Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Функции конфликтов (конструктивные и деструктивны)

 

Существенно значим вопрос о месте и роли конфликтов в жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы, организа­ции и общества в целом. Недаром еще мыслители Древнего мира и средневековья усматривали в конфликтах некое средство к взаимо­пониманию и доброму согласию.

В новое время большинство тех, что закладывали фундамент конфликтологии, указывали на конфликты как на средство разрешения социальных противоречий и поддержа­ния равновесия в общественном устройстве.

На современном этапе четко выделяются как осуждение враждебных противоборств на лю­бом уровне, так и признание важной роли мирно разрешаемых кон­фликтов в установлении взаимопонимания и сотрудничества между людьми.

Функция конфликтавыражает, с одной стороны, его социальное назначение, а с другой - зависимость, которая возникает между ним и другими компонентами общественной жизни. В первом случае берут­ся во внимание последствия конфликта, во втором - направленность отношений конфликтующих субъектов социальных связей.

Конфликт функционален в том смысле, что социальные и психологические процессы его развития воздействуют на психику, поведение, деятельность как оппонентов, так и окружающих. Поэтому функции конфликтов рассматриваются как по отношению к участникам конфликта, так и по отношению к окружающим.

В повседневной жизни сложилось весьма однозначное отношение к конфликтам как негативным явлениям. В действительности, основные функции конфликта могут носить как негативный (деструктивный), так и позитивный (конструктивный) характер, все зависит от конечного результата, оценок сторонами конфликта, стадии развития конфликта и др.

Рассмотрим сначала функции конфликта по отношению к его основным участникам:

(1) конструктивные функции конфликта:

-устраняет полностью или частично противоречие, возникающее в силу различных причин (объективных и субъективных);

- позволяет глубже оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем (своего рода «тестирование» участников конфликта на предмет их ценностных ориентаций, силу мотивов, их направленность, психологическую устойчивость к стрессу и др.);

- позволяет ослабить психическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию, снизить интенсивность отрицательных эмоций;

- служит источником развития личности, межличностных отношений (с точки зрения накопления социального опыта решения трудных ситуаций);

- иногда может улучшить качество индивидуальной деятельности (в частности, в 28% случаев зафиксировано повышение качества индивидуальной деятельности у руководителей, тогда как у подчиненных этот показатель чаще ухудшается) [см. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов.- М.:ЮНИТИ, 1999.];

- участник конфликта может повысить свой авторитет у окружающих, в случае, если он отстаивает справедливые (с точки зрения этих людей) цели;

- может служить одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции в процессе социализации;

(2) деструктивные функции конфликта:

- оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;

- может сопровождаться физическим или психологическим насилием, а значит может привести к травмированию оппонентов;

- всегда сопровождается стрессом, а значит может привести к ухудшению здоровья, или даже заболеваниям;

- приводит к ухудшению или полному разрушению межличностных отношений;

- способствует формированию негативного образа другого, «образа врага», негативной установки по отношению к оппоненту;

- чаще всего приводит к снижению эффективности и продуктивности индивидуальной деятельности;

- приводит к закреплению в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем;

- оказывает отрицательное влияние на развитие личности, в частности, на формирование правового нигилизма, неверия в торжество справедливости, снижения уровня самооценки, неверия в свои возможности (в случае, если участник оказался в числе проигравших).

А теперь рассмотрим функции конфликта по отношению к окружающим (микро- и макросоциальной среде):

(3) конструктивные функции конфликта:

- выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества в целом (в случае крупномасштабного конфликта, например, войны);

- выявляет, высвечивает нерешенные проблемы;

- зондирует общественное мнение;

- способствует созданию новых, более благоприятных условий жизнедеятельности, новых социальных отношений;

- может способствовать сплочению группы;

- ускоряет поиск продуктивных решений проблем в связи с повышением интеллектуально-эмоциональной напряженности;

- может оптимизировать межличностные отношения;

(4) деструктивные функции конфликта:

- сопровождается нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей, в группе, в организации;

- оказывает отрицательное влияние на взаимоотношения в коллективе, на его социально-психологический климат;

- ослабляет ценностно-ориентационное единство группы, снижает уровень групповой сплоченности;

- может значительно снизить качество совместной деятельности.

2.4. Классификация (типология) конфликтов

 

Необходимость классификации конфликтов диктуется исследовательскими интересами более глубокого проникновения в их сущность, а также практиче­скими потребностями наиболее эффективного регулирования их различных видов. Классификация зависит от тех критериев, кото­рые берутся за ее основу. Наиболее распространенными видами классификаций конфликтов являются типологии, построенные на следующих критериях (основаниях):

1) стороны конфликтов;

2) характер потребностей, ущемление которых вызвало кон­фликт;

3) направленность конфликта;

4) временные параметры конфликта;

5) результативность конфликтов.

