Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Виды семейных конфликтов

СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Психологические предпосылки семейных конфликтов.Семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениями между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими одно хозяйство (Соловьев). Семейный конфликт – противоборство, противостояние между членами семьи, основанное зачастую на противоположности направленных мотивов и взглядов.

На протяжение всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с самыми различными трудностями и неблагоприятными условиями – болезни, жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, социальные кризисы и т.п.). В связи с этим перед семьей часто возникают непростые проблемы, которые могут отрицательно сказаться на ее жизни. Поэтому семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85% семей происходят конфликты, а в остальных 15-20% возникают ссоры по различным поводам.

Уникальность семейных отношений обусловливает не только специфику возникновения и протекания конфликтов в семье, но и особым образом отражается на социальном и психическом здоровье всех ее членов. Исследователями выделяются те зоны взаимодействия и жизнедеятельности семьи, в которых зачастую зарождаются конфликты:

– культура общения – соблюдение или несоблюдение супругами норм поведения в повседневной жизни (как ты смеешь на меня кричать?);

– недостаточное удовлетворение в семейном взаимодействии супругов, в потребности защиты Я-концепции, которая поддерживается удовлетворением в любви, ощущением своей значимости и чувства собственного достоинства (ты не уважаешь меня как человека);

– ролевая сфера взаимодействия связана с удовлетворением ролевых потребностей супругов с позициями матери, отца, мужа и т. д.;

– сфера деятельности связанная с взаимной информированностью о различных сторонах жизни и личных особенностях (а раньше ты была другая).

Семейный конфликт по своей структуре и динамике схож с развитием классического конфликта, но конфликтологу необходимо иметь ввиду и учитывать некоторые особенности: эти конфликты более травмирующие, чем обычные и протекают они с большей скоростью, связаны с большей эмоциональностью.

 

 

 

№ п.п Основание классификации Тип конфликта Основная причина
1. Субъекты конфликта – супружеские конфликты; – конфликт между родителями и де­т­ь­­ми;   – конфликт родственников – весь спектр причин семейных конфликтов; – издержки воспитания детей; регидность семейных отношений; – возрастные кризисы детей; лич­ностный фактор; – авторитарное вмешательство родственников.
2. Источник конфликта – ценностные кон­фликты; – позиционные кон­фликты; – сексуальные ко­н­­­фликты; – эмоциональные конфликты; – хозяйсвенно-эко­­но­мические конфликты; – наличие противоположных интересов; –борьба за лидерство в семье;   – психосексуалная несовместимость; – неудовлетворенность потребности в положительные эмоциях; – противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства и участие каждого из них; тяжелое материальное положение семьи.
3. Поведение конфликтующих сторон – открытые конфли­к­ты (взаимные оскор­б­ле­ния, битие посуды…); – скрытые конфликты (демонстративное молчание и т.д.) – индивидуально- психологические особенности членов семьи; уровень воспитания; содержание причины конфликта; – причины те же, что и в предыдущем случае.

Причины конфликтов в супружеской паре.Причин семейных конфликтов очень много: разные взгляды на семейную жизнь, нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью, пьянство одного из супругов, супружеская неверность, грубость и др. А.И. Кочетов называет семь основных причин семейных конфликтов:

– нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность);

– биологическая несовместимость;

– неправильные взаимоотношения супругов (одного из них) с окружающими; родственниками, знакомыми, сослуживцами и т.д;

– несовместимость интересов и потребностей;

– различие педагогических позиций по отношению к ребенку;

– наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов;

– отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми.

В.А Сысенко рассматривал те же причины, что и А. И Кочетов, только более подробно и конкретно:

– неудовлетворенность сексуальных потребностей одного из супругов;

неудовлетворенность потребности в ценности и значимости своего «Я» (нарушение чувства собственного достоинства со стороны другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение, обиды, оскорбления, постоянная критика);

– неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях (отсутствие ласки, нежности, заботы, внимания и понимания, психологическое отчуждение супругов друг от друга, эмоциональная холодность);

– пристрастие одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм и тому подобным вещам, приводящим к затратам денежных средств;

– финансовые разногласия супругов (вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада каждого из партнеров в ее материальное обеспечение);

– неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, взаимной поддержке, потребности в кооперации и сотрудничестве, неудовлетворенность ведением домашнего хозяйства.

