяются в зависимости от областей применения и назначения.

При осуществлении товароведной деятельности могут ис­пользоваться 10 общероссийских классификаторов и один меж­дународный. Всего в социально-экономической области раз­работан 31 общероссийский классификатор. При проведении таможенных операций применяется ТН ВЭД — Товарная но­менклатура внешнеэкономической деятельности.

В сертификатах соответствия на импортную продукцию ука­зываются коды ТН ВЭД и ОКП, а на отечественную — только ОКП. Коды ОКП (Общероссийского классификатора продукции) и ОКПО (Общероссийского классификатора предприятий и организаций) используются на маркировке ряда

Наряду с ОКП, в товарной деятельности может применяться ТН ВЭД.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)— международный классификатор экспортно-им­портных товаров. ТН ВЭД предназначена для установления та­моженных тарифов указанных товаров при пересечении тамо­женной границы Российской Федерации.

ТН ВЭД устанавливает коды классификационных группиро­вок товаров, в том числе продовольственного сырья, пищевых продуктов и табачных изделий. Классификация товаров в ней осуществляется по следующим Правилам интерпретации ТН ВЭД:

· Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров осуществляется, исходя из текстов товарных позиций и примечаний к разделам или группам.

· Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой номер в некомплектном и незавершенном виде, при условии, что последний обладает основными характеристиками комплектного и завершенного товара.

· При возможности отнесения товаров к двум и более товарным позициям их классификация осуществляется следующим образом:

а) предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с более общим описанием;

б) товары, изготовленные из различных компонентов, или наборы товаров для розничной торговли должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые определяют основной характер данных товаров при условии применимости этого критерия;

в) при невозможности классифицирования товаров в соответствии с п. 3а и 36 товары должны относиться к товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.

4. Товары, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с вышеизложенными правилами, классифицируются в товарные позиции, наиболее сходные с рассматриваемыми товарами.

 

Товары как объекты коммерческой деятельности могут под­разделяться по множеству признаков, среди которых основ­ной — назначение.

По назначению все товары подразделяют на следующие роды:

потребительские товары – товары, предназначенные для индивидуальных

потребителей для личного использования;

товары промышленного – товары, предназначенные для производства других

назначения товаров и создающие его сырьевое и тех­нологическое

обеспечение;

товары для офиса – товары, предназначенные для улучшения организации

адми­нистративно-управленческой деятельности.

Каждый род товаров подразделяется на подроды и классы.

Род потребительских товаров делится на три подрода: про­довольственные, непродовольственные и медицинские товары. В основе деления на подроды лежат также назначение и удов­летворяемые товарами потребности. Так, продовольственные товары предназначены в основном для удовлетворения физио­логических потребностей организма человека в энергии, пла­стических веществах и органолептических ощущениях (психи­ческих потребностей).

Подрод непродовольственных товаров, которые называли ранее промышленными, удовлетворяет разнообразные потреб­ности: физиологические (защита от неблагоприятных внешних воздействий окружающей среды), социальные и др.

Подрод медицинских товаров предназначен для удовлетворе­ния социальных потребностей в обеспечении здоровья челове­ка, а также физиологических потребностей во внутренней безо­пасности.

Класс товаров— множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.

В зависимости от используемого сырья и назначения классы делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидно­сти. Последние две группировки могут иметь наименования: номинальные и марочные. Например, подрод продовольственные товары делится на два класса: пищевые продукты и табач­ные изделия.

Подкласс однородных товаров— множество товаров, удовле­творяющих аналогичные группы потребностей, имеющих опре­деленные различия. Например, подкласс «Пищевые продукты растительного происхождения» удовлетворяет физиологические потребности в специфических питательных веществах, прису­щих только этой группе, — углеводах, растительных маслах, белках, волокнах и т. п.

Группа однородных товаров— подмножество товаров, удов­летворяющих более специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых сырья, материалов, конструкций. Так, подкласс «Пищевые продукты растительного происхождения» подразделяется на плодоовощные, зерномуч-ные и другие группы товаров, каждая из которых удовлетворяет потребности в определенном комплексе веществ и имеет спе­цифичное назначение.

Подгруппа товаров— подмножество товаров, имеющих об­щее с группой основное назначение, но отличающихся от това­ров других подгрупп только им присущими признаками. Так, группа кондитерских товаров делится на две подгруппы: саха­ристые и мучные товары, различающиеся соотношением ос­новных компонентов (сахара, муки и жиров).

Вид товаров— совокупность товаров, отличающихся инди­видуальным назначением и идентификационными признаками. Вид товаров как часть множества обязательно имеет общее на­значение с более крупными классификационными группиров­ками, отличаясь от них индивидуальным назначением. К дру­гим отличительным признакам вида относятся показатели, по­зволяющие идентифицировать вид товара.

