Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Вопросы для обсуждения

Лекция 10 Взаимосвязь конфликтных ситуаций и стрессовых состояний

Взаимосвязь конфликтных ситуаций и стрессов, имеющих защитно-адаптационный характер и направленных на повышение устойчивости человека к воздействию неблагоприятных жизненных обстоятельств. Факторы стрессовых состояний, в том числе реакция работников на конфликты по месту своей занятости, эмоциональные срывы в межличностных отношениях, которые вызываются бестактностью и грубостью сослуживцев, в первую очередь руководителей.

Людям свойственно стремление к самореализации, творческое отношение к действительности. Им практически всегда приходится поступать нестандартно, отказываясь от стереотипов мышления, а нередко и ломать свою психологию.

Влияние обстоятельств, в том числе и конфликтных ситуаций, порождает у человека определенные эмоции — изменения в его нерв­ной системе, субъективные реакции на воздействие тех или иных раздражителей. Хорошо, если эмоции имеют положительную на­правленность — тогда они становятся фактором, способствующим мобилизации духовных и физических сил человека, помогающим преодолевать препятствия на пути к цели; плохо, если эмоции от­рицательны — тогда они угнетают человека, ослабляют его энер­гию и волю, заставляют пасовать перед сложными жизненными реалиями.

Образовавшийся в результате внутренний дискомфорт часто ста­новится причиной так называемого трудного состояния — невроза. Эта болезнь, в свою очередь, служит чем-то вроде зеркала, отра­жающего психологически неразрешимые для данного человека

При утвердительном ответе всего на половину вопросов предложенного тес­та можно констатировать, что у данного человека налицо несомненные призна­ки стрессового состояния.

Основная причина большого распространения стрессов, как это ни парадоксально, связана, с ускорением научно-технического прогресса, в частности, с тем, что физиологические возможности человека не поспевают за радикальным изменением образа жиз­ни, стремительным вторжением в нее новых видов энергии и ма­териалов, средств передвижения и связи, за нарастающим валом разнообразной информации, внедрением в быт сложной микро­электронной техники и т.д.

Среди общих факторов стрессового риска значатся нарастающая сутолока повседневной жизни, информационные перегрузки, издер­жки урбанизации, малоподвижность людей и недостаток потребля­емых ими натуральных, экологически чистых продуктов питания, хроническое недосыпание (особенно в рабочие дни недели), подмена живого общения длительным «диалогом» с компьютером. Но стресс — следствие не только отставания механизма адаптации человека от темпов изменения социокультурных, экологических, экономичес­ких и иных условий его жизни; он определяется также направлен­ностью этих изменений, в особенности навязыванием людям извне разного рода искусственных ограничений, примитивного, чуждого им и унижающего человеческое достоинство способа существова­ния, которые постоянно порождают психофизическое переутомле­ние, разочарование и чувство безысходности, а вслед за ними и аг­рессивность в поведении, индивидуальный или массовый протест.

Сказываются, несомненно, и другие факторы. Так, люди неред­ко находятся во власти возрастных кризисов, когда, к примеру, максимализм и готовность к подвигам юноши воспринимается ок­ружающими без должного внимания; когда достигший зрелого воз­раста человек сталкивается с угнетающим расхождением между тем, что он желал и ожидал, и тем, как жизнь сложилась на самом деле; когда старый человек, утративший трудоспособность, ощу­щает психологический дискомфорт.

Американский психотерапевт Брэд Плактон путем тщательных наблюдений установил наличие прямой связи частой лжи, попро­сту вранья, с появлением у человека сперва нервозности, потом стресса, а вслед и целого «букета» других болезней, так или иначе спровоцированных потерей душевного равновесия. Механизм та­кой взаимосвязи в общем-то не сложный: ложь перегружает не­рвную систему, заставляет человека «выкручиваться» в разговоре, следить едва ли не за каждым сказанным словом, держать свою психику в состоянии повышенного возбуждения, что в конечном счете ведет к стрессу, депрессии.

К стрессу могут привести обычная ссора, неубывающая груда дел на работе и дома, с которыми человек не успевает справляться, недовольство, выраженное начальством. И ежедневная поездка на работу в переполненном общественном транспорте может вызвать «транспортную усталость», которая негативно влияет на самочув­ствие, ослабляя защитные свойства человеческого организма.

Существенным фактором стрессовых состояний и рисков явля­ется реакция работников на конфликтные ситуации по месту своей занятости. Можно с полным основанием утверждать, что стрессы непременно сопровождают организационные и социально-трудо­вые конфликты. Столь же естественно их возникновение в резуль­тате эмоциональных срывов в межличностных отношениях, вызы­ваемых бестактностью и грубостью сослуживцев, в первую очередь руководителей, лицемерием и обманом со стороны людей с нечи­стой совестью.

Воздействие указанных факторов многократно возрастает, если экономику и социальную сферу страны лихорадит кризис, состоя­ние общества не отличается стабильностью и устойчивостью, падает жизненный уровень населения, политика государства, за­конодательная, исполнительная и судебная ветви власти не поль­зуются поддержкой, вызывают недоверие и протест со стороны значительной части граждан.