Ранее отмечалось, что по первому критерию (по участвующим сторонам)конфликты делятся на:

внутриличностные;

межличностные;

межгрупповые (в том числе между личностью и группой);

По характеру потребностей, блокирование которых явилось пред­посылкой конфликта, конфликты можно разделить на:

• материальные (ресурсные);

социальные (статусно-ролевые);

духовные (идеологические).

По направленностиконфликты подразделяются на:

горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе;

вертикальные — между подчиненными и начальством;

смешанные — это те конфликты, в которых представлены и коллеги, и руководители разных уровней. Как показывает практика, до четырех пятых всех конфликтов в организациях относятся к конфликтам второй и третьей групп по этой ти­пологии.

По длительности:

кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);

длительные (от нескольких часов до нескольких суток);

затяжные (продолжающиеся иногда годами и десятилетия­ми, или даже бессрочные, какими нередко бывают государственные, национальные и религиозные конфликты.

По критерию результативностиконфликты делятся на два типа:

конструктивные, нормальные, позитивные, при которых груп­пы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отно­шения между членами группы — характер сотрудничества, коо­перации.

деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоот­ношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояния, борьбы, ведущей даже к разрушению, распаду организации.

Поэтому важнейшей задачей руководителя любого уровня явля­ется решение проблем регулирования конфликтов, недопущение их перерастания из конструктивной в деструктивную форму, предот­вращение разрастания, генерализации конфликта. Для этого осо­бенно важно разбираться в структуре, динамике, типологии кон­фликта, т.е. во всем понятийно-категориальном аппарате конфликтологии.

В зависимости от формы проявления выделяются различные типы конфликтов:

скрытые (видимых проявлений конфликта недостаточно для того, чтобы судить о его наличии и особенностях);

частично скрытые (видимые проявления конфликта не по­зволяют адекватно судить о его причинах, глубине, действиях уча­стников);

открытые (все проявления конфликта не скрываются участ­никами, а иногда даже принимают демонстративный характер);

По своему происхождению конфликты делятся на:

преднамеренные (специально задуманные и осуществленные по заранее намеченному плану);

инициативные (один из участников или одна из сторон выс­тупает в роли инициатора, начиная со слов или действий, вызыва­ющих конфликт).

спровоцированные (возникшие в результате провоцирующих слов или поступков, вынуждающих обстоятельств);

нечаянные (возникшие случайно, без предварительных на­мерений по воле обстоятельств, ситуаций).

По сфере жизнедеятельности людей конфликты также можно разделить на:

· бытовые;

· семейные;

· трудовые;

· воинские;

· учебно-педагогические и др.

Противостоящие субъекты живут и борются в различных подси­стемах общественных отношений и деятельности. Отсюда вытека­ет классификация конфликтов по сферам жизнедеятельнос­ти общества:

- экономические и социальные,

- политические и правовые,

- идеологические и нравственные,

- религиозные и научные,

- управленчес­кие и др.

Их носителями могут быть любые из перечисленных субъек­тов. Они объединяются в рамках теории среднего уровня.

Экономи­ческий конфликт - это конфликт, прежде всего, по поводу владения, присвое­ния, распоряжения и использования средств производства, а также организации и управления производством материальных благ и их распределением.

Социальный конфликт - по поводу средств и условий жиз­необеспечения, социального статуса, реального доступа к различным благам и ресурсам. Одной из разновидностей социального конфликта является этничес­кий конфликт, связанный с защитой прав и интересов национальных и этнических групп.

Политический конфликт - обобщающий по отношению к другим общественным конфликтам; он возникает по поводу власти, ее приобретения, защиты и использования в интересах определен­ных социальных групп или большинства общества.

Правовой конф­ликт формируется в системе правовых отношений и по поводу юри­дических норм и правосознания.

Управленческий конфликт присущ управленческим отношениям, рождается на различных этапах раз­работки, принятия и реализации управленческих решений.

Идеоло­гический, религиозный, научный, нравственный и другие конфликты, характеризующие процессы духовной жизни людей, возникают и существуют в сфере духовной деятельности и взаимоотношений по поводу духовных ценностей.

Предложенная схема не исчерпывает собой всех воз­можных вариантов классификации конфликта. В нее не включена характеристика самого субъекта действия или конфликтующей стороны. На этом основании можно выстроить следующий ряд уровней конфликтующих сторон, поднимаясь от простых к все более сложным субъектам действия:

1. Межиндивидуальные конфликты.

2. Межгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно выделить:

а) группы интересов,

б) группы этно-национального характера,

в) группы, объединенные общностью положения.

