Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Лекция 4

В последние годы издано немало монографий, учебников и учеб­ных пособий по конфликтологии, содержащих уже не только кри­тические обзоры западных теорий и практики, но и материалы ис­следований отечественных ученых, анализ практики разрешения конфликтов в условиях современной российской действительнос­ти. Популярными становятся работы, посвященные переговорам, стратегиям и тактикам их успешного проведения, а также перего­ворной компетентности.

По Здравомыслову, социология конфликта исходит из того, что конфликт — вполне нормальное явление общественной жизни, его выявление и развитие являются полезным и нужным делом. Все­общая гармония интересов — это миф, вводящий людей в заблуж­дение. Общество, органы власти и отдельные лица могут достичь более эффективных результатов в своих действиях, если не будут закрывать глаза на конфликты и конфликтные ситуации, а после­дуют определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов.

Иной — социально-политический — ракурс выдержан в книге А.Г. Здравомыслова «Социология конфликта». В ней природа, движу­щие силы и мотивация конфликтных противостояний, формы раз­вертывания и способы разрешения конфликтов исследуются и ос­вещаются главным образом в тесной увязке с анализом социально-политических процессов, происходящих в современном мире, и той ситуации, которая складывается ныне в российском обществе.

Вопрос 1. Они отводили конфликтам место в ряду четырех взаимосвязанных типов социального взаимо­действия — соревнования, конфликта, приспособления и ассими­ляции, указывая на то, что конфликтам принадлежит переходная роль от соревнования к другим типам взаимодействия, а значит, и место существенного источника социальных перемен. Отсюда шло формулирование практических целей, важных и для управленцев: способствовать трансформации конфликтов в сотрудничество, со­действовать гармоничным отношениям между социальными груп­пами, осуществлять разработку конкретных методик по разреше­нию конфликтных ситуаций.

Ученые разных стран обратили внимание на то, что конфликты неизменно возникают даже в тех организациях, которые функци­онируют и управляются безупречно. Это обстоятельство вновь и вновь заставляло усомниться в том, что какая-либо модель соци­альной системы способна обеспечить стабильный консенсус (еди­нодушие, единогласие). Вместе с тем крепло понимание необхо­димости учитывать естественную неизбежность и закономерный характер социальных противоречий, перерастающих в конфлик­ты. В итоге с начала 1950-х гг. в США, Германии, Франции, ряде других западных стран сложились и получили распространение современные концепции конфликта.

Первой по времени появления следует назвать концепцию пози­тивно-функционального конфликта американца Льюиса Козера. Суть этой концепции в том, что конфликты не есть нечто чужеродное, аномальное для общества; они — продукт, элемент внутреннего состояния социальной системы, существующего в нем порядка вещей и самих отношений между отдельными личностями и со­циальными группами.

 

Козер, предлагая понимать под конфликтом «борьбу за ценно­сти и претензии», усматривал в нем некую социальную напряженность между тем, что есть, и тем, что должно быть, в соответствии с чувствами, взглядами, интересами определенных социальных групп и индивидов. Конфликты, по его мнению, выполняют важ­ные функции; они необходимы как способ, которым общество вре­мя от времени разряжает напряженную обстановку, разрешает кол­лизии и противоречия между отдельными людьми и социальными группами.

В любом конфликтном противоборстве заложен позитивный потенциал. Это связано с тем, что конфликт способствует социа­лизации индивидов и образованию социальных групп, установле­нию и поддержанию относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений, созданию и сохранению баланса сил, сигнализации о тех или иных социальных проблемах и недостатках.

.

Своей точки зрения — четко выраженного критического отно­шения к структурно-функциональному анализу, скептического восприятия «равновесно-интегральной» модели общественного устройства — придерживаются некоторые западноевропейские ученые. Среди них выделяется немецкий социолог Ральф Дарен-дорф, предложивший концепцию конфликтной модели общества.

