Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ

 

Индивидуальный стиль личности в конфликте – это репертуар поведенческих и эмоциональных реакций человека на конфликтную ситуацию. Различают 2 группы переменных, обуславливающих индивидуальный стиль поведения: первая группа определяется переменными власти, степенью компетентности личности, достаточностью владения информацией; вторая группа включает индивидуально-типологические особенности личности, ценностные ориентации, духовный и культурный уровень личности, характер, темперамент, вид высшей нервной деятельности.

На поведение людей в конфликтах влияет процесс накопления опыта. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают уже предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, т.е. могут достаточно хорошо прогнозировать действия противоположной стороны. Это позволяет им расширить сферу применяемых тактик и стилей поведения с коррекцией на особенности оппонента. Таким образом, действия оппонентов становятся взаимообусловленными, что позволяет оказывать на них влияние.

Участники конфликтной ситуации оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся обстоятельствах. Гришина. Н. В. описывает их следующим образом: 1) путь борьбы, направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого, 2) уход от конфликта, 3) ведение переговоров с целью найти приемлемое решение возникшей проблеме.

Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта. Для описания стратегий и тактик конфликтного взаимодействия на практике часто применяют двухмерную модель К. У. Томаса и Р.Х. Килмена, которая была разработана ими в 1972 г. За основу здесь берется степень ориентация на собственные интересы и интересы партнера. Если представить это графически, то получим сетку Томаса–Килмена.

 

Уступка (приспособление) Сотрудничество
  Компромисс Компромисс  
  Компромисс Компромисс  
И з б е г а н и е П р о т и в о б о р с т в о (конкуренция)

 

Конкуренция –удовлетворение своих интересов, высокий уровень активности.

Сотрудничество – удовлетворение своих и других интересов с высокой степенью активности.

Приспособление –удовлетворение своих интересов и интересов других при низкой активности.

Уход –пассивное поведение.

Компромисс –умеренность в удовлетворении интересов своих и других.

Стили поведения личности могут характеризоваться намерением субъ­екта, ситуацией, его восприятием и возможностью контролировать ситуацию и поведение. На основе этого выделяют 3 стиля индивидуального поведения в конфликте. Критерии выделения стилей обусловлены связью между нейротизмом и экстраверсией, стилем преодоления конфликтной ситуации (по Паркеру):

1. Проблемно–сфокусированный – стратегия активного поведения, планирование собственного поведения, подавление конкурента (самообладание, сдержанность).

2. Эмоционально–сфокусированный – проявление в поиске эмоциональной поддержки (поиски позитивной ориентации события, принятие позитивной поддержки; выход из ситуации с помощью юмора).

3. Потенциально–дисфункциональный – данный стиль поведения предполагает реакции отрицания, отказа от достижения целей, концентрация на негативных эмоциях и их выражении во вне.

В конфликтологии изучаются вопросы особенностей психологических характеристик, возникающих при взаимодействии с трудными людьми: барьеры общения, факторы восприятия людьми друг друга, коммуникативная компетентность, обратная связь. Составляющие элементы психологических характеристик описываются социально-психологическими феноменами: механизмами социальной перцепции, коммуникативной компетентностью личности, индивидуально-типологические особенности личности, механизмы, которые обеспечивают человеку восприятие людей через эмпатию и рефлексию.

Основные ошибки восприятия выступают в качестве конфликтогенов. Конфликтогены это слова или действия, которые способствуют возникновению и развитию конфликта. Цепочка конфликтогенов в ситуации называется эскалацией. Это наличие у человека житейских стереотипов, фактор аттитюда или социальной установки, эмоциональное состояние человека. Эмпатия здесь является детерминантой эффективности общения. ЕЕ составляющими являются следующие моменты:

– самоуважение связано с фактором самооценки и фактором уважения других;

– межличностное познание – сосредоточение на себе и поиске подобия других;

– интерпретационные ошибки.

Различают следующие основные типы конфликтогенов: стремление к превосходству, проявление агрессивности, проявление эгоизма. Чтобы избежать конфликтогена, необходимо контролировать свои высказывания, так как неосторожное высказывание приводят к эскалации в конфликте. Необходимо проявлять эмпатию к собеседнику.

В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания партнерами. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. Иначе говоря, в процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, которые в свою очередь, являются одним из источников межличностных конфликтов.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Н. И. Шевандрин в свою очередь выделяет следующие барьеры общения, которые являются источником межличностного конфликта: барьер понимания, барьеры социокультурного различия, барьеры отношений.

Возникновение барьера понимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, оно может возникнуть из-за погрешностей в самом канале передачи информации – это так называемое фонетическое непонимание. Барьер фонетического непонимания порождает такой фактор, как невыразительная быстрая речь, речь – скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов. Существует также семантические барьеры понимания, связанные, прежде всего, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения.

Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Существует и логический барьер понимания. Причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнерами по общению. Это – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению, как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.

Барьеры отношения – это уже чисто психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента. Речь идет о возникновении неприязни, недоверия к своему коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую информацию. Любая поступающая к реципиенту информацию несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки и желания с целью их частичного или полного изменения.

В. Линкольн, выделяя причины межличностных конфликтов, выделил среди них информационные факторы, т.е. неприемлемость информации для одной из сторон. Данный фактор проявляется в различных формах его проявления, а именно:

– неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные с точностью изложения проблемы и истории конфликта;

– слухи, невольная дезинформация;

– преждевременная информация и информация, переданная с опозданием;

– ненадежность экспертов, свидетелей, источников информации или данных, неточность переводов и сообщений средств массовой информации;

– нежелательное обнародование информации, которая может оскорбить ценности одной из сторон, нарушить конфиденциальность и даже оставить неприятные воспоминания;

– интерпретация использованного языка, выражений типа «приблизительно», «существенно», «намеренно», «чрезмерно» и т.д.

– посторонние факты, спорные вопросы законодательства, правил, порядка действий, стереотипов и т.д.

Лупьян Я.А. говорит о барьерах общения, в основе которых лежат эмоции, и выделяет следующие барьеры: барьеры общения, возникающие на почве страдания и горя; барьеры общения, на основе отвращения и брезгливости; барьеры, на основе презрения; барьеры, на основе страха; барьеры, на основе стыда и вины. Поршнев Б. Ф. выделяет 3 вида барьеров: избегание, авторитет, непонимание.

Избегание – это когда избегается источник воздействия, уклонение от контакта с партнером, при котором общение становится невозможным. Определив партнера как опасного в каком-то отношении, человек избегает общения с ним или не воспринимает его сообщение.

Авторитет. Разделив людей на авторитетных – и неавторитетных, человек доверяет только первым. Доверие и недоверие как бы персонифицируется, они не зависят от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит.

Непонимание. Выделяют 4 уровня непонимания – фонетический, семантический, стилистический, логический.

Коммуникативная компетентность – это реальные знания, языковые и неязыковые навыки общения, приобретаемая человеком естественной социализацией и воспитанием. Существует коммуникативная грамотность (знания, умения, навыки) и реальная коммуникативная компетентность – знания, умения, навыки применяются в различных ситуациях. Существует много методов, позволяющие развивать коммуникацию и обратную связь (тренинги общения, дискуссии).

Важную роль играет обратная связь. Она выступает в виде сведений прямой либо косвенной информации об адекватности или неадекватности поведения человека. Обратная связь – это вид социальных знаний. Функции обратной связи: образующая самопознания, самоотношения и саморазвития; корректирующая поведение человека и перцептивная.

Есть методы, с помощью которых можно выявлять конфликтные личности. Различные классификации предполагают различные типы конфликтных личностей: агрессивисты, жалобщики, молчуны, всезнайки, максималисты и демонстративный тип, регидный тип, неуправляемый тип, сверхточный тип, бесконфликтный тип. Кармин предлагает следующую классификацию конфликтных личностей:

1. «Грубиян-танк»: идет напролом, не обращая внимания на попадающееся на пути. Лучший выход – это уклониться от встречи с ним. Важно установить пределы дальше которых вы не пойдете, сохранение эмоциональной сдержанности. Говорить с таким человеком следует коротко и ясно.

2. Грубиян-«крикун»: немедленно повышает голос, когда разозлен, испуган или расстроен. Важно не перейти на его стиль разговора. Лучше проявить внимание и сочувствие.

3. «Привычный крикун»: не умеет решать проблемы иначе и переходит на крик при ближайшей возможности. Лучший способ – это не обращать внимания на его манеры и спокойно достигать цели

4. «Всезнайка»: постоянно перебивает, принижает значимость сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство. Наилучший способ – считаться с его мнением.

5. «Пессимист»: стоит внимательно отнестись к его критическим замечаниям. Полезно опередить пессимиста в негативных высказываниях, найти полезное в его позиции.

6. «Пассивно-агрессивный»: не возражает и не сопротивляется открыто, но старается достичь своих целей за счет других.

7. «Сверхпокладистый»: настойчиво предлагает свою помощь, но почти ничего не выполняет. Важно проверять его обещания, уточнять сроки, поощрять его искренность.

 

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ

 

Психологическая готовность формируется с помощью следующих механизмов:

1. Установка на признание в другом друга и отсутствие злого умысла или злого намерения.

2. Умение пересматривать собственные позиции, принимать и анализировать собственную вину в конфликте, не давать возможностей проявляться механизмам защиты (экстернальности, завышенного самоотношения).

3. Способность разрешать ситуацию совместно и руководствоваться конструктивным стилем поведения в связи со стилем направленности.