3. Конфликты между ассоциациями (партиями).

4. Внутри и межинституциональные конфликты.

5. Конфликты между секторами общественного разде­ления труда.

6. Конфликты между государственными образованиями.

7. Конфликт между культурами или типами культур.

Важно обратить внимание на то, что каждый из субъ­ектов действия может выступать стороной конфликта, при этом применительно к данному субъекту конфликт может развертываться во всех сферах его жизнедеятель­ности и со всей полнотой мотивации или с включением всей совокупности его движущих сил.

Известны и другие подходы к классификации конфликтов. В частности, согласно общей теории конфликтов Боулдинга, общественные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три большие группы:

1) конфликты на уровне индивиду­умов,

2) конфликты на уровне групп и

3) конфликты на уровне организаций.

Классификацией трех организацион­ных уровней обусловлена следующая типология:

1) конфликты между индивидуумами;

2) пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами;

3) экологические конфлик­ты между пересекающимися в пространстве группами;

4) конф­ликты между гомогенными организациями (например, государ­ствами);

5) конфликты между гетерогенными организациями (на­пример, между государством и церковью);

6) конфликты между индивидуумом и группой (например, в семье);

7) конфликты между индивидуумом и организацией (например, между гражданином и государством);

8) конфликты между группой и организацией.

В общей теории конфликтов А.Раппопорта выделяются три главных типа и одновременно три уровня конфликтов: война, игра и спор.

Война:бескомпромиссная борьба до победоносного конца и применение любых, в том числе насильственных, средств.

Игра:разрешение конфликта на основе действий по заранее определен­ным правилам; результат — получение выигравшим существен­ных, но не жизненно важных, преимуществ.

Спор:используются только мирные средства; цель — достижение согласия с другой стороной.

Кроме того, конфликты могут различаться между собой:

- по масштабу распространения (локальные и широкомасштабные);

- по интенсивности (низкой, средней и высокой интенсивности);

- по скорости (быстрые и замедленные),

- по особенности психического состояния (рациональные и эмоциональные);

- по особенности субъективного восприятия ситуации (ложный, потенциальный, истинный);

- по типам (когнитивные и мотивационные).

Ложный конфликт обусловлен тем, что субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет.

Потенциальный конфликт возникает, если реальные основания для возникновения конфликта имеют место быть, но пока одна из сторон, или обе в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную.

Истинным конфликтом называется реальное столкновение сторон, которое привело к противоборству, в ходе которого стороны наносят ущерб друг другу. В свою очередь, истинный конфликт можно условно разделить на:

- конструктивный (возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий);

- случайный (возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств);

- смещенный (возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта);

- неверно приписанный (при котором истинный виновник находится «за кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения).

Когнитивными называются конфликты, отражающие проти­воположные или противоречивые точки зрения на события, фак­ты. Они протекают в форме дискуссий, споров, диспутов, поле­мики на страницах газет и журналов и т.д. Если по отношению к одной из сторон конфликта не применяются методы насилия, если дискуссия ведется цивилизованно, то обычно не возникает опас­ности перехода этого типа конфликтов в мотивационные, в осно­ве которых лежат столкновения коренных интересов сторон.

В зависимости от интенсивности, уровня антагонизма отноше­ния между конфликтующими сторонами могут быть двух типов:

а) радикально конфликтными, если какой-либо общий интерес от­сутствует;

б) частично конфликтными, когда, несмотря на столк­новение, стороны имеют какой-либо общий интерес.

Интересную типологию конфликтов предложил профессор Йельского университета Роберт Даль [2]. По его мнению, конфликты подразделяются на:

1) биполярные (двусторонние) и мультиполярные (многосто­ронние) — в зависимости от числа противостоящих участников конфликта;

2)кумулятивные и перекрещивающиеся — в зависимости от сходства и различия состава участников конфликта;

3)конфликты, ведущие к поляризации и сегментации — в зави­симости от степени или уровня антагонизма участников.

Под поля­ризацией понимается глубокий раскол общества на две противопо­ложные группы, противоречие между которыми мирными средства­ми неразрешимо, а сегментация — это дробление общества на ряд слоев и групп с различными интересами и ценностями, конфликту­ющими между собой, но при этом стабильность общества гаранти­рована системой взаимных уступок, переговоров, консультаций.

В соответствии с рассмотренной типологией конфликтов лю­бая конфликтная ситуация может быть отнесена по соответствую­щему основанию (по субъектам, причинам, длительности проте­кания, организации, проявления и т.д.) к тому или иному типу. Срав­нение различных типов при анализе конкретной ситуации дает возможность более правильной ее оценки и анализа и, соответствен­но, принятия оптимальных вариантов по разрешению конфликта.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:4197

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.