Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Проблема периодизации психического развития. Периодизация психического развития по Д.Б.Эльконину. Кризисы развития

Значение деятельности в развитии психики ребенка

Взаимодействие биологического и социального фактора в развитии психического ребенка

Мозг новорожденного морфологически, функционально не зрел. Он развивается в процессе прижизненной деятельности, т.е. формируются функциональные системы как механизмы человеческой психики.

В связи с этим отсутствие полноценного общения ребенка со взрослым может стать существенной причиной затрудненного развития его психики.

Становление психики ребенка происходит в деятельности как особой формы психической активности и на ее основе этот процесс осуществляется закономерно, в объективно обусловленной логике. Согласно ей каждая возрастная ступень развития имеет свои психологические, сенситивные (восприимчивость) возможности, свои резервные возможности, реализация которых зависит не только от благополучия соц. условий внимания и профессиональной компетентности окружающих взрослых на ребенка, но и от проф.организованной ими ведущей для данного возраста деятельности.

Вывод: неполноценное психическое развитие ребенка может быть обусловлено как действие отдельного неблагоприятного фактора( отдельной причины), так и их сочетания, складывающихся в процессе взаимодействия.

В процессе онтогенеза от рождения и до зрелости ребенок проходит несколько возрастных периодов, имеющих свои характерные признаки (условия жизни, отношения с окружающими), поэтому различные периодизации психического развития базируются на разных основаниях. Рассматривая различные периодизации психического развития, необходимо дать определение возраста.

Возраст (по Л.С.Выгодскому) - относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику

Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием.

Хронологический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах, днях, прошедших с момента его рождения.

Психологический возраст – достигнутый к определенному моменту уровень психического развития

Наиболее известной в российской науке является периодизация Даниила Борисовича Эльконина, основанная на подходе к психологии развития, сложившемся в школе Выгодского. Ключевыми моментами этого подхода являются:

1. социальная ситуация развития (система отношений, в которую ребенок вступает в обществе и то, как он в ней ориентируется)

2. основной (ведущий) вид деятельности (этот период, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте)

3. основные психологические новообразования (та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущей деятельности)

4. кризисы (переломные моменты развития, отделяющие один возраст от другого)

Д.Б.Эльконин подверг тщательному анализу содержательную сторону деятельности и сделал вывод: «Единый процесс жизни в обществе в ходе исторического развития раздваивается, расщепляется на 2 стороны»

1. усвоение мотивационно-потребностной сферы личности (усвоение мирообщения)

2. усвоение операционно-технической сферы (усвоение предметного мира)

Д.Б.Эльконин открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности, т.е. на определенном этапе активность ребенка направлена на познание взаимоотношений с людьми (вид деятельности - общение), а затем наступает этап познания способов потребления предметов. Каждый раз между этими типами деятельности возникают противоречия, которые и являются причинами развития. Кризисами развития называются переходы от одного ведущего вида деятельности к другому. Кризис – это своеобразное поведенческое указание ребенка на возникшую у него потребность перемен, т.е. появления новой ведущей деятельности. Причем каждая эпоха детского развития построена по одному принципу: она открывается деятельностью в сфере общения. Учитывая закон периодичности, Эльконин объясняет содержание кризисов развития. Так 3 года и 11 лет – кризисы отношений; 1 год и 7 лет – кризисы, открывающие ориентацию в мир вещей.

Таблица 1

Периодизация психического развития по Д.Б.Эльконину

Эпоха Раннее детство Детство Подростничество
Период Младенчество Ранний возраст Дошкольное детство Младшее школьное Подростничество Ранняя юность
Ведущий вид деятельности Эмоциональное общение Предметно-манипулятивная деятельность Ролевая игра Учебная деятельность Интимно-личностное общение Учебно-профессиональная деятельность
Кризисы Новорожденности 1 года 3 лет 7 лет 11-12 лет 17 лет

В каждом периоде существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного формирования и развития определенных психологических и поведенческих свойств и качеств – это возрастная сенситивность.

Возрастная сенситивность – повышенная чувствительность для развития свойств психики.

Например, раннее детство – наиболее благоприятный период для развития речи ребенка; младший школьный возраст сенситивен для развития учебных навыков и умений. Именно в этот период необходимо проводить умелое насыщение возраста тем, что ему требуется для развития нужных в этот период функций.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:553

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.