Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Таб. 1. Перекрестный анализ движущих сил конфликта и сфер жизнедеятельности

Движущие силы Сферы жизнедеятельности
Экономика Политика Духовная жизнь
Потребности Варианты использования ресурсов Варианты самоорганизации Человек: рациональный или эмоциональный
Интересы Институты распределения Интеграция или раскол Тип культуры
Ценности Ориентации на рынок или на государство Власть как средство или самоцель Интерпретация высших ценностей  

 

Предложенная схема позволяет выявить наиболее сущес­твенные причины глубинных конфликтов между субъектами разного уровня.

В сфере экономики это будут конфликты, сопряженные с вариантами распределения ресурсов, кон­фликты, связанные с функционированием институтов рас­пределения, и конфликты, раскрывающие противополож­ность экономических установок разного типа.

В сфере поли­тики вся совокупность жизненных интересов вращается вокруг способов организации общества, уровня его сплочен­ности и характера властных отношений.

В сфере духовной жизни конфликты связаны с внутренним миром человека, характером свободы, типом культуры и интерпретацией высших ценностей: добра, справедливости, высшего блага.

Что касается движущих сил или глубинных причин конфликтов, то они также обладают значительной вариа­бельностью.

Если речь идет о потребностях, то необходи­мо учитывать не только проблему воспроизводимости ре­сурсов и характера их использования, но и фундамен­тальные проблемы, касающиеся способов самоорганиза­ции общества, равно как и преимущественную ориента­цию субъекта действия либо на рациональные, либо на эмотивные характеристики и побуждения деятельности.

Интересы в свою очередь представляют собой не просто некоторые стремления к благам, удовлетворяющим жизненные нужды и потребности. Они определяют отно­шение к сложившимся в обществе институтам распреде­ления, которые в свою очередь определяют допустимые для данного общества пределы и социально устоявшиеся формы неравенства. Во взаимодействии с духовными сфе­рами жизнедеятельности людей интересы определяют типы культуры: ее ориентацию преимущественно на поз­нание, на труд, на досуг, на индивидуальные достижения или на сильно развитые формы группового контроля над поведением индивида.

Ценности проявляются, как видно из предложенной схемы, не только в области чисто ду­ховных отношений. Они в значительной мере определяют базовые ориентации общества, в том числе и его выбор между типами экономического развития и экономической организации общества. Характер ценностных ориентации в обществе во многом определяет и отношение к власти. Крайние варианты этого отношения сопряжены с праг­матическим отношением к ней или с восприятием ее как самодовлеющего начала, выполняющего роль терминаль­ной ценности в отношениях между членами сообщества.

Предложенная схема может служить важным средст­вом исследования реальных конфликтных ситуаций, пос­кольку она определенным образом показывает порядок выдвижения требований конфликтующими сторонами. В схеме содержится по сути дела минимальный набор предъявляемых требований и притязаний. Этот набор предъявляется каждой из сторон.

В определенных слу­чаях выдвигаемые требования могут носить «зеркальный» характер: потребности, выдвигаемые одной из сторон, с той же силой предъявляются и другой стороной. Но в большинстве реальных ситуаций характер притязаний является асимметричным, что позволяет более тщательно отнестись к проблематике обмена уступками, подводя на практике дело к взаимной выгоде.

Важно обратить внимание и на структуру каждой из клеточек мотивационного ядра конфликта. Каждая из них содержит определенные варианты устремлений. В силу этого каждая из них может быть источником напряжения, раскола, возникновения новых конфликтных ситуаций и усугубления стародавних конфликтов.

Основными источниками конфликта в обществе является рас­слоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы и возникающее на этой основе социальное неравенство, т.е. неравный доступ представителей различных социальных слоев (страт) к материальным и духовным благам.

Основное противоречие между производитель­ными силами и производственными отношениями «задает» проти­воречия, проявляющиеся:

1) в борьбе между социальными слоями, группами, классами;

2) в противостоянии между поколениями (в семьях, организациях);

3) в борьбе между этническими группами в обществе;

4) в противоречащей друг другу деятельности различных религиозных общин;

5) в борьбе носителей различных традицион­ных ценностей с вновь возникающими обычаями и т.д.

Для описания того или иного конфликта, выявления его объективных и субъективных причин необходимо провести сбор и анализ всей доступной информации по следующим позициям:

1) характеристики конфликтующих сторон (их ценности и мо­тивации, их устремления и цели, их интеллектуальные, психоло­гические и социальные ресурсы для ведения или разрешения кон­фликта; их представления о конфликте, включая концепцию стра­тегии и тактики и т.д.);

2) предысторию взаимодействий конфликтующих сторон (от­ношение друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, включая их представление об отношении к себе противоположной сторо­ны, и главное, степень полярности их взглядов по системе «хоро­шо — плохо» и «заслуживает доверия — не заслуживает доверия»);

3) природу того, что привело к конфликту (его границы, жест­кость, мотивационную ценность, определение, периодичность и т.п.);