Еще одной из причин конфликтов в супружеской паре выделяют психологическую несовместимость. Существуют уровни несовместимости: психологический, биологический (встречается крайне редко), физиологический, социально-психологический.

По источнику возникновения семейные проблемы разделяют на 3 типа:

1. Связанные с этапами жизни семьи, то есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более или менее острой форме, адаптация друг к другу, формирование отношений с родственниками на первом этапе; проблемы воспитания и ухода за ребенком ведение трудоемкого домашнего хозяйства на втором. Эти трудности в определенные моменты жизни семьи приводят к кризисам. Первый кризис возможен в конце первого года совместной жизни. Второй между третьим и седьмым годами. Третий между 17 и 25 годами.

2. Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла – это те, которые возникают при отсутствии в семье одного из ее членов (супругов, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребенка.

3. Ситуационные нарушения – это трудности, относительно краткие по длительности, которые создают угрозу функционированию семьи (серьезные заболевания членов семьи, крупные имущественные потери). Особую роль при этом играет фактор внезапности (неподготовленность членов семьи тому или иному событию), исключительности, ощущение беспомощности (неуверенность в том, что может обеспечить безопасное будущее).

Самое главное последствие всех этих нарушений – это неблагоприятное влияние на психическое здоровье индивидов, которое впоследствии только усугубляет нежизнеспособность семьи, состояние неудовлетворенности, нервно психического напряжения и тормозит развитие личности.

Методы психологической коррекции и разрешение супружеских конфликтов.В настоящее время в супружеской психотерапии наибольшей популярностью пользуется динамический, бихевиористический и гуманитарно-психологический подходы. При динамическом подходе супружеская дисгармония рассматривается с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих супругов. Прослеживается динамика межличностных отношений и ее связь с динамикой психических процессов. На сеансах супружеской психотерапии изучаются случаи неисполнения надежд, обусловленных прежним, полученным главным образом в детстве, жизненным опытом. Основной предпосылкой к психотерапевтическим переменам является актуализация способности участников психотерапии понимать связь между поведением индивидов и его мотивами, с одной стороны, и особенностями контекста отношений, который они выстраивают, реализуя эти мотивы, с другой.

Бихевиористский подход в супружеской психотерапии направлен, прежде всего, на изменение поведения партнеров методами обусловливания и обучения. Такой подход обеспечивает: управление взаимным, положительным поведением супругов; получение необходимых социальных знаний и навыков, особенно в области общения и совместного решения возникающих проблем; выработку и реализацию супружеского соглашения о взаимном изменении поведения.

Одной из техник супружеской психотерапии является «конструктивный спор», который, в свою очередь, является модификацией техники «честной борьбы». Суть техники заключается в том, что супругам предоставляется возможность открыто и нетравматично обмениваться информацией об имеющихся трудностях во взаимоотношениях, осознаваемых и подавляемых чувствах и желаниях, противоречиях в исполнении семейных функций.

Основные характеристики конструктивного спора: реализм, конкретность, открытость, честность, ответственность, юмор, акцентирование внимания участников на обратной связи. Участники соблюдают правила «честной игры»- их высказывания отражают чувства в ситуации «здесь-и-теперь», они воздерживаются от обобщений типа («ты никогда не слушаешь»), от актуализации прошлых обид и злости, от аргументов, направленных на слабое место партнера – вес, внешность, дефекты речи и т.д., от критики родственников («ты такая же глупая, как и твоя мать»); пользуются описательным безоценочным языком.

С. Кратохвил выделил 3 фазы спора: вводную, среднюю и финальную и ряд правил для проведения каждой фазы. На первой фазе правилом является: «Дай знать, что хочешь спорить, и назови предмет спора». На второй – «Скажи, что думаешь о поведении партнера, отреагируй и критикуй». На третьей – «Признай свои ошибки и найди положительное в партнере». Продолжительность спора не превышает 10- 15 мин. На финальную фазу отводится 1,5-2 мин. Тренер дает команду заканчивать спор и выполнить требования финальной фазы спора. Партнеры завершают спор пожатием рук. В конфликтах, вызванные эмоциональным пресыщением пары можно использовать методику «Здоровой дистанции»

Семейные конфликты и развитие личности ребенка.Влияние семьи на ребенка и на развитие его Я-концепции отличается особой продолжительностью во времени. Дома дети проводят примерно две трети своего времени. Привычки, полученные в семье, остаются на всю жизнь. В ходе взаимодействия детей и родителей происходит социализация ребенка, усвоения им определенной системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. Ребенок идентифицирует себя с конкретными членами семьи, подражает им.

