Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Причины межличностных конфликтов

 

Как уже отмечалось выше, причины МЛК могут быть как объективными, так и субъективными. Среди объективных причин межличностных конфликтов чаще всего в роли детерминантов выступают

- ресурсно-материальные факторы, такие, например, как недостаток материальных средств в семье или в производственном коллективе, территориальные претен­зии хозяев двух соседних дачных участков, спор между сотрудниками учреждения по поводу размера премиальных и отношения к работе и т.п. Существенную роль в возникновении межлично­стных конфликтов играют также

- социалъно-отношенческие факто­ры, когда одному из участников конфликтного взаимодействия представляется, что его соперник несправедливо наделен управленческими полномочиями по отношению к нему и использует их в личных интересах, в ущерб общему делу, или кто-то из сослуживцев занимает в организации пост, который должен принадлежать оби­женному этим человеком.

На эти и им подобные объективные детерминантные факторы возникновения межличностных конфликтов, нередко наслаиваются действия субъективных факторов, в частности,

- поведенческие факторы, такие, как эгоистичность, грубость, лживость, стремление к превосходству, вызывающие раз­личные формы межличностных конфликтов, а также существующие между взаимодействующими индивидами

- различия в представлениях о ценностях (о добре и зле, о справедли­вости или несправедливости, о должном, уместном или неуместном в поступках окружающих людей и т.п.);

- различия в жизненном опыте, в склонностях и привычках, в манере поведения, порождающие раз­личные мотивации поступков и приводящие нередко к мотивационным межличностным конфликтам;

- личностные особенности взаимодействую­щих индивидов (их различия в ожиданиях, в чувствах уверенности и безопасности, в потребностях любви и одобрения и т.п.).

Чаще всего межличностные конфликты вспыхивают тогда, когда слова, оценки, поступки одного партнера по взаимодействию не совпадают с ожиданиями другого, резко расходятся с ними или про­тиворечат им. Если молодая жена ожидает, что ее муж, даривший ей цветы и проявлявший готовность носить ее на руках, будет посту­пать таким же образом на протяжении всей жизни, то ее ожидания на­верняка не сбудутся. Или например, довольно часто любящий, послушный, ласко­вый восьмилетний ребенок превращается в независимого, упрямого, грубого подростка вопреки ожиданиям его родителей.

Увы, печаль­ная для многих правда состоит в том, что человеческие отношения крайне непостоянны, даже более непостоянны, чем курс доллара по отношению к рублю или погода, и с этим необходимо считаться, чтобы не испытывать глубокого разочарования в своих ожиданиях и не вступать в бесчисленные межличностные конфликты. А потому люди, опа­сающиеся своего будущего, нередко стремятся «обезопасить» себя собственностью, страхованием здоровья, брачным контрактом, лич­ными отношениями и т.п.

Родители стремятся привязать к себе де­тей, боязливые дети неохотно покидают родительское гнездо. Му­жья и жены пытаются добиться гарантии любви и заботы друг от друга. Такое стремление к полному обладанию другим партнером и предъявляемые к нему требования часто вызывают лишь беспокойство, обиду, отчуждение, способное в любой момент обернуться межличностными конфликтами.

Взаимодействие объективных и субъективных факторов, обусловливающих детерминантную основу возникновения межличностных конфликтов, таково, что наряду с общими причинами, характерными для всех межличностных конфликтов, существуют и такие, которые присущи именно данному конкретному конфликту.

Между этими двумя уровнями существует еще один детерминантный уро­вень - типичные причины возникновения межличностных конфликтов среди рабочих, научных работников, военнослужащих, детей, старших школьников, семейных конфликтов и т.п.

При всем многообразии причин и особенностей протекания различных межличностных конфликтов всем им присуща одна от­личительная черта: они в большей или меньшей степени связаны с особым психическим состоянием, называемым фрустрацией.

Фруст­рация возникает обычно вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели, и переживается особен­но эмоционально, когда в качестве такой помехи предстают позиция, поступки, действия другого индивида. Сила фрустрации, зависящая от степени значимости блокируемого поведения и субъективной «близости» достижения цели, оказывается чаще всего скореллиро-ванной с глубиной и остротой межличностного конфликта.

Немец­кий социальный психолог В. Эссер установил экспериментальным путем, что острота такого конфликта в значительной степени диф­ференцирована в связи с различным уровнем сопротивляемости раз­личных индивидов фрустрации, с возможностью (или невозможно­стью) данного индивида противостоять фрустрации без сбоя, т.е. без выхода из строя психологической адаптации.