Довольно часто вид товаров распознают по внешнему виду, а вид пищевых продуктов — дополнительно по вкусу, запаху, консистенции. Хотя эти признаки и не являются безусловными, но в силу доступности и простоты их чаще всего используют на практике. Так, виды сахаристых изделий — карамель и конфе­ты — отличаются прежде всего внешним видом и консистенци­ей (структурой). Они имеют общее назначение — должны удов­летворять потребность в ощущении приятного сладкого вкуса, и индивидуальное — потребность в разной консистенции.

Разновидность товаров— совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. Так, по признаку

«содержание начинки» различают две разновидности караме­ли — леденцовая и с начинкой.

Наименование товаров— совокупность товаров определен­ного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием (именем) и индивидуальными особенностями, обу­словленными подбором сырья, материалов, а также конструк­цией, технологией. Наименование товаров может быть номи­нальным и марочным.

Номинальное наименование именное обобщенное название товара, выпускаемого разными изготовителями. Например, ка­рамель Театральная, конфеты Маска, Цитрон и др.

Марочное наименование, или торговая марка индивидуаль­ное название товара, выпускаемого определенным изготовите­лем. Довольно часто на это наименование выдается патент, что обеспечивает защиту авторского права марочного наименова­ния, например, игристое вино Абрау Дюрсо, сок Тонус.

В современных условиях, когда общая широта товаров дос­тигает в торговых организациях, особенно гипермаркетах, 50 000—80 000 единиц, автоматизированный учет с помощью штрих-кодовой информации требует введения понятия «товар­ный артикул».

Товарный артикул (ТА)— ассортиментная единица товара, включающая его наименование и/или торговую марку, при не­обходимости градацию качества (сорт, класс качества, номер, марку и т. п.), типоразмер или количественную характеристику фасованной продукции (массу, объем, длину, ширину, высоту и т. п.), а также иные необходимые сведения. Каждому товар­ному артикулу присваивается свой штрих-код, что позволяет идентифицировать его на всех этапах товародвижения. Напри­мер, питьевая бутилированная вода "Святой источник" в упаков­ке вместимостью: 2; 1,5; 0,5 л будет относиться к разным товар­ным артикулам, различающимся количественными характери­стиками и ценой. Артикул рисовой или гречневой крупы будет определяться разновидностью (шлифованный или полирован­ный рис, ядрица или продел гречневые), сортом, фасовкой, а у риса — также типом и, возможно, страной происхождения. Для артикула одежды и обуви важными признаками будут размер, цвет, фасон, страна происхождения. Таким образом, идентифи­цирующие признаки товарного артикула для разных товаров неодинаковы. Наиболее доступным методом идентификации товарных артикулов на всех этапах товародвижения является маркировка, в том числе и штрих-код.

Общая классификация продовольственных и непродоволь­ственных товаров имеет большую глубину, поэтому возможно применение дополнительных классификационных группиро­вок, например, подклассов и подгрупп разных ступеней. Такой прием впервые применен нами для классификации продоволь­ственных товаров растительного происхождения.

Классы, подклассы и группы составляют общую товаровед­ную классификацию потребительских товаров (таблица 1). Де­ление групп однородных товаров на подгруппы, виды, разно­видности и наименования относится к частной товароведной классификации и рассматривается в соответствующих разделах товароведения.

Деление потребительских товаров на роды, подроды, классы и подклассы основано на иерархическом методе классифика­ции. При делении на группы могут быть использованы совме­стно иерархический и фасетный методы. Это видно на примере групп подкласса «продовольственные товары растительного происхождения». Часто группы этого подкласса подразделяют­ся по сырьевому признаку иерархическим методом на зерно-мучные товары, плодоовощные товары, табачные изделия.

Таблица 1. Классификация продовольственных товаров

 

Подклассы Группы однородных товаров  
I. Вспомогательные Пищевые добавки Пряности Приправы Натуральные улучшители консистенции  
II. Растительного происхождения Зерномучные Плодоовощные Вкусовые Сахар и его заменители Крахмал и крахмалопродукты Кондитерские товары Растительные масла и маргариновая продукция  
III. Животного происхождения Пищевые животные жиры Молочные Мясные Рыбные Яйцо и яйцепродукты  
IV. Комбинированные Продукты детского питания Пищевые концентраты  

 

 

Приведенная общая товароведная классификация продо­вольственных и непродовольственных товаров не совпадает с классификацией сельскохозяйственной и промышленной про­дукции в ОКП. Это объясняется тем, что товароведная класси­фикация исторически сложилась раньше и была основана на потребностях торговли. В ОКП в наибольшей степени проявля­ются интересы отраслей, производящих продукцию. Поэтому обе эти классификации могут применяться каждая в своей сфе­ре. Вместе с тем существуют и альтернативные товароведные классификации потребительских товаров.

 

1 Основные понятия и классификация ассортимента

2 Свойства ассортимента

3 Управление ассортиментом

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:602

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.