Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Соотношение генотипических и средовых влияний на развитее ребенка

Предмет и проблемы возрастной психологии.

Предметом изучения возрастной психологии является человек при его переходе из одного возраста в другой с подробным содержанием - психологическим анализом, каждого возрастного периода.

Возрастная психология – отрасль психологической науки, которая изучает особенности формирования личности на разных этапах ее развития.

Основные разделы:

· Детская психология, включающая развитее ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

· Психология младшего школьника

· Психология подростка

· Психология ранней юности

· Психология взрослого человека

· Психология старости ( геронтопсихология )

Задачи возрастной психологии:

· изучение возрастной динамики психики человека в онтогенезе с момента рождения до старости с вычислением качественных отличий и своеобразие каждого этапа

· рассмотрение возрастных особенностей психологических процессов усвоения знаний, факторов, влияющих на развитие личности

· соотнесение данных, полученных опытным путем ( преимущественно наблюдением) с имеющимися теориями психического развития

· выявление нормы и отклонения в псих.развитии человека определенного возраста ( экстремальные ситуации, одаренность)

Возрастная психология зародилась как ветвь сравнительной психологии относительно недавно (конец 19 века). Зарождение связывают с появлением книги нем. Ученого Прейера «Душа ребенка», где он описывает результат наблюдений за развитием своего сына. Он сделал первый шаг от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Дальнейшее становление и развитие в.п. проходило под влиянием соц.-эк. Развитием естествознания (Ч. Дарвин), изучением деятельности мозга и органов чувств ( И. М. Сеченов), значительными успехами развития эксперимента ( В. Вундт).

В в.п. центральная проблема – источники и движущие силы психического развития.

Движущие силы психического развития – те факторы, которые определяют поступательное развитее ребенка, являющееся его причинами, содержат в себе энергетические побудительные источники развития и направляют его в нужное русло.

В начале 20 века было 2 течения, по-разному трактующих эту проблему:

· биогенетическая теория

· социогенетическая теория

Возрастная психология зародилась

Биогенетическая тория: определяется фактором развития ребенка, является биологический, генетический фактор + наследственность.

Становление психики и поведения – это результат эволюционного преобразования, генетически заложенных возможностей в виде задатков. Все, что появляется у человека в процессе развития, изначально связаны с задатками.

В этой теории признается предопределенность хода психического развития. Игнорируется зависимость развития от способов и форм взаимодействия ребенка с окружающей средой. Зависит от характера и содержания собственной деятельности.

Социогенетическая теория:Среда выступает в качестве фатального фактора развития ребенка. С помощью целенаправленного обучения и воспитания у любого человека, независимо от природных задатков, может сформироваться любые поведенческие и психические свойства.«Какова среда, такова и личность человека».

Эта теория была ошибочной, если биогенетизм отрицает активность личности, сводя поведение и развитие реализации генетической предрасположенности, то социогентизм оказывает действие на личность в активности, сводя все к воздействию социальной среды. Спор психологов о том, что же предопределяет развитие ребенка, привел к созданию теории конвергенции ( с лат. «слияние»)(Вильям Штерн) Согласно этой теории, развитие – это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Таким образом, это самая распространенная концепция современной психологии, и все теории отличаются друг от друга тем, как они трактуют взаимоотношения наследственности и среды, созревания и учения, врожденных и приобретенных способностей в процессе развития ребенка.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:484

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.