Такая способность ин­дивида противостоять фрустрации и не прибегать к неадекватным ответам на ситуацию называется толерантностью фрустрации, т.е. устойчивостью личности к фрустрации.

Проанализированные причины межличностных конфликтов, социально-психологические механизмы их возникновения, их связь с фрустрацией, где важную роль играют чувства тревожности, бояз­ни, отчаяния, гнева, возмущения и т.п., позволяют сделать вывод, что среди различных видов разнообразных конфликтных взаимодей­ствий чаще всего возникают и сильнее всего эмоционально пережи­ваются участниками именно межличностные конфликты. Их значительно более широкая распространенность, острота выражения и эмоциональная насыщенность обусловлена, прежде всего, активным включением всех ресурсов личности в их возникновение, протека­ние и разрешение.

Чаще всего на их развязывание влияют пять факторов, в сильной степени воздействующие на межличностные отно­шения индивидов:

а) личностные особенности индивида, включая его темпера­мент, характер, мировоззрение, ценностные ориентации, его интере­сы, потребности и представления о самом себе;

б) социальные роли, выполняемые индивидом в той или иной общности (группе);

в) эмоциональные отношения индивида с социальным окружением;

г) восприятие и оценка индивидом своего социального окружения;

д) поведение индивида по отношению к другим людям.

Обычно люди, вступая в социальные взаимодействия, испы­тывают потребность установления стабильности и равновесия в межличностных отношениях. Такое равновесие формируется под влиянием принятых в обществе (или в данной общности) норм, цен­ностных установок, социальных статусов, занимаемых индивидами, и социальных ролей, выполняемых ими в процессе взаимодействия с другими.

Сопоставление индивидом себя с партнерами по общению является практически межличностной оценкой. Когда индивиды в среде партнеров ведут себя в соответствии с результатами межлич­ностных оценок, в их взаимоотношениях устанавливается межлич­ностное равновесие, не приводящее к возникновению конфликтной ситуации. Однако такое равновесие существует не всегда. В меж­личностных отношениях могут возникать различные коллизии, про­тиворечия, которые с достаточной степенью условности можно раз­делить на четыре вида:

1) завышенная оценка себя и партнера;

2) завышенная оценка себя и заниженная - партнера;

3) заниженная оценка себя и завышенная - партнера;

4) заниженная оценка себя и партнера.

Эти четыре вида взаимооценок составляют характерные осо­бенности ситуаций, в которых могут оказаться партнеры по меж­личностным отношениям. Наиболее вероятно, что к конфликтным коллизиям скорее всего способны привести такие оценки, где проис­ходит нарушение равновесия в оценках себя и партнера, причем преимущественно с завышением своих личных достоинств, умений, способностей и т.п. и принижением таковых у партнера. В результате в межличностных отношениях могут возникать ситуации, приводя­щие к межличностным конфликтам.

Итак, наиболее типичными причинами, приводящими к возникно­вению конфликтных ситуаций в межличностном общении могут быть следующие:

1) принижение личности партнера, негативная оценка его поступков, действий;

2) подчеркивание разницы между собой и партнером, причем разницы, ориентированной на завышение своих достоинств и при­нижение таковых у партнера;

3) преуменьшение вклада партнера в общее дело;

4)попытка обсуждать вопрос рационально, игнорируя со­стояние партнера, если он переживает сильную негативную эмоцию;

5) полное непонимание или нежелание понять партнера, от­сутствие с ним эмоционального контакта.

Эти пять наиболее вероятных позиций во взаимоотношениях партнеров могут быть охарактеризованы как конфликтная ситуация, способная привести к возникновению конфликта. Взятые в своей со­вокупности, они составляют сферу факторов, наиболее значимых в детерминации конфликтного взаимодействия двух или большего количества индивидов. Их следует назвать ситуативными, выпол­няющими функцию внешних детерминант взаимодействия, раскры­вающих внешние по отношению к данному конкретному индивиду условия и обстоятельства, приводящие к возникновению конфликт­ной ситуации в межличностных отношениях.

Однако в назревании конфликтного взаимодействия, как пока­зывают результаты многих социологических и социально-психологических исследований, действует не одна, а две основные детерминанты поведения.

Первая из них заключена в ценностных ориентациях, внутренних программах индивида, в конфигурации его поведенческих возможностей и стереотипов.

Вторая состоит в ситуации, представляющей собой физическое окружение, прежде всего людей, внешнее по отношению к данному индивиду.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:601

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.