Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Уровни психологических теорий.

Сложно точно определить количество существующих в психологии теорий. Но можно утверждать, что исчисляются они не одним десятком. Кроме этого сложность рассмотрения психологических теорий объясняется еще и тем, что они не имеют такой конкретности, определенности и строгости, как теории в естественных и технических науках.

Чтобы сориентироваться во всем многообразии психологических теорий мы будем их рассматривать, имея в виду существование различных уровней теоретических построений. В сер. 20 века американский ученый Р. Мертон предложил выделять в структуре социологии теории трех уровней: 1) общие (всеохватывающие теории); 2) теории среднего уровня; 3) эмпирические теории (обобщения). Данный подход приемлем и для психологии.

ОБЩИЕ (всеохватывающие) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ характеризуются высоким уровнем обобщения данных, влиянием на развитие практических всех отраслей психологической науки и воздействием на развитие других, смежных наук. Содержание данных теорий рассматривается во многих современных учебниках. К общим психологическим теориям можно отнести психоанализ, бихевиоризм, когнитивное направление, гуманистическую психологию, деятельностный подход, субъектный подход и др. Ниже мы кратко рассмотрим их содержание.

ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ представляют собой обобщения в рамках конкретной отрасли психологии и часто связаны с решением какой-то проблемы. Условно можно говорить, о том, что специфические теории социальной, педагогической психологии, психологии развития относятся к данному уровню. Их вы будете рассматривать при изучении соответствующих наук.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОБОБЩЕНИЯ связаны с проведением конкретных исследований и направлены на решение конкретных психологических проблем. Они потому и называются эмпирическими, что в их основе лежат данные, полученные эмпирическим (опытным) путем, т.е. в ходе специально организованного исследования. Проводятся такие исследования как отдельными учеными, так и научными коллективами.

Такое рассмотрение теорий означает, что теории высшего уровня определяют содержание теорий низших уровней. Т.е. общие теории оказывают влияние на содержание теорий среднего уровня, а последние, в свою очередь, влияют на эмпирические исследования. Однако это не означает, что нет обратного влияния. Часто полученные в ходе эмпирических исследований данные служат основанием для пересмотра теорий среднего уровня и даже общих теорий. Таким образом реализуется влияние реальной жизни на создание и развитие теоретических основ психологической науки.

Для оценки психологических теорий могут быть использованы различные критерии. Американские авторы Л. Хьелл и Д. Зиглер при рассмотрении теорий личности выделили критерии, которые, на наш взгляд, применимы и при рассмотрении всех психологических теорий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ (по Хьеллу и Зиглеру):

Ø ] Верифицируемость – то, насколько основные идеи могут быть проверены в ходе исследований.

Ø ] Эвристическая ценность – степень, в которой теория стимулирует проводить на ее основе новые исследования.

Ø ] Внутренняя согласованность – отсутствие в теории внутренних противоречий.

Ø ] Экономность – небольшое количество объяснительных схем и понятий в теории.

Ø ] Широта охвата – насколько широк и разнообразен диапазон рассматриваемых в теории явлений.

Ø ] Функциональная значимость – способность теории эффективность решать конкретные жизненные проблемы.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:805

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.