Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Омск 2005

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

А.Н. ПЕРЕПЕЛОВ, Т.В. САВЧЕНКО

 

 

 

 

УДК 159.9+37.1

ББК 88+74

П26

 

Рецензенты:

 

Е.П. Щербаков, д-р психологических наук, проф. Омского государственного педагогического университета

Т.В. Скрипник, канд. психологических наук, доцент ОмГАУ

 

Перепелов А.Н., Савченко Т.В.

П26 Психология и педагогика: Конспект лекций, Омск: Изд-во ОмГТУ,
2005.123 с.

 

 

В доступной и краткой форме раскрываются основные аспекты дисциплины «Психология и педагогика». Конспект лекций составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом РФ ВПО, действующим федеральным компонентом по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

Предназначен для студентов дистанционного обучения всех специальностей, изучающих базовый курс психологии и педагогики.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета

 

УДК 159.9+37.1

ББК 88+74

 

 

© А.Н. Перепелов, Т.В. Савченко, 2005

© Омский государственный технический

университет, 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие ……………………………………………………………….…….. Раздел I. Психология ……………………………………………………………. Введение …………………………………………………………………….   Тема 1. Предмет и задачи психологической науки и практики ………… 1.1. Объект и предмет психологии ……………………………………….. 1.2. Задачи психологической науки ………………………………………. 1.3. Основные направления психологии ………………………………….   Тема 2. Психологический анализ деятельности …………………………. 2.1. Виды и развитие человеческой психики …………………………….. 2.2. Виды человеческой деятельности ……………………………………. 2.3. Деятельность и психические процессы ………………………………   Тема 3. Структура деятельности человека ………………………………. 3.1. Формы психической активности …………………………………….. 3.2. Сенсомоторные процессы ……………………………………………. 3.3. Речевое общение ………………………………………………………   Тема 4. Зарождение и развитие психики ………………………………… 4.1. Функции психики ……………………………………………………... 4.2. Уровни и стадии двигательной активности …………………………. 4.3. Развитие высших психических функций у человека ………………..   Тема 5. Уровни отражения действительности и развития психики чело- века. Происхождение и развитие сознания……………………………….. 5.1. Сознание – высший уровень отражения действительности ………... 5.2. Особенности психического отражения действительности …………. 5.3. Сознание и бессознательное ………………………………………….   Тема 6. Чувственная и рациональная познавательная деятельность человека …………………………………………………………………….. 6.1. Познавательная деятельность человека ……………………………... 6.2. Понятие об ощущении и его физиологической основе …………….. 6.3. Виды ощущений ………………………………………………………. 6.4. Общие свойства ощущений …………………………………………… 6.5. Восприятие. Основные качества восприятия ………………………..   Тема 7. Мышление и воображение как формы познавательной деятельности ……………………………………………………………….. 7.1. Функции мышления …………………………………………………… 7.2. Виды мышления и мыслительные операции ..………………………. 7.3. Речь как инструмент мышления ……………………………………... 7.4. Воображение. Функции воображения ………………………………..   Тема 8. Общее понятие о внимании ……………………………………… 8.1. Свойства внимания ……………………………………………….…... 8.2. Функции и виды внимания ……………………………………………   Тема 9. Память ……………………………………………………………... 9.1. Функции и виды памяти ………………………………………………. 9.2. Классификация теорий памяти ………………………………………... 9.3. Процессы памяти …………………………………………………….…   Тема 10. Психология мотиваций и эмоций ………………………………. 10.1. Виды мотивов ………………………………………………………… 10.2. Общая характеристика эмоциональных процессов ……………….. 10.3. Психологические теории и эмоции …………………………………   Тема 11. Воля ………………………………………………………………. 11.1. Воля как характеристика сознания …………………………………. 11.2. Волевая регуляция поведения ………………………………………. 11.3. Структура волевого действия ……………………………………….   Тема 12. Психология личности …………………………………………… 12.1. Понятие о личности в психологии …………………………………. 12.2. Современные теории личности ……………………………………... 12.3. Формирование и развитие личности ……………………………….. 12.4. Темперамент – биологический фундамент личности ……………… 12.5. Типы и свойства темпераментов ……………………………………. 12.6. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности ………….   Тема 13. Характер …………………………………………………………. 13.1. Структура характера ………………………………………………… 13.2. Акцентуация черт характера ………………………………………... 13.3. Природные и социальные предпосылки характера ………………..   Тема 14. Способности …………………………………………………….. 14.1. Понятие о способностях …………………………………………….. 14.2. Задатки и талант ……………………………………………………... 14.3. Развитие способностей ………………………………………………   Тема 15. Психология управления ………………………………………… 15.1. Психологические основы управленческой деятельности ………… 15.2. Особенности межличностного взаимодействия и общения в группе ………………………………………………………………….. 15.3. Стили руководства и лидерства. Критерии оценки деятельности руководителя……………………………………………………………….. Раздел II. Педагогика………………………………………………….………. Введение …………………………………………………………………….   Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке ………………………….. 1.1. Общее представление о педагогике как науке ………………………. 1.2. Образование, его сущность и проблемы …………………………….. 1.3. Педагогический процесс как система и целостное явление ………..   Тема 2. Характеристика обучения как дидактического процесса ……… 2.1. Сущность, функции и структура процесса обучения ………………. 2.2. Методы, средства и формы организации педагогического процесса…………………………………………………………………….. 2.3. Современные теории и концепции обучения ………………………..   Тема 3. Воспитание в целостном учебно-педагогическом процессе …... 3.1. Сущность, содержание, организация воспитания …………………… 3.2. Семья как социокультурная среда развития и формирования личности………………………………………………………………………. 3.3. Способы воспитательного воздействия на человека ………………..   Тема 4. Педагогические технологии ……………………………………... 4.1. Подходы к пониманию технологии и её сущность…… 4.2. Технология организации взаимодействия в обучении………………. 4.3 Технология эффективной воспитательной деятельности руководителя…………………………………………………………………. Терминологический словарь ……………………………………………… Библиографический список ………………………………….…………….                                                          