Такой многогранный кризис в настоящее время переживает Россия. Важно иметь в виду, что в принципе по своему естественному назначению стресс есть благо. Он не должен приводить к беде.

!!! Канадский ученый Ганс Селье, которому принадлежит заслуга пер­вым сформулировать концепцию стрессовых состояний, ввести еще в 1936 г. сами понятия «стресс» и «адаптационный синдром», полагал, что стресс — нормальная реакция организма на предъяв­ляемые ему требования, условие активизации жизненных сил, пре­одоления возникающих препятствий. По Селье, стрессы, как при­права и аромат жизни, нужны и полезны. Избегать же следует та­ких воздействий на организм, которые ведут к разрушению его способности к адаптации.

Эффективность стресса, конечно же, ограничена. Непрерыв­ная череда стрессовых состояний может обернуться хроническим стрессом — болезнью, выбивающей человека из жизненной колеи, делающей его излишне агрессивным или, напротив, апатичным. Потому-то стресс практически всегда сигнал тревоги. Он должен восприниматься, особенно в связи с конфликтами, как серьезное предостережение.

Каждому надо быть осведомленным о механизмах возникнове­ния и снятия стрессового недуга, меньше сомневаться в себе, до­верять собственной интуиции. Не будет лишним знать, кто и как реагирует на стрессовые состояния. Например, у женщин реакция на неблагоприятные обстоятельства более четко выражена, а по­тому приспособление к стрессам и конфликтным ситуациям совершеннее, чему, в частности, помогают свойственные им друже­любие, уступчивость, интуиция. Мужчины же реагируют на стресс сдержаннее, для них в большей мере необходимы уверенность в себе, расчет на силу, осознанное предвидение вместо неясного предчувствия. Установлено также, что те, кто наделен повышен­ной способностью к творческой активности, меньше подвержены стрессам, хотя стрессовые состояния, как и конфликты, могут от­рицательно влиять на проявление их инициативы.

Возможна и самооценка стрессоустойчивости посредством соответствующих психологических тестов. Вот один из них, предусматривающий откровенные от­веты на следующие констатирующие положения:

1. Думаю, меня недооценивают в коллективе.

2. Стараюсь работать, даже если не совсем здоров.

3. Постоянно переживаю за качество своей работы.

4. Бываю настроен агрессивно.

5. Не терплю критики в свой адрес.

6. Бываю раздражителен.

7. Всегда стараюсь быть лидером там, где возможно.

8. Меня считают человеком настойчивым и напористым.

9. Часто страдаю бессонницей.

10. Своим недругам могу дать отпор.

11. Эмоционально и болезненно переживаю неприятности.

12. У меня не хватает времени на отдых.

13. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя.

ЕУ меня возникают конфликтные ситуации. Обычно все делаю быстро. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом.

17. Испытываю страх, что не успею сделать необходимого.

18. Действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки.

 

По мнению болгарского психолога Славно Пенчева, предложившего этот тест, возможны три варианта итогового вывода: если на большинство положений от­ветом было «редко», это подтверждает высокий уровень стрессоустойчивости; если преобладал ответ «иногда», то устойчивость против стресса удерживается на среднем уровне; при преимуществе ответов «часто» показатель стрессоустой­чивости оказывается низким, что должно подвигнуть человека к необходимости решительно изменить свой образ жизни.

Очевидно, что в состоянии стресса человек не может дать вер­ную оценку обстановки и действий окружающих его людей. Он боль­ше охвачен чувством опасности, стремлением принять оборони­тельную или наступательную позу. Притупляется самокритика и вместе с тем усиливается желание винить во всем других, включая коллег по работе.

При высокоэмоциональном напряжении личность находится под гнетом постоянного ожидания какой-то угрозы, пусть даже

надуманной, нереальной. И хотя человеческие возможности проти­востоять стрессу достаточно велики, каждый раз при стрессовом состоянии человеку приходится перенапрягать себя, чтобы избе­жать психологического срыва. Это обстоятельство усугубляет лю­бую конфликтную ситуацию, создает дополнительные преграды на пути к урегулированию того или иного конфликта.

Контрольные вопросы и задания

1. Укажите различия в содержании понятий «индивид», «лич­ность» и «индивидуальность».

2. Какие качества личности относят к интеллектуальным, во­левым и эмоциональным?

3. Как темперамент и характер человека влияют на его конф­ликтность?

4. Охарактеризуйте взаимосвязь социального статуса и соци­альных ролей личности.

5. Дайте определение социальной группы и ее разновидностей.

6. Что составляет основу социально-психологического клима­та трудового коллектива?

7. Назовите основные источники конфликтов в организации.

8. Приведите примеры общих и частных причин конфликтов.

9. К чему сводятся непосредственные причины возникновения организационных, эмоциональных и социально-трудовых конф­ликтов?

10. Что общего и в чем заключаются различия между конфлик­тами потребностей, интересов и ценностей?

11. Раскройте взаимозависимость стрессов и конфликтного поведения людей.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:684

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.