Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Типология межличностных конфликтов

 

Существуют различные подходы к классификации (типологии) межличностных конфликтов.

Так, например, Бабосов Е.М. на основе социально-психологических описаний различных конфликтов, возникающих между разными людьми в специфических ситуациях их взаимодействия, выделяет в качестве наиболее распространенных, чаще встречающихся, следующие типы межлич­ностных конфликтов [3].

1) Наиболее распространенным, по его мнению, является первый тип межлично­стного конфликта, который автор характеризует как «чувственно-аффективный».

Он характеризуется тем, что конфликтное взаи­модействие между двумя субъектами начинается с довольно остро­го, эмоционально окрашенного и неприятного для партнера вопроса, обращенного одним из них к другому. Второй партнер, испытывая неприязненные, а порой и враждебные чувства к первому, стремится игнорировать все, что связано с мнениями, оценками, вкусами, предпочтениями первого из них, не отвечает на его вопросы, игно­рируя его, избегает дружеского взаимопонимания с партнером, сво­дя свое общение с ним до минимума, необходимого и формально­го.

В возникающем вследствие этого конфликте выявляются две особенности.

Первая из них заключается в том, что конфликтная ситуация разворачивается постепенно, раздражение и озлоблен­ность нагнетаются как бы исподволь, не сразу приводя к конфликт­ному взаимодействию.

Вторая особенность состоит в том, что конфликтное взаимодействие в данном случае выражает разную направленность позиций соперников.

Первый из них, стремящийся получить ответы на свои вопросы и не получающий их, начинает раздражаться, злиться и выражать все более неприязненные отноше­ния ко второму, вступает в состояние, не позволяющее ему контро­лировать свои слова и поступки.

Второй же, напротив, стремится всячески уйти от непосредственного взаимодействия с первым, иг­норируя его слова, чувства, эмоции. Его игнорирующая позиция усиливает отрицательную эмоциональную реакцию партнера и про­воцирует тем самым возникновение межличностного конфликтного взаимодействия.

2) Второй тип межличностного конфликта, условно определяемый как «бескомпромиссный», характерен тем, что он начинается со взаимных замечаний, упреков, претензий (нередко необоснованных) друг к другу.

В ходе перерастания конфликтной ситуации в реальное конфликтное взаимодействие обе стороны в данном случае продолжают высказывать друг другу свое недоволь­ство, выдвигают все новые претензии и обвинения в адрес партнера. В таком конфликте его деструктивная функция, как правило, по мере развертывания взаимодействия между враждующими партнерами усиливается, а соперники делают все назло друг другу.

3) Третий тип межличностных конфликтов, который квалифицируется как «эмоционально невыдержанный», начинается с эмоцио­нальной и агрессивной реакции одного из субъектов взаимодейст­вия. Для него характерны эмоциональное недовольство и неудовле­творенность партнеров друг другом, выражаемые в откровенно резкой форме в процессе конфликтного общения.

Начи­нающийся конфликт характеризуется, как правило, отсутствием стремления спокойно разобраться в причинах возникшего недобро­желательства и нежеланием понять своего партнера. Стремление обидеть, унизить партнера проявляется в демонстративном и дест­руктивном поведении, которое, к тому же, часто не контролируется с его стороны. Для его партнера, вступившего с ним в конфликтное взаимодействие, свойственно непонимание причин конфликта и оценка поведения другого как неправильного.

Такой конфликт носит затяжной характер и приводит к взаимной формализации межлично­стного взаимодействия, которое характеризуется свернутостью про­цесса общения до минимально необходимого.

4) Четвертый тип межличностного конфликта, обозначенный как«вежливо-обидчивый»характерен тем, что начинается он с выражения одним из партнеров несогласия с точкой зрения другого или же с оценкой последним того или иного явления, человека, его поступков и т.п.

Для него специфично ис­пользование вежливой формы обращения к сопернику (иногда даже подчеркнуто вежливого), а также чувства недовольства собой за вступление в конфликтное взаимодействие. В таком случае у обоих партнеров чаще всего проявляется обоюдная готовность к примире­нию, которая может без труда реализоваться, нередко со взаимными извинениями.

5) Пятый тип межличностного конфликтного взаимодействия, определяемый как «агрессивный» отличается тем, что для обоих его участников характерно деструк­тивное поведение, в котором эмоции подавляют рассудок.

В связи с тем, что один из конфликтующих не в состоянии контролировать свои слова и поступки, а другого переполняют отрицательные эмо­ции, их взаимодействие нередко сопровождается взаимными ос­корблениями, доходящими до острой стычки - в форме словесной перебранки, истерики, а иногда и драки.

