Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Типы причин конфликта

Как правило, в литературе просто перечисляются всевозможные причины, способные вызвать конфликт. Рассмотрим две классификации причин конфликта.

Первая классификация делит причины любого рода, вида конфликта на следующие группы:

1.Условия, формирующие, усиливающие или поощряющие несовместимость ценностных различий элементов какой-либо системы (личности, группы, организации, государства и т.д.)

К этим условия относят:

1.1. структурную дифференциацию элементов системы, проявляющуюся через наличие различных функциональных, статусных, ролевых и других позиций. Данные позиции возникают в результате отношений власти, лидерства, собственности, функциональных, процессных отношений и т.д. Структурная дифференциация, во-первых, провоцирует ценностные различия статусно-ролевых позиций, во-вторых, она их поддерживает, развивает. Ценности разных позиций могут прийти в противоречие и стать источником конфликта.

Эти причины отмечали Маркс, Дарендорф, Марч, Саймон.

Примером конфликтов по этим причинам может быть конфликт руководителя и подчиненных, конфликт между отделом сбыта и отделом закупок, конфликт между компонентами «надо» и «хочу» отдельного человека, между его способностями и возможностями.

1.2. личностные различия, что также провоцирует разницу в ценностях и может нарушить коммуникации людей.

Эти причины отмечали Робинс, Зиммель.

Пример: конфликт между членами группы из-за различий в возрасте, статусе, чертах характера.

1.3. дефицит ресурсов (власти, персонала, собственности) и систему их распределения. Разный доступ к ресурсам и системе их распределения предопределяет ценностные различия.

Эти причины отмечали Козер, Мескон, Дарендорф, Боулдинг.

Пример: конфликт между специалистами разной категории по поводу размера получаемой зарплаты.

1.4. идеологические различия, которые также напрямую задают разницу в ценностях.

Изучал эти причины Конверс.

Пример: конфликт между группами или организациями по поводу разной корпоративной культуры, идеологии.

1.5. Явление доминирования. Отмечал Галтунг.

Понятие доминирования раскрывается через цепочку следующих суждений:

1.Человеческие существа от природы склонны формировать иерархии социального доминирования (то есть неравные социальные статусы, позиции, группы, обладающие определенными преимуществами – силой, властью и прочими привилегиями

2.Иерархии социального доминирования имеют определенную степень статусного притяжения (то есть хотят занять многие) и возникающего в силу этого напряжения.

3.Природная предрасположенность к социальному доминированию вынуждает людей вступать в конкуренцию за право обладать лучшей позицией.

4.Действия с целью достижения социального доминирования могут привести к конфликту.

Перечислили 5 условий, формирующих или усиливающих ценностные различия, ценностную несовместимость. И это была первая группа причин конфликта.

2. Вторая группа причин включает врожденные агрессивные установки, инстинкты враждебности, ведущие к конфликтному поведению.

Отмечали Козер, Зиммель.

3. Третья группа причин – психологические процессы, влекущие за собой позиции о несовместимости различий. К этим процессам относят формирование негативного психологического образа оппонента, к примеру, в ходе общения с другими людьми, возникновение отрицательных эмоций в отношении каких-либо людей, субъективные ощущения угнетения и притеснения личности и др.

В отличии от второй группы причин, которые являются в большей степени объективными, причины данной группы – субъективны, они связаны с чувствами, ощущениями, восприятием конкретных людей.

Отмечали Рапопорт, Томас, Козер.

Приведенная классификация причин построена на зарубежных теориях. Она носит общий характер и применима для любых типов конфликта. В этом преимущество классификации, но недостаток – в ней не затронуты частные социально-экономические причины конфликтов, возникающих именно в организации, в трудовой сфере. Это объясняется тем, что зарубежные ученые чаще рассматривают конфликты макроуровня, на уровне всего общества. Поэтому их подходы к причинам конфликтов – универсальны, отражают наиболее общие противоречия, но не детализированы.

В нашей стране вопросы конфликта изучались в рамках отраслевых наук – социологии труда, экономической социологии, индустриальной психологии, психологии управления и т.д., соответственно большое внимание уделено трудовым конфликтам. Как следствие появилась следующая классификация причин конфликта:

1) производственно-технологические причины – противоречия интересов, обусловленных производственно-технологической стороной предприятия. Примеры: изношенная техника, оборудование, морально устаревшие технологии, не отвечающее эргономическим требованиям оборудование, помещения, дефицит нового оборудования и пр.

2) экономические причины – противоречия интересов, целей по поводу процессов создания, распределения и перераспределения финансово-экономических, материальных ресурсов. Примером наиболее часто встречающихся экономических причин является столкновение интересов по поводу систем стимулирования труда, в частности, конфликт может возникнуть из-за отсутствия четких критериев или принципов оплаты труда, их устаревания, одностороннего отражения в них интересов только одной стороны (фирмы).

3) организационные причины – рассогласование формальных организационных требований в виде норм, предписаний, традиций и фактического поведения работников. Конфликт по этим причинам возникает, во-первых, если работник по способен, не желает или не может выполнять требования организации, во-вторых, если требования организации нечетки, противоречивы, неконкретны.

Примеры – несвоевременное, некачественное выполнение сотрудником задания из-за отсутствия у него необходимой квалификации, из-за неверной постановки перед ним этого задания.

4) административно-управленческие причины – противоречие интересов при выполнении функций управленческого труда.

Примеры: недостаточная информированность управленческого персонала, неквалифицированное управленческое решение, необоснованный перенос решения проблемы с вертикального уровня (руководитель- подчиненный) на горизонтальный уровень (подчиненный-подчиненный) фирмы.

5) социально-психологические причины – противоречия интересов, обусловленные личностными различиями и процессами общения.

Примеры – чувства антипатии, личной неприязни, разная манера поведения, неблагоприятный социально-психологический климат, неумение контролировать эмоции, повышенная тревожность.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:628

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.