 

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не сразу даёт ощутимый результат. Полученное образование оказывает влияние на поведение, деятельность, поступки и образ жизни человека. Поэтому важной предпосылкой для формирования необходимых качеств квалифицированных специалистов является изучение учебной дисциплины «Психология и педагогика». Психолого-педагогические знания необходимы специалисту любого профиля, особенно руководителю, для того чтобы оказать помощь в решении сложных проблем и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций, вскрыть неиспользованные резервы человеческой психики и создать атмосферу благоприятной эффективной совместной деятельности.

Таким образом, изучение психологии и педагогики играет важную роль в подготовке студентов не только к профессиональной деятельности, но и к разрешению жизненных проблемных ситуаций.

Только настойчивая работа студентов над изучением дисциплины «Психология и педагогика» будет способствовать профессиональной подготовке и выполнению основных задач, стоящих перед вузами.

В результате изучения дисциплины каждый студент должен овладеть системой знаний о закономерностях психологических и педагогических процессов и явлений, усвоить методы и основные категории психологии и педагогики. Кроме того, психолого-педагогическая культура предполагает круг вопросов, о которых он должен не только иметь представление, но и овладеть знаниями об основных психологических функциях, соотношении природных и социальных факторов в становлении психики, механизмах функционирования и развития личности, особенностях межличностных отношений и общения, уметь использовать результаты психологического анализа в интересах повышения эффективности работы.

В области педагогики студент должен знать предмет, методы и основные категории педагогической науки, содержание, закономерности, принципы, формы, средства и методы педагогической деятельности, владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач.

В процессе практических занятий, психологического тренинга студент должен приобрести опыт практического использования полученных знаний по психологии и педагогике в различных сферах деятельности.

Реализация отмеченных дидактических целей при изучении дисциплины «Психология и педагогика» осуществляется в учебное время и в рамках самостоятельной работы студентов.

Конспект лекций составлен в соответствии с программой, разработанной на основе требований федерального компонента Государственного образовательного стандарта, и включает два раздела. В разделе «Психология» – 15 тем, а в разделе «Педагогика» – 4, каждая из которых представляет собой краткое изложение теоретического материала в соответствии с рабочей программой и рассчитана на студентов различной профессиональной ориентации. При подборе материала авторы старались не перегружать его научной информацией, стремясь выделить наиболее важные психологические понятия, подчеркнуть значение образования, воспитания в формировании и развитии всесторонне развитой личности.

В целях улучшения организации учебного процесса при изучении психологии и педагогики студентами всех специальностей и подготовлен конспект лекций, в котором кратко изложены основные вопросы, предусмотренные программой.

 

Автор раздела I «Психология» канд. пед. наук, доц. А.Н. Перепелов, раздела II «Педагогика» ст. преп. Т.В. Савченко.


Раздел I. ПСИХОЛОГИЯ

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:515

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.