Вопрос 2. Позиция Дарендорфа заключается в том, что общество в каж­дый момент подвержено изменениям, в любой своей точке прони­зано рассогласованием и конфликтом. Всякий элемент социаль­ной системы в той или иной степени вызывает изменение и дезор­ганизацию. Каждое общество основано на господстве, на том, что одни принуждают и подчиняют других. Противостояние, конфлик­ты происходят из-за того, что людей разделяет не только социаль­ное неравенство, т.е. неодинаковый доступ к ресурсам, их облада­нию и распределению, но и борьба за власть, престиж и авторитет, неравное положение в отношениях управления и организации, ког-i одни наделены правом командовать, а другие принуждены под-шяться и выполнять отдаваемые им приказы.

Конфликты, полагает Дарендорф, в принципе не устранимы из общественной жизни, они вездесущи как неизбежное следствие всякой иерархически организованной системы. Однако люди име­ют возможность для регулирования конфликтов, упреждения «социальных потрясений». Для этого важны по крайней мере три условия: во-первых, наличие ценностных установок, признание раз­личий и противостояния конфликтующих; во-вторых, уровень организации сторон — чем выше степень организованности, тем легче достичь согласия и исполнения договоренностей; в-третьих, взаимоприемлемость определенных правил, соблюдение которых позволяет сохранять или поддерживать отношения между сторо­нами, участвующими в конфликте.

Часть зарубежных психологов, следующих неофрейдистскому направлению, считает, что источник конфликта кроется в стрем­лении человека, с одной стороны, к безопасности, а с другой — к реализации собственных желаний. Причины конфликтов коре­нятся в серьезном противоречии между ценностями личности и ее реальным положением в обществе, между завышением, искус­ственным стимулированием потребностей и совсем нередкой фи­зической невозможностью их удовлетворить. Согласно мнению некоторых психоаналитиков, конфликт находит свое разрешение в разного типа моделях («стратегиях») поведения человека: либо это «стремление к людям».

Отечественная же наука пока отстает с концептуальной разра­боткой теории конфликтов. Нужно иметь в виду, что в бывшем Советском Союзе с конца 1920-х и вплоть до 1970-х гг. социоло­гия, социальная психология, кибернетика находились в загоне, почти в полном забвении. Конфликтология не получала призна­ния и не развивалась. Поэтому научные исследования, посвящен­ные описанию, анализу и оценке конфликтов, стали появляться у нас лишь с конца 1980-х гг.

 

Вопрос 3. Среди них следует отметить монографию В.В. Дружинина, Д.С. Конторова и М.Д. Конторова «Введение в теорию конфликта». Выступая с технократических позиций, ее авторы сконцентриро­вали внимание на своеобразных, так называемых эргатических конфликтах, происходящих в техносфере, т.е. там, где применя­ются сложные системы управления с участием человека-опера­тора.

В книге подчеркивается, что на пороге XXI в. мир стал эргатическим, человечество приобрело грандиозные энергетические и информационные ресурсы. Но и при возросших возможностях че­ловек пока не в состоянии совладать с самим собой. В результате неизбежны конфликты различного масштаба, значимости и свой­ства; они — стимул и тормоз прогресса, добро и зло одновременно.

Продолжительное время, считают авторы книги, конфликт рас­сматривался как гуманитарная проблема, не поддающаяся точно­му исследованию. Но развитие прикладной математики и вычис­лительной техники расширили применение количественных ме­тодов. На рубеже 1980-х гг. интуитивизм и умозрительная логика уступили новым веяниям. Человечество вышло ещена один виток спирали общественного прогресса, и теперь почти все конфликты так или иначе связаны с техникой. Социальные конфликты, веду­щая роль в которых принадлежит человеческому фактору, проте­кают как в социальной, так и в технической сферах. Собственно понятие «эргатический» предполагает единство трех компонен­тов — индивида, социума, техники.

Отечественные психологи полагают, что человек объективно выступает в системе самых многообразных и противоречивых ка­честв. Важнейшее из них — быть субъектом: инициировать и осу­ществлять изначально практическую деятельность, общение, по­ведение, созерцание и другие виды специфической человеческой активности — творческой, нравственной, свободной. Под субъек­том психологи понимают как отдельную личность, которая дей­ствует в высшей степени активно, настойчиво стремится к целям, поставленным перед собой, так и сообщество людей, объединен­ных общими интересами.

