Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Мета-модель

Цели

ФУНКЦИИ, ТИПЫ И УРОВНИ СУПЕРВИЗИИ

Тема 2. Основные модели и уровни супервизии

РЕЗЮМЕ

Если идея проекта оказалась приемлемой, проводится комплексный (технический, экономический, коммерческий, эко­логический, социальный, организационный) проектный анализ, цель которого — определение результатов (ценности) проекта.

Центральный момент работы над предынвестиционной (на­чальной) фазой проекта — разработка технико-экономического обоснования, иначе ТЭО (проекта) строительства. По его резуль­татам принимается инвестиционное решение, в том числе об изъя­тии предварительно согласованного земельного участка и предо­ставлении его для строительства объекта.

На этом же этапе разрабатывается бизнес-план – основной документ, позволяющий оценить и обосновать проект.

1.Функции, типы и уровни супервизии

2.Анализ работы супервизора. Формы и уровни реконструирования

3.Этапы и фазы супервизионной работы

4.Методы, техники и выразительные средства, применяемые в супервизионной работе

5.Этические, юридические и профессиональные аспекты супервизии

 

Основная литература:

1. Кулаков, С. А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии / С. А.

Кулаков. // СПб. : Речь, 2002. – 236 с.

2. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. Речь 2002

Дополнительная литература:

1. Черников, Т. В. Кризис профессиональной карьеры: гуманитарные технологии психологической поддержки / Т.В. Черников // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2003. - № 3. - С. 41-54.

 

Супервизия– это консультирование, направленное на профессиональную деятельность, целью которого является увеличение целенаправленности профессиональных действий, повышение квалификации и степени удовлетворенности собственной работой.

Супервизор– лицо, предлагающее супервизию

Супервизируемый– лицо, получающее супервизию

Клиент – лицо, которое получает у супервизируемого консультативную или другую помощь.

Британская Ассоциация консультирования выработала некоторые основные правила супервизии. В ее первом документе по супервизии (1987) говорится, что супервизия происходит не только с целью расширить осознание супервизируемого, но и для пользы клиента. В этом документе утверждается, что «первичная цель супервизии – защитить интересы клиента».

· предупреждение синдрома помощника и переутомления

· разработка более осознанного подхода к требованиям, предъявляемым работой

· возможность повышения квалификации

· оптимизация процесса обучения

Супервизия рассматривает человека как триединство тела, психики и духа. Любой человеческий опыт находит отражение в теле и, наоборот, телесное воздействует на психические и духовные процессы.

Человек в супервизии рассматривается как индивидуум, как участник взаимодействий с другими и как составная часть социальных систем. Кроме того, учитывается еще тот факт, что и на работе и в имеющейся там социальной системе человек испытывает некоторое напряжение между ощущением защищенности и ощущением угрозы, между индивидуальными и коллективными требованиями.

Супервизию можно рассматривать как особую форму диалога.

Супервизор и супервизируемый обмениваются своими многоплановыми представлениями о конкретной ситуации на работе. В таком диалоге супервизируемый может позволить себе достаточно свободно высказывать свои интересы, выражать свои чувства, в то время как супервизор на основе этой многоплановой мета-модели структурирует беседу. Супервизор и супервизируемый всегда воспринимают определенный феномен на основании своего личного опыта и структурируют его согласно своим стереотипам. Для понимания сути проблемы супервизор, кроме того, привлекает еще и свои теоретические знания. В зависимости от типа проблемы используются концепции, работающие с индивидуальными, интеракциональными или системными феноменами (глубинно-психологический подход, интеракциональный подход, модель переноса и контрпереноса, понятие функциональной роли, системные и организационные теории). Однако, каждый раз следует устанавливать возможность применения конкретной концепции в рамках супервизии.

В настоящее время существует множество разновидностей супервизии.

Coaching (коучинг)– особая форма индивидуальной супервизии, а именно консультирование руководителя относительно его руководящей роли («структурное одиночество»).

Супервизия в рамках профессиональной подготовки– предусмотренная учебной программой супервизия при подготовке различных профессиональных групп. Ее содержанием является рефлексия первых шагов при освоении профессии (например, учебная супервизия психотерапевтов, студентов специальности «социальная работа»).