Каждый из охарактеризованных типов межличностного кон­фликта может протекать в различных формах, которые определяют­ся как ситуативными детерминантами, включающими в себя истоки, причины и условия протекания конфликтного взаимодействия, так и личностными особенностями субъектов такого взаимодействия - их темпераментом, характером, спецификой психических процессов (мышления, эмоций и т.п.), уровнем личностной культуры.

В западной социологии весьма распространена типология межличностных конфликтов, в основе которой лежит теория ролей. Такие МЛК названы ролевыми.

Согласно Р. Линтону, А. Радклифф-Брауну, Т. Парсонсу и др. поборникам данной теории, в своих межличностных взаимодействиях каждый конкретный индивид выступает во множестве ролей, сама же соци­альная роль предстает в качестве отдельно взятого компонента или аспекта целостного поведения.

Социальная роль является динамическим аспек­том социального статуса личности и определяется как нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей поведение инди­вида.

В межличностных взаимодействиях ролевое поведение зависит не только от социального статуса данного индивида (например, пре­зидент компании, менеджер, отец семейства, член футбольной ко­манды и т.п.), но и от индивидуальных особенностей участников взаимодействия, их чувств, стремлений и предпочтений, а также от экспектаций, т.е. от ожиданий субъектов взаимодействия отно­сительно поведения друг друга.

Если, в частности, от президента компании мы ждем хорошо обоснованного и выгодного ей решения, заказа или договора, то от нападающего футбольной команды - гола в ворота соперника.

Ролевые конфликты возникают чаще всего тогда, когда всту­пают в противоречие друг с другом:

а) социальный статус одного из взаимодействующих индивидов;

б) выполняемая им в данном сооб­ществе социальная роль;

в) социальные ожидания (экспектации) к нему со стороны других участников межличностного взаимодейст­вия.

Особенно драматично протекают такие конфликты в тех случа­ях, когда сталкиваются друг с другом экспектации, требующие от индивида в рамках исполнения одной роли противоположных поступков. Скажем, декан или другой представитель администрации вуза требует и ожидает от старос­ты группы одной линии поведения, а его со­курсники - студенты, совершенно отличной, даже противоположной по отношению к этим ожиданиям. Подобная конфликтная ситуация усугубляется еще и внутриличностным конфликтом (внутриролевой конфликт), поскольку староста оказывается в ситуации трудного выбора правильной линии поведения.

В таком случае создается предпо­сылка для возникновения ролевого конфликта: по крайней мере, од­на из сторон межличностного взаимодействия не получила удовле­творения своих экспектаций, а это чаще всего и приводит к возник­новению конфликтной ситуации.

Нередко межличностные конфликты возникают при общении с так называемыми «трудными людьми», которые «как будто заря­жены чем-то отрицательным». Существует восходящая к американ­скому психологу P.M. Бремсону типология «трудных людей», знание которой помогает сглаживать конфликты с ними или избегать их.

К числу наиболее распространенных типов таких людей относятся:

- «агрессивист», который часто, порой беспричинно задирает других, говорит колкости или грубости и раздражается, если его не слуша­ют;

- «жалобщик», у которого всегда найдется на что посетовать и по­ведение которого вызывает раздражение у окружающих;

- «паровой каток» - грубый, бесцеремонный человек, считающий, что все во­круг должны уступать ему дорогу;

- «разгневанный ребенок» - чело­век, взрывающийся по любому поводу, как ребенок, у которого плохое настроение и др.

Типология «трудных людей», чаще других являющихся в меж­личностных отношениях инициаторами конфликтов, может быть по­строена и по другим основаниям. В частности, по своей самооценке, отношению к другим людям и др.:

-«демонстративные», характеризующиеся стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом, пусть даже и незаслуженным. Чтобы быть на виду, такие люди способны вступить в спор по любому поводу, что нередко завершается конфликтным противостоянием.

- «ригидные личности», характеризующиеся завышенной самооценкой, негибкие в отстаива­нии своих суждений, позиций, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Излишняя прямолинейность, отсутствие так­та в обращении с другими людьми могут вызвать конфликт с окру­жающими.

- «не­управляемые», отличающиеся импульсивностью, непредсказуе­мостью поведения, часто ведут себя вызывающе, агрессивно, а это порождает конфликты.

- «занудливые», отличающиеся излишней скрупулезно­стью, подвергающие всех окружающих острой критике за любую неточность в суждениях, оценках, неосторожно сделанное движение, неудачно сказанное слово, а их завышенная требо­вательность к окружающим способна стать причиной межличност­ного конфликта.

- «безвольные», с чрезмерно гибкой, изменчивой позицией, лишенные собственных прин­ципов и убеждений. Такие люди чаще всего сами на конфликт не идут, но, подпав под влиянием более сильных по психоэнергетике личностей, легко становятся в руках последних невольными ору­диями возникновения конфликтных ситуаций [26].