За последние годы в России и теоретическая, и прикладная зна­чимость конфликтологии возросла. В известной мере это вызвано социально-экономическими реформами в стране, становлением рыночных отношений и, в частности, усложнением взаимосвязи экономических партнеров, сталкивающимися интересами пред­принимателей и вообще хозяйствующих субъектов, обострением разного рода противоречий между производителями и потребите­лями товаров и услуг, нестыковками в распределении и потребле­нии благ, соблюдении социальных гарантий, прав и обязанностей граждан. Во всех современных концепциях конфликта содержится утвер­ждение, что любые действия людей, включая и конфликтность, со­циальны, так или иначе связаны с социальной средой. Конфликт, его причины, формы проявления и способы урегулирования доступ­ны пониманию только на основе глубокого уяснения природы об­щества и особенно человека, закономерностей социальных отно­шений и взаимодействия людей.

Вопрос о сущности человека, его роли и предназначении в мире и в настоящее время остается фундаментальным, базовым для понимания конфликтов. Сохраняют свое значение сформулирован­ные немецко-американским социологом Эрихом Фроммом идеи о постижении в равной мере как закономерностей, которые опреде­ляют развитие общества, так и законов, управляющих жизнью ин­дивида. «Самые прекрасные, как и самые уродливые наклонности человека, — утверждал ученый, — не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности». Люд­ские страсти, заботы и тревоги — это продукт культуры, развития цивилизации.

Именно отсюда следует формулирование цели «гуманистичес­кого преобразования» и социума, и самого человека. На вопросы «кто есть человек, что движет им, чем определяется поведение как отдельной личности, так и достаточно больших групп людей?» сегодня наука отвечает следующим образом: основной движущей силой человеческого поведения являются потребности людей — витальные (сугубо жизненные, обеспечивающие существование), социальные (общественные) и идеальные (духовные); эти потреб­ности изначально заложены в человеке и не происходят одни из других.

Как в России, так и в странах Запада до сих пор не сложилась общепризнанная теория конфликта, имеются существенные расхождения в методологических подходах к характеристике роли и значения конфликтологии. Приходится считаться с наличием несовпадающих по содержанию принципиальных положений и разнообразием концепций, с необходимостью самостоятельно выбранного взгляда на конфликты, их сущность и предназна­чение.

В заключение приведем перечень этапов, характеризующих становление конфликтологии как теории и практики (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ СТАНОВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ КАК ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

 

 

№ этапов Характеристика этапов Исторические периоды
1-й этап Конфликты как существенная сторона социальных связей, взаимодействия и отношения людей Древнейшие времена
2-й этап Конфликтологические идеи носят в основном религиозный характер Средние века
3-й этап Конфликтологические идеи пронизаны верой в силу, гуманизм, разум и гармонию человека, способность преодолеть конфликты Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.)
4-й этап Появление предпосылок к системному подходу в познании и изучении конфликтов Новое время и эпоха Просвещения (XVII-XVIII вв.)
5-й этап Проявление системного научного подхода к изучению конфликтов Первая половина XIX в.
6-й этап Становление теории конфликтов как относительно самостоятельной теории Вторая половина XIX — первая половина XX в.
7-й этап Развитие теории конфликтов, четкое определение ее проблематики, формирование конфликтологии как науки и дисциплины Новейшее время (конец XX — начало XXI в.)

 

Контрольные вопросы и задания

1. В каких формах с древности и до Нового времени шло в мире накопление знаний о конфликтах?

2. Когда начала складываться конфликтология как отдельная область научных исследований?

3. Назовите имена известных зарубежных и российских мыс­лителей XIX—XX вв., внесших заметный вклад в разработку тео­рии конфликтов.

4. Изложите сущность концепции позитивно-функциональ­ного конфликта Л. Козера.

5. Какие принципы положены в основу концепции конфлик­тной модели общества Р. Дарендорфа?

6. Укажите особенности концепции А. Турена и всеобщности социального конфликта.

7. Охарактеризуйте основное отличие «общей теории конф­ликта» К. Боулдинга от других концепций конфликта.

8. Чем определяется возросший интерес к теории и практике конфликтов в современной России?

9. Назовите этапы, характеризующие становление конфлик­тологии как теории и практики.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:664

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.