Личностью ребенок становится не сразу после рождения, а по мере общения с другими людьми и осознания своего положения в обществе. Когда ребенок начинает говорить, это свидетельствует о формировании его сознания, а, следовательно, личности. Дошкольный возраст – период интенсивного психического развития, появление психических новообразований, становление важных черт личности ребенка. На протяжении дошкольного возраста самооценка ребенка становится все более осознанной, детализированной, аргументированной, объективной, критичной.

Младший школьный возраст-период возникновения и закрепления очень важной характеристики ребенка, которая становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности. Особенность этого возраста – безграничное доверие к взрослым. На пороге общения – новый уровень самосознания «внутренняя позиция»- осознанное отношение ребенка к себе, окружающим людям, событиям и делам.

Подростковый возраст характеризуется своей кризисностью. Процесс социализации в подростковом возрасте имеет две позиции:

1. «Я в обществе» акцент на себя, стремление понять свое «Я», оценить свои возможности. Данная позиция отражает процесс социализации в обществе.

2. «Я и общество» оценка себя и осознание себя субъектом общественных отношений.

Одна из самых серьезных причин непослушания детей может скрываться в неправильном поведении родителей. Таким образом, если родители хотят пользоваться у ребенка авторитетом, они обязаны думать о своем образе жизни, быть особенно требовательными к себе, к своим действиям и поступкам. Дети среднего и старшего возраста к авторитету родителей подходят очень критически. Чем старше дети, тем больше у них потребность в общении. Однако, содержание общения со взрослыми детьми куда сложнее, чем это было в ранние годы. И если родитель не сможет ответить раз, ни два на вопросы сына или дочери, умно посоветовать, контакты общения ослабевают и могут совсем исчезнуть.

Много конфликтов возникают на почве того, как нужно воспитывать ребенка. Обычно считают, что атмосферу в доме создают родители, мало кому приходит в голову, что ребенок сам может эту атмосферу отравить или очистить хотя бы в некоторой степени. Семейные конфликты возникают также на эмоциональной почве, вытекают из поведения ребенка, родителей. Чтобы способствовать эффективному общению родителей и детей, особенно в подростковом возрасте, необходимо знать следующие приемы поведения взрослых:

– принятие позиции полувзрослого ребенка, т.е в определенной ситуации опереться на «детское полувзрослое плечо»;

– знание особенностей кризиса подросткового возраста;

– уважение к его друзьям;

– развитие в ребенке желания к самовоспитанию и саморазвитию;

– оказание помощи в осмыслении ребенком значимости своего пола и отсутствие критики в его адрес.

Ребенок представляется частью семьи. Семья без ребенка не является полной, так же как и ребенок без семьи. Ребенок берет от семьи все, что необходимо для роста и развития. В свою очередь и семья получает от ребенка все, что необходимо для роста и развития. Действует круговой обмен взаимовлияниями, идущими в обоих направлениях, от ребенка к семье, и обратно. Любое изменение поведения семьи вызывает соответствующее изменение в поведении ребенка, и наоборот. По мере эволюции семьи во времени ребенок должен соответственно реагировать.

Для развития личности ребенка чрезвычайно вредны постоянные открытые конфликты между родителями. В семейных конфликтах дети занимают определенное место. Часто ребенка втягивают в конфликт и бессознательно используют как орудие в борьбе за изменение стиля отношений либо как рычаг сохранения привычной неизменности. Роль семейных конфликтов в возникновении нарушений у ребенка основана на его эмоциональной травматизации.

Для детей при переживании семейных конфликтов характерно негативное переживание ситуации, чувство тревожности или отверженности по отношению к семье, сочетающееся с относительно устойчивым негативным эмоциональным состоянием, фрустрацией основных потребностей и тенденций личности, функционированием таких защитных механизмов, как уход от сложившейся ситуации в бездействие, самозащите, протестные реакции. Устойчивый характер негативных эмоциональных состояний детей может привести к дистрессу, невротическому развитию личности. Нанесенная ребенку эмоциональная травма может привести к:

1) серьезной угрозе выживанию ребенка, что в физическом смысле означает заброшенность, голод, физический или эмоциональный;

2) патологическому симбиозу ребенка и родителя, препятствующему росту ребенка;

3) предрасположенности к легкому или тяжелому психическому заболеванию.

