Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Сущность и общая характеристика межличностных конфликтов

Способы разрешения межличностных конфликтов.

Трудовые).

Конфликты в сфере производства (организационные, производственные,

Конфликты в учебной сфере.

Конфликты в семейной сфере.

Типология межличностных конфликтов.

Роль личностного фактора в межличностном конфликте.

Причины межличностных конфликтов.

Особенности межличностных конфликтов (функции, структура, динамика).

Сущность и общая характеристика межличностных конфликтов.

 

 

Личность формируется и развивается в сложном и многогран­ном процессе взаимодействия с социумом, в системе общественных отношений, среди которых наиболее значительными для нее явля­ются ее отношения с другими личностями, т.е. межличностные от­ношения.

Каждый индивид, включенный в совместную деятельность и общение с другими людьми, сопричастен к такой специфической форме социальной активности, которая направлена на производство и воспроизводство межличностных отношений. В процессе взаимо­действия с другими людьми проявляются две основных тенденции

- устойчивость, стабильность ее позиций, установок, оценок, дейст­вий, с одной стороны, и их

- изменчивость - с другой.

Один полюс - личностного бытия человека в межличностной сфере составляет сте­реотипность его поведенческих стратегий, устойчивость убеждений и установок, константность действий в изменяющихся условиях сре­ды, стабильность личностных черт и диспозиций, тенденция сохра­нения и репродуцирования прошлого опыта.

Но другой, противопо­ложный ему полюс включает в себя вариабельность поведенческих стратегий, смену убеждений и установок, трансформацию прошлого опыта, выработку новых личностных черт и самопреобразование.

В процессе взаимодействия этих полюсов человек адаптирует­ся к окружающей социальной среде, к особенностям существующих в ней межличностных отношений. Разумеется, масштабы, способы, особенности адаптационного процесса зависят как от специфики со­циальной среды, так и от внутреннего мира самой данной личности.

В развертывании этого процесса она может (в зависимости от его успешности) испытывать либо удовлетворенность, положительное отношение к окружающим и их приятие, чувство социального ком­форта и т.п., либо, напротив, неудовлетворенность и фрустрированность, тревожность, отрицательное отношение к окружающим, ощущение социальной незащищенности и т.д.

Если в первом случае межличностные отношения развиваются преимущественно по типу сотрудничества, товарищества, а нередко и дружбы, то во втором гораздо чаще возникают ситуации соперничества, конфликтности. В последнем случае субъект межличностных отношений принимает в расчет индивидуальность или собственное мнение партнера по та­ким отношениям только в той мере, в какой это служит его цели преобразования, отстранения или подавления соперника.

Как правило, под межличностным конфликтомпонимают открытое столкновение и противоборство взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

Межличностный конфликт прояв­ляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межлич­ностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу, при этом каждая сторона стремится нанести ущерб другой стороне в целях достижения победы над ней. Это один из са­мых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.

Особенно часто такого рода ситуация складывается в хрони­чески конфликтных супружеских взаимоотношениях, а также во взаимодействии конфликтующих соперников в служебной обста­новке - в производственных, артистических, исследовательских и других коллективах. Это, разумеется, не означает, что межличност­ные конфликты не могут возникать в других сферах деятельности.

Повседневная жизнь убеждает нас в том, что такие конфликты воз­никают практически во всех без исключения сферах человеческого взаимодействия. Самым общим социально-психологическим механизмом их возникновения является ситуационная несовместимость взаимодействующих индивидов, проявляющаяся в несоответствии оценок и действий одного из них ожиданиям другого (других).

Если личностные особенности индивидов, вступающих в межличностное взаимодействие, подталкивают данного индивида к возникновению в его установках и поведении конфликтующих ожи­даний и настроений, а складывающаяся в таком взаимодействии си­туация подстёгивает их, способствует их проявлению в словах и по­ступках, то может возникнуть статусная несовместимость двух или нескольких индивидов.

При оценке статусных несовместимостей в процессе межличностного взаимодействия следует иметь в виду, что наиболее склонны к конфликтным ожиданиям индивиды, расцени­вающие себя в качестве неудачников в каком-либо существенном для них отношении (в смысле дохода или профессионального стату­са, например). У них чаще, чем у тех, кто считает себя преуспеваю­щим, возникают стрессы, подталкивающие к конфликтогенным су­ждениям и действиям.

Однако это вовсе не означает, что межличностные конфлик­ты коренятся только в психологических особенностях соперни­чающих индивидов. Напротив, наряду с субъективными причина­ми, обусловленными психологическими особенностями участников конфликтного взаимодействия, последние детерминируются самой социальной средой, в которой такие взаимодействия происходят.

Причем в большинстве случаев межличностные конфликты порож­даются именно объективными социальными факторами, которые действуют на уровне всего общества, данной социальной общности (семья, учебный или трудовой коллектив и т.п.) или конкретного ли­ца, порой даже не осознаваемыми конфликтующими сторонами и их окружением. Реализуясь через проявление личностных характери­стик и социально-психологических явлений, эти факторы нередко воспринимаются как субъективные, хотя имеют несомненную объективную основу.

При таком рассмотрении выделяется, с одной стороны, его сущность как воз­никшего во взаимоотношениях двух и большего количества людей противоречия их взглядов, оценок, намерений, стремлений, интере­сов, целей, позиций и т.п. Но сущность каждого социального про­цесса, включая и конфликт, не лежит на поверхности и проявляется (нередко и затушевывается) многообразием его форм, различных в зависимости как от субъекта и объекта конфликтного взаимодейст­вия, так и от тех ситуативных условий, в которых оно протекает. Ес­ли отвлечься от разнообразия конкретных проявлений тех или иных конфликтов, возникающих в совершенно определенных ситуациях, то в самом общем плане межличностный конфликт в качестве социаль­ного явления представляет собой процесс столкновения интересов, мотивов, целей, позиций и т.п. двух или большего количества враж­дующих между собой людей.

Если учесть все вышесказанное, то межличностный кон­фликтможно определить как открытое противоборство взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, столкновения несовместимых целей, желаний, стремлений и установок партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одного из них грозит ущемлением интересов другого.

В межличностных конфликтах нередко возникает социально негативное явление, которое известные американские социальные психологи Г. Келли и Дж. Тибо назвали «разрушением отношений» [33].

Сам же процесс «разрушения отношений» (прежде всего в организационно оформленных социальных общностях - на предпри­ятиях, учреждениях, учебных заведениях и т.п.) может иметь как вертикальную, так и горизонтальную направленность. Это обусловлено дифференциацией должностей, социальных статусов, ролей, уровней, престижа, авторитета среди сотрудников. Причем процесс «разрушения отношений» происходит чаще по вертикали («руководитель- подчиненный» - 52% случаев), чем по горизонтали («сотрудник - сотрудник»; «рабочий - рабочий» - 33% случаев).

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1050

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.