Балинтовские группы– особая форма групповой супервизии, в ходе которой представители одной профессии, лично и социально независимые друг от друга, занимаются анализом системы отношений «Профессионал – Клиент» под руководством психоаналитически/психотерапевтически подготовленного супервизора. Они возникли в психотерапевтически ориентированной системе повышения квалификации врачей. Венгерский врач Балинт(1896-1970) разработал модель отработки психологических проблем, возникающих в врачебной практике.

Интервизия– особая форма супервизии, когда профессионалы осуществляют рефлексию своей деятельности коллегиально, без супервизора.

Одни специалисты, описывая супервизию в социальной работе, говорят о трех главных функциях, или ролях, которые они обозначают как:

1. образовательную;

2. поддерживающую;

3. направляющую.

Другие проводит такое же разграничение в описании основных процессов в супервизии консультирования, используя термины:

1. «формирующая»;

2. «тонизирующая»;

3. «нормативная» для обозначения этих же функций.

Каково содержание этих функций?

1. Образовательная, или формирующая функция подразумевает развитие умений, понимания и способностей супервизируемых. Она осуществляется через анализ и исследование работы супервизируемого со своими клиентами. В процессе такого исследования супервизор может помочь им:

· лучше понимать клиента;

· лучше осознавать собственные реакции на клиента;

· понимать динамику взаимодействия с клиентом;

· исследовать свои интервенции и их последовательность;

· исследовать другие пути работы с этой и подобными ситуациями.

2. Поддерживающая, или тонизирующая функция – это способ противостояния, когда любой работник, вовлекаясь в глубокую социальную работу с клиентами, неизбежно подвергает себя воздействию дистресса, боли и потерянности, испытываемых клиентом.

Социальному работнику нужно научиться осознавать, как это влияет на него, и научиться справляться с любыми реакциями.

Это происходит само собой, если работник не переполнен эмоциями. Эмоции появляются из-за эмпатирования клиенту или могут быть реакцией на него. Неприятие этих эмоций, как правило, приводит к снижению эффективности работника, который начинает:

· либо слишком идентифицироваться с клиентом;

· либо защищаться от дальнейшего влияния со стороны клиента.

Со временем это приводит к стрессу и выгоранию социального работника.

3. Направляющий, или нормативный, аспект супервизии обеспечивает контрольнуюфункцию в работе с людьми. Не только недостаток подготовки или опыта, но также и наши неизбежные внутренние недостатки и слепые пятна, уязвимые места и предрассудки заставляют социальных работников, искать кого-то, кто наблюдал бы за нашей работой.

В ходе сессий супервизор может частично взять на себя ответственность за благо клиента и работу с ним супервизируемого. Супервизор может взять на себя ответственность убедиться в том, что проводимая работа удовлетворяет стандартам учреждения, в котором она проводится. Почти все супервизоры, даже не занимающие руководящих постов, ответственны за удовлетворительность работы супервизируемых и ее соответствие определенным этическим требованиям.

Табл.1. Основные фокусы супервизии

Основные категории фокусов Категории по Кадушину
Обеспечить постоянное пространство для анализа супервизируемым содержания и процесса своей работы Образовательная
Расширить рабочие знания и навыки Образовательная
Получить информацию и новый взгляд на рабочую ситуацию Образовательная / поддерживающая
Получить обратную связь по процессу и по содержанию работы Образовательная / поддерживающая
Получить оценку и поддержку как работника и как личности Поддерживающая
Убедиться в том, что как работник и как личность ты не должен нести груз трудностей и проблем в одиночестве Поддерживающая
Обеспечить пространство для исследования и выражения собственного дистресса, напряжения, переноса и контрпереноса, появляющихся в ходе работы Направляющая / поддерживающая
Спланировать и эффективнее использовать личностные и профессиональные ресурсы Направляющая / поддерживающая
Стимулировать активность в противовес реактивности Направляющая / поддерживающая
Убедиться в качестве работы супервизируемого Направляющая

Различают следующие типы супервизий.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:653

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.