Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Этапы научного исследования и теории личности

Этапы научного исследования проблемы личности:

1. Философско-литературный этап (до начала 19 века).

2. Клинический этап (начало 19 века – начало20 века). В центре внимания – психика больного человека. Использовался умозрительный метод.

3. Экспериментальный этап (начало 20 века – 40-е годы 20 века). Базировался на статистической обработке наблюдений за психически здоровой личностью. (А.Ф.Лазурский, Г.Айзенк, Р.Кеттел, Г.Олпорт).

4. Современный этап (40-е годы 20 века – по наст. время). – около 50 направлений, теорий, подходов к изучению личности.

Основные направления современного этапа:

· Социогенетическое направление рассматривает все проблемы личности с точки зрения их внешней обусловленности: теория социального научения (Б.Скинер, Э.Торндайк и др.), теория ролей (К.Левин, У.Доллард и др.).

Так, теория социального научения объясняет устойчивость человека как личности лишь стимульным воздействием повседневных повторяющихся ситуаций (одобрение или осуждение поступков со стороны других людей, успешность или ошибочность собственных действий и частотой их повторения, продолжительностью пребывания человека в сходных ситуациях и т.д.) Согласно теории ролей, каждому человеку со стороны общества навязывается определенный набор устойчивых стратегий поведения в соответствии с его статусом (начальнику – одна роль, подчиненному – другая и т.д.). Адаптация человека к подобным внешним условиям предопределяет его линию поведения.

· Психогенетическое направление отдает предпочтение внутренним психическим свойствам процессам и состояниям личности: теория черт (Р.Кеттел, Р Мейли), психоаналитическая теория (З.Фрейд и его последователи), эпигенетическая концепция (Э.Эриксон), концепция личностно-ситуативных факторов (У.Майшел).

Теория черт утверждает, что личность можно с достаточной для практики достоверностью описать набором независимых черт. Количество таких черт находится в пределах от 16 до 23. Психоаналитическая теория исходит из того, что только небольшая часть активности человека обусловлена сознанием. Основные же механизмы находятся вне сферы сознания. В этой связи оказываются востребованными специальные психологические процедуры, позволяющие узнать, что творится в душе человека и формировать необходимые управляющие воздействия.

· Интеграционное направление направлено на комплексное изучение личности, объединяющему самые различные теории, подходы и концепции: гуманистическая теория (А.Маслоу, К.Роджерс), деятельностная концепция личности (А.Леонтьев), концепция внутренней позиции личности (Л.Божович).

Концепция личностно-ситуативных факторов увязывает в единый подход личностные (способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности, планы поведения) и ситуативные аспекты активности человека. Эпигенетическая концепция представляет появление личности как последовательное движение человека через 8 обязательных стадий, своеобразных психологических кризисов, увязанных с биологическим возрастом. Гуманистическая теория отдает приоритет в описании личности самоактуализации, т.е. стремлению человека к самосовершенствованию и самовыражению с опорой на собственные силы. Деятельностная концепция личности утверждает, что внутреннее богатство личности определяется разнообразием видов деятельности, в которые реально включен человек, и тем личностным смыслом, который наполняет эти виды деятельности, побуждает человека к активности. Концепция внутренней позиции предполагает глубокое изучение всей совокупности ведущих мотивов деятельности человека, охватывающих период от дошкольного детства до зрелой юности.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:704

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.