Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Понятие психики

Тема 4. Естественно-научные основы психологии

Структура лекции:

1. Понятие психики. Психика как субъективное отражение объективного мира. Рефлекторный характер психики. Основные функции психики. Регуляция поведения и деятельности человека. Нервная система и ее строение. Нейрон. Центральная нервная система и ее свойства. Простейшая, сенсорная, перцептивная стадии развития психики. Строение, функционирование и свойства ЦНС человека. Строение головного мозга человека. Афферентные и эфферентные пути прохождения импульсов. Кара головного мозга и ее функции. Роль таламуса и гипоталамуса в психической деятельности. Роль правого и левого полушарий мозга. Спинной мозг и его функции.

2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи. Понятие рефлекторной дуги. Основные функциональные блоки мозга и их связь с психическими процессами. Специфические и неспецифические пути прохождения сенсорной информации. Генетические корни психики и поведения человека. Соотношение генотипа и среды, биологического и социального.

3. Развитие психики в филогенезе. Появление и развитие форм психического отражения у животных. Теория развития психики и поведения животных (гипотеза А.Н.Леонтьева - К.Э Фарби). Характеристика основных стадий развития психики животных. Сущность различий психики животных и человека. Сознание как высшая форма развития психики. Взгляды на природу человеческого сознания. Рассмотрение проблемы сознания в отечественной психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев). Бытийный и рефлексивный слои сознания по В.П.Зинченко. Сознание и бессознательное как два уровня существования психики. Природа и характеристика бессознательных психических процессов. Неосознаваемые психические процессы: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, "надсознательные" процессы. Взаимосвязь сознания и бессознательного.

 

Очень обобщенно можно сказать, что психология – это наука о психике. Но психика, как мы указывали, рассматривая вопрос предмета психологии, включает широкий круг явлений. В то же время психику можно рассмотреть и с позиции, сформировавшейся в советской психологии на базе диалектического материализма, как свойство высокоорганизованной материи (головного мозга) отражать воздействия внешнего мира. Исходя их этой позиции дается следующее определение.

ПСИХИКА – свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе этого формировать образы, которые позволяют человеку целесообразно управлять своим поведением и деятельностью.

Развитие психики человека связано с историческим развитием человечества (филогенезом).

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика — это «субъективный образ объективного мира».

В истории психологии ставился вопрос об объективном критерии психики (то есть таком внешне наблюдаемом и регистрируемом признаке, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика). По этому поводу существовали разные подходы:

1) антропопсихизм (Р.Декарт) — психика присуща только человеку;

2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы; всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3) биопсихизм: психика — это свойство живой природы (присуще и растениям);

4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;

5) мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, т. к. у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга);

6) чувствительность (А.Н. Леонтьев) - способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы — закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя через посредство нервной системы с той или иной деятельностью.

Можно выделить ряд направлений развития психики:

Ø По природе отражения – от биологической до психической.

Ø По формам отражения мира (по формам рефлексов) – от простейшей раздражимости до сознания и самосознания.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

Ґ бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

Ґ рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл. Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, — это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения — понятия. Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, т. к. для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».

Функции сознания:

1) отражательная,

2) порождающая (творчески-креативная),

3) регулятивно-оценочная,

4) рефлексивная функция.

В качестве объекта рефлексии может выступать: 1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4)сами процессы рефлексии и 5) свое личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существует только как язык, в нем объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом к себе относиться. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Главная функция самосознания — сделать для человека доступными мотивами и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Психика человека имеет два уровня:

высший, образуемый сознанием.

низший, образуемый бессознательным (или подсознательным).

Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Бессознательное отличается от сознательного тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, его отношениями к миру, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов. Бессознательное проявляется в следующих формах: сновидения, эмоциональное заражение, паника, интуиция, аффект, гипноз, непроизвольное запоминание и т.д., а также в стремлениях, чувствах, поступках, причины которых не осознаются личностью.

Выделяется четыре класса проявлений бессознательного:

1. Надсознательные явления: творческая интуиция и другие явления индивидуального научного творчества.

2. Неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки).

3. Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения).

4. Проявление субсенсорного восприятия (сверхвосприятие).

Сознание и подсознание находятся с собой в постоянном взаимодействии. Считается, что в сознание попадают те сигналы и ситуации, которые создают трудности из-за своей новизны. Но как только решение найдено, вновь включается подсознание, а сознание готовится к преодолению новых проблемных ситуаций.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:691

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.