Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Необходимое психологическое введение

Тема 3. Внутриличностный конфликт

Личность – «это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. Хотя природную основу личности образуют её биологические особенности, всё же определяющими факторами развития (её сущностным основанием) являются не её природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые – взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д. Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности» [9, с. 222–223].

Константин Константинович Платонов предложил выделить в структуре личности четыре подструктуры. Первая подструктура, получившая название «направленность», по мнению учёного, объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как её моральные черты. В её состав входят убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Важную роль в её становлении и развитии играет воспитание. Вторая подструктура – «опыт» – включает знания, умения, навыки, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения. Третья подструктура – «особенности психических процессов» – объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций, принимаемых как формы психического отражения. В качестве её составляющих учёным названы воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. Данная подструктура формируется главным образом путём упражнений. Четвёртая подструктура, названная «биопсихические свойства», объединяет свойства темперамента. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и её так называемые «органические» изменения. Огромную роль в становлении и развитии этой подструктуры играет тренировка. К.К. Платонов отмечал, что не только каждая из этих четырёх подструктур имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности также имеет свою структуру, в которую входят более тонкие связи. Саму структуру он назвал динамической, подчеркнув тем самым, что личность находится в постоянном развитии [6].

Авторский коллектив практикума по общей психологии для студентов педагогических институтов (1990г.)представил структуру личности, состоящую из четырех вписанных друг в друга систем. В центре этой структуры находится система регуляции (первая подструктура). Её составляют сенсорно-перцептивные механизмы – прижизненные образования и процессы функциональной системы сознательной деятельности, благодаря которой индивид не только усваивает знания, умения и навыки, социальный опыт людей, но и формирует своё восприятие, мышление, воображение, чувства и волю, – словом, своё активное сознательное отношение к действительности и мотивы своих действий и поведения. Система стимуляции (вторая подструктура) включает в себя относительно устойчивые психологические образования, которые складываются на ранних этапах развития человека. К ним исследователи относят темперамент, интеллект, знания, умения, навыки и отношения. Система стабилизации, выступающая в качестве третьей подструктуры, состоит из направленности, способностей, самостоятельности и характера. Система индикации(четвертая подструктура)соединяет в себе такие свойства, отношения и действия, как гуманизм, оптимизм, трудолюбие и коллективизм [7]. Все её компоненты в своём развитии опираются на первые три подструктуры и выступают в качестве субъективных факторов гармоничного развития личности.

Роберт Семёнович Немов подчёркивает, что в структуру личности традиционно включают способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные установки. Он определяет личность как «совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность» [5, с. 664].

***

Внутриличностный конфликт один из самых сложных психологических конфликтов, с которым сталкивается человек. Краткое описание наиболее известных концепций внутриличностного конфликта даётся с опорой на материалы источника № 4.

Его научное изучение началось в конце XIX века; во многом это было связано с деятельностью основателя психоанализа – австрийского учёного Зигмунда Фрейда, показывающего человеческое состояние через призму постоянного напряжения и преодоления противоречия между биологическими влечениями и желаниями личности (прежде всего сексуального характера) и социокультурными нормами, между бессознательным и сознательным.

Немецкий психолог Курт Левин рассуждал о внутриличностном конфликте как о ситуации, когда на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. Им описаны три конфликтные ситуации:

· Человек находится между двумя положительными силами (пример, буриданов осёл),

· Человек находится между двумя отрицательными силами (пример, необходимость ученику выполнять неприятное задание и осознание того, что за его невыполнение последует наказание),

· Человек находится между двумя разнонаправленными силами (например, ребёнок хочет погладить собаку, но он её боится).

Американский психолог Карл Роджерс разрабатывал идею «Я-концепции», выступающей фундаментальным компонентом структуры личности. В его понимании внутриличностный конфликт – диссонанс между «Я-концепцией» и идеальным «Я». Как отмечают современные исследователи,««Я-концепция» предстаёт как соединение личностной и социальной идентичности. Личностный компонент затрагивает нравственные, интеллектуальные и физические черты, а социальный позволяет идентифицировать личность соответственно полу, этносу, классу, культуре» [8].

Американский психолог Абрахам Маслоу разработал иерархическую структуру потребностей, расположенных следующим образом:

Наивысшая потребность – потребность в самоактуализации – реализация своего потенциала. В основе внутриличностного конфликта лежит несовпадение между стремлением к самоактуализации и реальным положением дел.

Одна из самых востребованных сегодня теорий внутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом. Ключевой идеей теории выступает идея о том, что ведущей движущей силой жизни каждого выступает поиск им смысла жизни и борьба за него. Однако его осуществление даётся не каждому. В этом случае у человека возникает экзистенциональный вакуум (чувство бесцельности и пустоты). Возникает внутриличностный конфликт, выражающийся с наибольшей силой в ноогенных (нусогенных) (от греческого корня noos – смысл) неврозах, отражающих проблемы духовного порядка, несовпадение ценностей и т.п.