Ребенок способен реагировать на угрозы, исходящие из семейного окружения, одним из следующих способов:

1) он может перейти в наступление. Сюда относятся агрессивные расстройства поведения и социопатии;

2) ребенок может устраниться от контакта с семьей, что приводит к рецессивному личностному развитию или вызывает тенденцию чрезмерной озабоченности собой и свои телом;

3) ребенок может давать сильную тревожную реакцию.

Конфликты между родителями и детьми – одни из самых распространенных в семейной жизни. Рассмотрим факторы, наиболее часто являющиеся причиной конфликтного взаимодействия родителей и детей:

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. Для гармоничных отношений характерно сотрудничество и взаимопомощь, равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок и поведения в зависимости от ситуации или состояния членов семьи, формирование семейного «Мы», стимулирование развития индивидуальности. Для этой семьи характерен демократический стиль воспитания детей. Все это дает психотерапевтический эффект понимания, принятия и одобрения личности.

В дисгармоничной семье наблюдается конфликтное взаимодействие супругов, отчуждение, напряженность, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжное нарушение психологического климата. Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняется дистанция. Подобное приводит к невротическим реакциям членов семьи, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

2. Неэффективность родительского отношения к ребенку. А. Я. Варта, В. А. Смехов выделяют 4 причины неэффективности родительского отношения к ребенку:

– педагогическая и психологическая несовместимость родителя, т.е незнание родителями психологических особенностей определенного возраста;

некритично усвоенные и ригидные стереотипы воспитания детей;

– личные проблемы и особенности родителей (или одного родителя), которые они привносят в общение с ребенком, как правило, родителям совсем не очевидна связь между своими проблемами и трудностями в воспитании ребенка и разрешением возникших между ними конфликтов;

– особенности общения с другими членами семьи, влияющие на отношения с ребенком.

3. Возрастные кризисы детей. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому и рассматривается как фактор повышения конфликтности ребенка. Дети становятся непослушными, капризными, раздражительными и даже агрессивными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно родителями.

Влияют следующие возрастные кризисы детей: кризис первого года (период перехода от младенчества к раннему детству); кризис трех лет (период перехода от раннего детства к дошкольному возрасту); кризис 6-7 лет (период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту); кризис полового созревания (переход к подростковому возрасту 12-14 лет); подростковый кризис 15-17 лет.

5. Личностные особенности родителей и детей. В качестве неблагоприятных черт родителей, способствующих возникновению конфликтов с детьми, различными авторами выделяются такие, как, например, холодность и требовательность, ригидность и консерватизм мышления, чрезмерный рационализм, недостаток нежности и способности к ласкам у матерей, неумеренная аффектация, повышенная тревожность, периодические депрессии, вызывающие эмоциональное отвержение ребенка, злоупотребление вредными привычками (алкоголь и т.д), ортодоксальность убеждений.

Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушение правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность.

6. Неблагоприятное влияние других значимых людей. Здесь идет речь о негативном вмешательстве в процесс воспитания ребенка прародителей (дедушек и бабушек), а также взаимодействие с референтной группой сверстников и более старших детей.

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает следующими реакциями: оппозицией (демонстративными действиями негативного характера); отказом (неподчинением требованиям родителей); изоляцией (стремлением избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытием информации и действий).

Основными путями профилактики конфликтного взаимодействия родителей с детьми являются: психологическое просвещение родителей, семейное индивидуальное и групповое консультирование, семейная групповая и индивидуальная психотерапия.

Модели эффективного общения и поведения в семье. Техники их развития. Во многих специализированных изданиях приводится ряд полезных советов, основанных на психологических механизмах эффективного взаимодействия. Первым условием ведения культурного спора супругов должно быть – не добиваться победы. Предупреждение семейных конфликтов зависит от всех членов семьи и, прежде всего, от супругов. Основные пути предупреждения семейных конфликтов зависят от потенциальных субъектов конфликтного взаимодействия (супруги, родители, дети, родственники и т.д.)

Самые общие пути предупреждения семейных конфликтов, вытекающие из социально- психологических закономерностей развития семьи следующие:

– формирование психолого-педагогической культуры, знаний основ семейных отношений (в первую очередь это касается супругов);

– воспитание детей с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, а также эмоциональных состояний;

– организация семьи на полноправных началах, формирование семейных традиций, развитие взаимопомощи, взаимной ответственности, доверия и уважения;

– формирование культуры общения.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1090

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.