Перечисленные и другие типы «трудных людей», очень часто инициирующих межличностные конфликты, обычно формируются не только вследствие тех или иных личностных характерологических особенностей индивидов, но, главным образом, вследствие не­благоприятных ситуаций в совместной деятельности и общении, которые раздражают, озлобляют их, делают несносными во взаимо­отношениях с окружающими.

Чем более неблагоприятным является социально-психологический фон повседневного межличностного взаимодействия, тем больше в социальном окружении оказывается «трудных людей», тем чаще вспыхивают межличностные конфлик­ты. В этом легко убедиться, если вспомнить, как часто в наше кри­зисное время возникают ссоры, стычки, конфликты в общественном транспорте, у железнодорожных касс или в продовольственных ма­газинах. Чрезвычайно плотная насыщенность та­кого рода ситуаций конфликтными противостояниями объясняется не столько злобностью, агрессивностью или другими негативными характеро­логическими чертами тех или иных индивидов, сколько житейскими невзгодами, экономическими и бытовыми трудностями и неуряди­цами, порождаемыми в массовых масштабах углубляющимся соци­ально-экономическим кризисом нашего современного общества.

Блестящие образцы проникновения в сущность различных форм конфликтных взаимодействий представлены не только в социологических или психологических исследованиях, но и в художественной литературе.

Одной из наиболее распространенных и вместе с тем наименее острых форм межличностного конфликта является ссора. Она харак­теризуется состоянием недоброжелательности двух или нескольких людей, сопровождаемым взаимными упреками, обвинениями, пре­пирательствами (например, ссора известных гоголевских персонажей).

Вторым видом межличностного конфликта является распря - длительная полоса враждебности, сопровождаемая непрекращаю­щимися разногласиями. Вл. Даль приводит такую оценку рас­при: «От распри двух соседей и до распри государств - все богопро­тивно» (См. Вл. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. 1982.).

Существует еще один вариант межличностного конфликта, сопряженный с ссорой. Это - свара, представляющая собой длитель­ную мелочную ссору с взаимными обидами. Давая оценку такого конфликта. Дм. Мамин-Сибиряк отмечал: «Хуже этого не может быть, как рознь и свара в своей семье» («Ночь»).

Эти три формы межличностного конфликта выражают ситуа­цию различия взглядов, мнений, оценок, привычек людей, приводя­щих к психологической несовместимости партнеров по общению, т.е. состоянию конфликта во взаимоотношениях соперников.

По степени нарастания напряженности между партнерами, участвующими в конфликтных взаимодействиях, можно выделить еще одну группу межличностных конфликтов,

Одной из наиболее распространенных форм конфликтных си­туаций, отличающихся, как правило, открытым неприятием и противодействием друг другу является вражда. Она представляет собой межличностные отношения и действия двух или большего количест­ва людей, проникнуты недоброжелательством, неприязнью, злорад­ством, враждебностью, взаимной ненавистью. Ф.Достоевский описывает подобные отношения между родителями главной героини «Неточки Незвановой».

Одной из форм враждебного конфликтного взаимодействия вы­ступает стычка. Это - непродолжительное, как правило, небольшое враждебное взаимодействие соперников. Например, рельефное описание такого взаимодействия принадлежит М.Лермонтову в известном произведении «Княжна Мэри»: «Он был свидетелем вашей стычки с Грушницким в ресторане»,

Еще более острой и напряженной бывает такая форма кон­фликтного взаимодействия, которая называется столкновением. Оно предстает как встреча враждующих людей или их групп в драке, бою и т.п. О подобных конфликтах хорошо написал А.Степанов в «Порт-Артуре».

Литературные описания различных видов межличностных конфликтов свидетельст­вуют о многообразии оттенков проявлений этого сложного социаль­но - психологического феномена.

При всем многообразии межличностных конфликтов, путей и причин их возникновения, форм протекания, наиболее разрушитель­ными из них являются хронические, долго или никогда не разре­шаемые конфликты.

Крупный специалист в области исследования и разрешения конфликтов американский психолог Даниэль Дэна под­черкивает: «Хронические, неразрешенные межличностные кон­фликты вызывают ненужные страдания, заставляют непродуманно использовать жизненную энергию людей и ресурсы организаций». Такой вывод вытекает из того, что в результате развертывания меж­личностных конфликтов происходят потери управленческого време­ни (до 30% у руководителей низшего звена) при одновременном ухудшении качества решений [32].

Межличностные конфликты очень часто сопровождаются потерей квалифицированных работников, которые вследствие неразрешимо­го конфликта оказываются вынужденными увольняться, оборачи­ваются саботажем, снижением желания работать, неоправданными потерями рабочего времени, дополнительными затратами на здраво­охранение и т.п.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:2049

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.