По мнению видного отечественного философа Бориса Семёновича Гершунского, «смысл жизни человека можно и должно рассматривать на двух уровнях:

- на уровне глобальных философско-мировоззренческих (в том числе, не исключено, и религиозных) воззрений, имеющих отношение к человеку вообще как представителю рода человеческого;

- на уровне конкретного, отдельного человека, смысл жизни которого осознается и формулируется им самим с учётом своего личного жизненного опыта, традиций своего народа, индивидуальных жизненных интересов, приоритетов и предпочтений» [3, с. 127–128].

Ксения Александровна Абульханова-Славская, рассматривая личность в качестве субъекта жизни, выделила три структуры жизненного пути: жизненная позиция, жизненная линия и смысл жизни. Жизненная позиция – это совокупность объективных и субъективных возможностей, потенциал личности, открывающийся на основе такой позиции. Это самоопределение личности, способ осуществления личностью социальных ролей. Если жизненная позиция есть некая данность, то линия жизни – это та же позиция, но реализуемая во времени. Совокупность ценностей личности предстаёт как смысл её жизни [1].

Большой вклад в теорию внутриличностного конфликта внёс Алексей Николаевич Леонтьев. Согласно его теории содержание и сущность такого конфликта обусловлена характером структуры самой личности, в первую очередь её мотивационной сферой. Противоречивое взаимодействие различных мотивов и образует внутриличностный конфликт.

Внутриличностный конфликт предстаёт как «острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения» [2, с. 271]. Показатели внутриличностного конфликта могут быть рассмотрены относительно трёх сфер (когнитивная сфера, эмоциональная сфера, поведенческая сфера), а также в виде интегральных показателей. «1. Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался. 2. Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания. 3. Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворённости деятельностью; негативный эмоциональный фон общения. 4. Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса» [2, с. 271-272].

Внутриличностные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности, но деструктивные внутриличностные конфликты несут серьёзную опасность для личности; они могут вариьроваться от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения – суицида.

Типология внутриличностных конфликтов.

- Конфликт потребностей.

- Конфликт между потребностью и социальной нормой.

- Конфликт социальных норм (дуэль – запрещена церковью, но в глазах общества прошлых веков выступала важнейшим и признаваемым средством смыть оскорбление и восстановить поруганную честь).

Анатолий Яковлевич Анцупов и Анатолий Иванович Шепилов предложили свою классификацию:

· мотивационный конфликт (между «хочу» и «хочу»),

· нравственный конфликт (между «хочу» и «надо»),

· конфликт нереализованного желания (между «хочу» и «могу»),

· ролевой конфликт (между «надо» и «надо»),

· адаптационный конфликт (между «надо» и «могу»),

· конфликт неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»).

Внутриличностный конфликт может быть результатом перехода объективных противоречий, внешних по отношению к человеку, во внутренний мир (например, нравственные или адаптационные конфликты) или стать следствием противоречий внутреннего мира личности, отражающими отношение личности к окружающей среде (например, мотивационные конфликты или конфликт неадекватной самооценки).

Разрешение (преодоление) внутриличностного конфликта — это восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Для его разрешения используются следующие механизмы психологической защиты: отрицание, проекция, регрессия, замещение, подавление, изоляция, интроекция, интеллектуализация, аннулирование, сублимация, рационализация, компенсация, идентификация.

Жизнь — это непрерывный процесс общения в общественной и профессиональной деятельности и в личной жизни, то в отношениях между членами этих пар часто возникают пре­тензии — выраженное или скрытое недовольство людей друг дру­гом, связанное, как правило, с неудовлетворением каких-либо потребностей.

 

Основная использованная литература

1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 1987. – 220 с.

2. Анцупов А.Я., Шепилов А.И. Конфликтология : учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 512с. – (Психологическое образование).

3. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века : учеб. пособие для самообразования.– М. : Педагогическое общество России, 2002. – 512 с.

4. Конфликтология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) и гуманитарно-социальным специальностям (020000) / [В.П. Ратников и др.]; под ред. проф. В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2009. – 511с. – (Серия «Cogito ergo sum»).

5. Немов Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 1997. – Кн. 1. – 688 с.

6. Платонов К.К. Структура и развитие личности – М. : Наука, 1986. – 255 с.

7. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для пед. ин-тов / под ред. А.И. Щербакова. – М. : Просвещение, 1990. – 287 с.

8. Психология саморазвития (изучение, анализ и развитие рефлексивных процессов) : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Т.А. Симакова. – Рязань, 2002. – 48 с.

9. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:418

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.