Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Тема 1. Введение в дисциплину и начальный этап развития социальной психологии

 

Цель - показать необратимость процесса выделения социальной психологии в самостоятельную науку.

Задачи:

1. Раскрыть понятие «социальная психология» в трудах философов и социологов на начальном этапе становления социальной психологии.

2. Дать навык работы с межпредметными связями в таких науках как философия, социология, психология.

3. Показать значимость изучения социальной психологии в системе наук.

 

План

1. Особенность процесса формирования социальной психологии как самостоятельной науки.

2. Предмет, методы, задачи изучения социальной психологии как научной дисциплины.

3. Начальный этап становления социальной психологии.

Литература:

1. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней.-М.: Академ. Проект, 2004.-572с.

2. Крысько В.Г. Социальная психология.-М.: Владос, 2002.-448с.

3. Петровский А.В. История и теория психологии.Т.1.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-515с.

 

При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Анализ теоретических причин требует разделить вопрос на две части. Первая часть касается того, каким образом социально-психологические идеи вызре­вали в «недрах» других отраслей знания и лишь подготовили само­стоятельную фазу в развитии данной науки. По выражению Б.Д. Парыгина, здесь должны быть проанализированы работы «предшественников» социальной психологии, в отличие от работ ее «зачинателей», т.е. исследователей, впервые попытавшихся создать первые «образцы» собственно социально-психологических концепций (Парыгин, 1971. С. 21).

Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологи­ческого знания. Но еще большую трудность представляет тот факт, что в период, когда социальная психология наиболее определенно заявила о себе как о самостоятельной дисциплине, сразу же сло­жились различные традиции в ее развитии, опирающиеся на раз­личные философские школы, в том числе марксистская традиция, которая предлагала специфическое решение ряда проблем. Следо­вательно, история социальной психологии должна включать в себя рассмотрение всех этих традиций, равным образом, как и выявле­ние коренных методологических и теоретических различий в их современных формах.

Процесс создания предпосылок социальной психологии не отличается в целом от процесса развития любой научной дисцип­лины, его содержание — это зарождение социально-психологи­ческих идей первоначально в лоне философии, а затем постепен­ное отпочкование их от системы философского знания. Правда, отпочкование это осуществлялось не непосредственно, а через от­почкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии — психологии и социологии.

Многие исследователи отмечают наличие элементов социаль­но-психологических знаний в лоне самых разных философских концепций. Так, американский исследователь О. Клайнберг счи­тает, что большинство проблем социальной психологии, именно как проблем, зародилось в философских системах древности. Г. Олпорт еще более точно указывает адрес: с его точки зрения, родона­чальником этих проблем следует считать Платона. Действительно, через все эпохи развития философского знания можно просле­дить, как внутри него разрабатывались идеи социальной психоло­гии. В античной философии — это не только философия Платона, но и философия Аристотеля. В философии нового времени нельзя опустить такие имена, как Гоббс, Локк, Гельвеции, Руссо, Гегель. Как видно, социально-психологические идеи присутствовали в сис­темах как идеалистической, так и материалистической философии. В целом они были неразрывно связаны с трактовкой более общих психологических идей и «чисто» социально-психологические ас­пекты выделить здесь весьма трудно. С другой стороны, идеи эти разбросаны буквально по крупицам, и вряд ли есть смысл приво­дить простой перечень примеров, тем более что история психоло­гии в недрах философского знания изучена достаточно подробно (см.: Ярошевский, 1976).

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:468

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.