Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Проблема личности в психологии

Тема 5. Проблема личности в психологии

Структура лекции:

1. Проблема личности в психологии. Понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность. Человек как целостное биосоциальное образование. Человек как индивид. Индивидные свойства человека: половозрастные и индивидно-типические особенности. Человек как личность. Понятие личности в психологии. Понятие индивидуальности. Различия в содержании этих понятий.

2. Этапы научного исследования и теории личности. Три основных исторических периода в изучении личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный, их особенности. Современные психологические теории личности: бихевиоризм, когнитивная теория личности, фрейдизм и неофрейдизм, гуманистические теории личности. Отечественные концепции личности (С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева).

3. Структура личности. Понятие структуры. Структура личности. Выделение структуры личности для более глубокого ее познания. Условность и гипотетичность выделения компонентов личности. Существование различных взглядов на структуру личности. Взгляд на структуру психики и структуру личности в психоанализе З. Фрейда. Топографическая модель уровней психики человека (сознание, предсознательное и бессознательное). Структурные компоненты личности: ид, эго и суперэго. Взаимосвязь между личностными структурами и уровнями сознания. Взгляд на структуру личности в советской психологии (К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Ковалев). Направленность личности. Понятие и структура направленности личности. Мотивы, интересы, убеждения, мировоззрение, желания, влечения, установки личности. Особенности их формирования.

Структура личности по Б.Г. Ананьеву. Выделение первичных (социальный статус, социальные функции-роли, цели и ценностные ориентации) и вторичных (мотивация, структура социального поведения, мировоззрение) личностных свойств. Характер и склонности как результат интеграции первичных и вторичных личностных свойств.

 

В настоящее время в психологической литературе существует большое количество определений личности. Их необычайное разнообразие свидетельствует о возросшем интересе к данному объекту исследования и вместе с тем показывает, что еще далеко не решен вопрос о выработке принципов, критериев отбора характеристик, с помощью которых описывалось бы с достаточной полнотой и научностью это явление и определялось понятие личности.

Для иллюстрации можно привести определения понятия “личность”, содержащиеся в трудах некоторых психологов.

“ Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты” (И.С. Кон).

“ Личность - субъект общественного поведения и коммуникаций” (Б.Г. Ананьев).

“Личность - это индивид, определивший свою деятельную позицию ко всему, что его окружает: к труду, к социальному строю, к задачам коллектива, к судьбе другого человека” (П.Е. Кряжев).

“Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности” (А.В. Петровский).

“ Личность - человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретными условиями жизни общества. (И.С. Кон).

“Личность - человек как носитель сознания” (К.К. Платонов).

Таким образом, мы видим, что во всех определениях личности фигурируют слова: “человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность”. Сопоставление этих понятий позволяет выделить дифференциальные признаки личности, необходимо определяющие в диалектическом единстве объективное и субъективное.

Понятие “человек” - самое широкое для обозначения субъекта деятельности, познания, общения. Человек - это живое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Будучи высшим продуктом природы, человек является уже не только природным биологическим существом. Он существо биосоциальное.

Для определения отдельного человека как представителя Homo sapiens или какой-нибудь социальной общности употребляется понятие “индивид”. Индивид обозначает человека как одного из людей, как носителя общих свойств, как некоторую единичность. Понятие “индивид” может употребляться не только для констатации общих свойств психики, но и для определения человека как единичного носителя общественных отношений и функций, для выделения единичного представителя какой-либо социальной группы. В этом случае конкретные качества и различия людей не фиксируются, отмечается лишь тот факт, что они являются “единицами” (Б.Д. Парыгин).

В определенном отношении находятся понятия “человек” и “личность”. Если понятие “человек” употреблять для обозначения субъекта исторической деятельности и познания, то это широкое понятие совпадает с общим определением личности. Однако, по своему содержанию эти два понятия отнюдь не тождественны. Понятие личность указывает на свойство человека, а человек есть носитель этого свойства. Следовательно, эти понятия различаются как свойство и как субстрат... Известно, что человек как субстрат, с одной стороны, - предмет природы, а с другой - общественное явление, элемент общества. Эти две стороны сущности человека играют в определении понятия личности различную роль. Свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному существу, т.е. общественно-историческому человеку.

Более точно специфические особенности человека, включающие особенности его физического развития, унаследованные биологические признаки, приобретенные в индивидуальном развитии психические черты, развившиеся в определенных условиях социальные свойства, определяются понятием “индивидуальность”. Понятие “индивидуальность” указывает на неповторимость, единичность признаков и их сочетания у отдельного человека. Индивидуальность - это совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Эти особенности обусловлены особенностями обстоятельств жизни и деятельности человека.

Своеобразную точку зрения на соотношение индивидуальности и личности выдвинул С.Л. Рубинштейн. Он ввел в психологию различение индивидуальных и личностных свойств человека. Согласно С.Л. Рубинштейну, “свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное. Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее. Индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т.е. свойства, характеризующие его как личность”. А соотношение индивидуальности и личности С.Л. Рубинштейн описывает следующим образом: “Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему”.

В этом соотношении личности и индивидуальности С.Л. Рубинштейн придает черты индивидуальности не личности как таковой, а человеку, включающему не только личностную характеристику, но и те особенности, которые отличают одного человека от подобных ему по особенностям организма.

Индивид – носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость.

Таким образом, каждый человек предстает в виде некоторой целостности, как индивид и личность, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.

Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт. Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.

Таким образом, личность – это одна из сторон человека, которая коренным образом отличает его от животных. Проблема личности изучается во многих науках. Так, личность в философии – это совокупность всех общественных отношений.

В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Это обусловлено многоплановостью проявлений личности, что требует разноуровневого психологического анализа.

Б.Г.Ананьев так резюмирует изучение проблемы личности в психологии. «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии)».

Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении (Б.Г.Ананьев).

 

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1316

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.