4) социальную среду, в которой возник конфликт (различные инструменты, учреждения и ограничители; уровень поощрения или сдерживания в зависимости от выбранной стратегии и так­тики ведения или разрешения конфликта, включая природу со­циальных норм и институциональных форм для регулирования конфликта);

5) заинтересованные стороны (их отношение к конфликтую­щим сторонам и друг к другу, их заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики);

6) применяемые конфликтующими сторонами стратегию и тактику (оценивание и/или изменение преимуществ, недостатков и субъективных возможностей и попытки одной из сторон оказать влияние на представление другой стороны о преимуществах или недостатках первой посредством тактики, которая может ва­рьироваться по таким измерениям, как легитимность - нелегитимность, по соотношению использования позитивных и нега­тивных стимулов, таких как обещания и поощрения или угроза наказания, свобода выбора — принуждения, уровень доверия, типы мотивов и т.д.).

7) результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (выгоды или потери, связанные с непосредственным предметом конфликта, внутренние изменения у конфликтующих сторон, связанные с их участием в конфликте, долгосрочные перспективы взаимоотношений между участниками конфликта, репу­тация участников в ходе конфликта у различных заинтересован­ных сторон) [10].

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает конфликтология?

2. Какие задачи ставит перед собой наука о конфликтах?

3. В чем суть двух направлений научной мысли в объяснении сущности и роли конфликтов в жизни общества – функционализма и структурализма?

4. Что такое социальные противоречия?

5. В чем состоит сущность конфликта?

6. Каковы основные черты и признаки конфликта?

7. Назовите основные причины конфликтов.

8. Каковы источники конфликтов?

9. Как осуществляется анализ движущих сил конфликта?

10. Как исследуется и описывается конфликт?

 

Основная литература

1. Александрова Е.В.Социально-трудовые конфликты: Пути разрешения. - М.:

Луч, 1993.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология - М., «ЮНИТИ», 1999г.

3. Бабосов Е.М., Конфликтология: Уч. пособие для студентов ВУЗов, - Мн:

Тетра Системс, 2000.

4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 1989.

5. Вершинин М.С. Конфликтология. Конспект лекций. - Изд. Михайлова В.А.
Санкт-Петербург, 2000г.

6. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник.- М.:

ИНФРА-М, 2002.

7. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов.

- М., 1993г.

8. Дмитриев А.В. Конфликтология: Уч. Пособие. - М.: Гарадарики, 2000.

9. Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. -М.:

Радио и связь, 1989.

10. Дот М. Разрешение конфликта. Конструктив­ные и деструктивные процессы //

Социально-политический журнал. 1997. № 1.

11. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М: Academia, 2000.

12. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М., Аспект Пресс, 1995г.

13. Здравомыслов А.Г. Исследование конфликта на макроуровне. – Н.Новгород.:

Изд. Волго-Вятского кадрового центра, 1994.

14. 3игерт В., Ланг Л., Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 1990.

15. Конфликтология: учебник для студентов вузов./ под ред. Проф. В.П.Ратникова.- М.:

ЮНИТИ-ДАНА, 2008

16. Конфликтология. Учебник. / Под ред. А.С. Кармина. - СПб: Лань, 2000.

17. Н.Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. -М.: «ВЛАДОС», 2000г.

18.Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - СПб: Речь, 2000г.

19. Международные конфликты. - М.: Международные отношения, 1972.

20. Никсон Ч.Конфликт. — СПб.: Питер, 1997.

21. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. - М.: АПО, 1992.

22. Основы конфликтологии. - М.: Юристь, 1997.

23. Проблема конфликта в западной социологии. – Н.Новгород.:

Изд. Волго-Вятского кадрового центра, 1994.

24. Психология конфликта /Под ред. Н.В. Гришиной/ Хрестоматия. СПб: Питер,2001.

25. Сафьянов В.И.Этика общения: проблема разрешения конфликтов. - М.: РАН ИФ, 1997.

26. Скотт Дж.Г. Конфликты, пути их преодоления. – Киев, 1991

27. Фельдман Д.М. Политология конфликта. - М., 1998.

28. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность.

Красноярск, 1996г.

29. Хорни К. Наши внутренние конфликты. – СПб.: Лань, 1997.

30.Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. - М.: Изд - во МГУ, 1992.

Литература для дополнительного чтения

31. Артемьев Ю.Т. Краткий курс интеллектологии (часть 2). – г.В.Поляны,

фил.ВГГУ, 2006

32. Майерс Д. Социальная психология./ Пер. с англ.- СПб.: Питер,1997.

33. Масионис Дж. Социология. СПб., 2004.

34. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1975.

35. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс,1994.

36. Тейлор Ш. и др. Социальная психология./ Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2004.

37. Фролов С.С. Социология. М, 1996.

38. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1.- М.: Наука, 1989.

39. Энциклопедический социологический словарь. Под ред. акад.РАН Осипова Г.В.- М.:

РАН, ИСПИ, 1995.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:711

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.