4. Умение делать первый шаг навстречу оппоненту по ситуации.

5. Исключение механизмов аффективного реагирования на оппонента и включение когнитивных механизмов.

6. Необходимость продемонстрировать оппоненту по ситуации собственную готовность разрешать конфликт и добиваться от него принципиального согласия.

Условиями психологической готовности к разрешению конфликта являются: отказ от стратегии общения в стиле обвинения и переход к общению без обвинений; учет проекции переноса наших мыслей на других людей; работа со своим субъективным «Я»; анализ подавленных потребностей; анализ неприемлемых качеств или черт характера.

Альтернативное решение разрешение конфликтов основывается на следующих положениях:

– процесс разрешения конфликта должен осуществляться таким образом, чтобы свести к минимуму его деструктивные возможности и, наоборот, способствовать максимальному проявлению его позитивных функций;

– конструктивное разрешение достигается лишь в том случае, если будут удовлетворены интересы всех сторон-участниц, отвечающие подходу «выигрыш-выигрыш»;

– решение задачи конструктивного разрешения конфликта и достижение результата «выигрыш-выигрыш» возможно лишь в случае отказа сторон от оппозиционного торга в пользу ведения переговоров на основе интересов.

Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию – стресс. Этокомплексный процесс, который включает непременно и физиологические, и психологические компоненты. Основные черты психологического стресса:

1) состояние организма, возникновение стресса предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; стресс требует для своего возникновения восприятие угрозы;

3) существование нормальной адаптивной реакции к различным ситуациям.

Стрессорамимогут быть и физические, и психические раздражители, как реально действующие, так и вероятностные. Человек реагирует не только на действительную физическую опасность, но и на угрозу или напоминание о ней.

Коррекция стресса выражается в следующих алгоритмах действий:

1) необходимо предотвращать конфликтное взаимодействие, избавляться от негативных эмоций;

2) организовывать поиск общих и близких по содержанию точек соприкосновения;

3) снижать интенсивность негативных эмоций;

4) перестать видеть в оппоненте образ врага;

5) объективно обсуждать проблему, а не личностные качества друг друга,

выбирать оптимальную стратегию поведения в конфликте.

Причиной перенапряжения может быть и слишком тесное принудительное общение людей. Травмирующее воздействие определяется в этом случае тем, что сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывает информативную ценность каждого из членов группы. Это приводит к напряженности и стремлению к изоляции. Эффективным средством снятия нагрузки в данном случае является физическая или социальная изоляция.

Существуют следующие формы и стратегии завершения конфликта:

1. Разрешение – это совместная деятельность участников конфликта, которая направлена на прекращение противодействия и на разрешение проблемы

урегулирование – устранение противоречий с помощью медиатора.

2. Затухание – временное прекращение конфликта с сохранением предмета конфликта.

3. Устранение – взаимодействие оппонентов при котором ликвидируются компоненты структуры конфликта.

4. Перерастание из одного конфликта в другой происходит, когда в процессе разрешения ситуации появляются значимые противоречия либо изменяется объект конфликта.

5. Исход – результат борьбы.

На завершение конфликта влияют: время, участие третьей стороны, своевременное разрешение конфликта, достижение равновесия сил, уровень культуры оппонентов, единство ценностей, опыт решения проблемных ситуаций, особенности отношений между оппонентами. При решении конфликтной ситуации необходимо анализировать и оценивать ее. Любую жизненную ситуацию

Аналитический этап.Сбор и оценка информации по объекту, предмету, оппонентам, собственных позиций и оппонентов, социальной среды и рефлексии. Происходит прогнозирование по разрешению конфликта, выбор вариантов альтернатив и выбор способа разрешения конфликта. Выработка критериев разрешения конфликта, разработка программ действий по реализации разрешения конфликта, контроль эффективности собственных действий, завершение конфликта – все перечисленное указывает на возможность управлять конфликтом.

Управление конфликтом – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин породившей конфликт или на коррекцию поведения участников конфликта. Существуют следующие методы управления конфликтами:

1) внутриличностные – это методы воздействия на отдельную личность, заключающиеся в умении правильно организовать свое поведение, высказать свою точку зрения не вызывая защитной реакции со стороны оппонента. Предпочтительно использовать в общении способ «я-высказывание»;

2) структурные – это методы по устранению организационных конфликтов;

3) межличностные – это стили поведения в конфликте, позволяющие удовлетворить свои интересы (приспособление, уступка, компромисс и т. д.);

4) переговоры – это эффективная форма управления и решения конфликта. Она включает: констатацию проблемы; цели программы; предлагаемые этапы процесса; методику принятия решений; правила поведения сторон на переговорах;

5) ответные агрессивные действия – это методы применяющиеся в крайних случаях, когда исчерпаны все возможное.

 

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:619

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.