Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

И методических объединений

В школе. Описать работу педсовета

Вопрос 44:Раскрыть сущность методической работы

 

Работу по повышению квалификации и теоретического уровня учителей необходимо осуществлять постоянно и систематически. Для реализации этой задачи в школе организуется методическая работа.

Методическая работа в школе — это деятельность администрации и педагогов школы по повышению квалификации и совершенствованию педагогического мастерства учителей. Осуществляется методическая ра­бота в школе прежде всего через деятельность педсовета, а также через деятельность научно-методического совета, работу предметных методи­ческих объединений, секций классных руководителей, самообразование учителей и др.

Повышение квалификации начинается с организации деятельности пе­дагогического совета.Деятельность педагогического совета определя­ется Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы. Педагогический совет создается во всех общеобразовательных школах, где имеется более трех учителей, и является постоянно действующим орга­ном для рассмотрения основных вопросов учебно-воспитательной рабо­ты. В состав педагогического совета входят директор школы (председа­тель), его заместители, учителя, воспитатели, библиотекарь, врач, предсе­датель родительского комитета и совета школы.

Нужно различать две стороны в деятельности педсоветов: а) производствен­но-деловую: утверждение годового плана работы школы, рассмотрение итогов работы школы по четвертям, утверждение плана подготовки и проведения эк­заменов, выпуск и перевод учащихся в следующие классы, итоги учебного года и план летней работы с учащимися; б) научно-педагогическую: обсуждение указаний руководящих органов и результатов научных исследований и передо­вого опыта в целях их внедрения, анализ педагогического процесса в школе. Можно выделить четыре этапа в подготовке и проведении педсоветов:

♦ планирование педсоветов на год;

♦ предварительная подготовка конкретного педсовета,

♦ непосредственное проведение педсовета;

♦ работа по выполнению решений педсовета.

Как правило, в течение учебного года проводится пять педсоветов: один раз в четверть и в конце учебного года. Пятый педсовет проводится в три заседания—допуск к экзаменам, по итогам экзаменов, по итогам выпуск­ных экзаменов.

Первый педсовет проходит до начала учебного года в конце августа и посвящен, как правило, утверждению годового плана работы школы, об­суждению доклада директора школы по анализу работы за прошедший год и фундаментальному обсуждению задач на новый учебный год. Чтобы избежать чрезмерного дробления вопросов, необходимо подвергнуть об­суждению наиболее важные, принципиальные положения, определяемые директивными указаниями и особенностями данной школы, по трем на­правлениям: организация труда, учебная и воспитательная работа.

Последующие педсоветы разрабатывают основные проблемы обучения и воспитания с главной задачей: искоренение недостатков по обсуждаемо­му вопросу и внедрение в практику научно обоснованных рекомендаций.

Как правило, на каждый год педагогический коллектив школы берет какую-то научно-практическую проблему, и избранная тема в значитель­ной степени определяет направленность педсоветов.

Предметные методические объединения.Наиболее оптимальный со­став методического объединения — четыре-пять преподавателей одного предмета. Методические объединения целесообразно создавать в больших школах или местах, объединяющих учителей двух-трех школ. На заседаниях предметных объединений полезно знакомиться с результатами новейших исследований в области преподаваемой науки, методическими приема­ми работы, изучать технические средства обучения, заслушивать докла­ды и сообщения учителей о результатах своей деятельности. Хорошая школа для преподавателей — квалифицированный анализ уроков с пози­ций современных требований к учебному процессу и с должным теоре­тическим обоснованием. В этом плане в структуре методической работы школы исключительно важную роль выполняют школы передового опы­та. Методические объединения могут проводиться в формах школы пе­редового опыта, посещения и анализа открытых и показательных уро­ков, методической панорамы, педагогических практикумов, научно-пе­дагогических конференций и др.

Целью аттестацииявляется создание эффективной системы диффе­ренцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимули­рующей их профессиональный рост, непрерывное повышение квалифи­кации и результативности труда.

Аттестация учителей проводится на основе экспертной оценки труда: его результативности и качества учебно-воспитательного процесса.

Педагогические работники, желающие пройти аттестацию, обращаются в аттестационную комиссию. Присвоение категории («Учитель второй категории», «Учитель первой категорию), «Учитель высшей квалифика­ции») происходит на основе документальных материалов (стаж, характе­ристика и документ об окончании курсов ИПК), анализа преподаватель­ской деятельности и результатов работы учителя.

Необходимо выяснить уровень подготовки и педагогического мастер­ства учителя. С этой целью изучаются:

♦ работа учителя над повышением своей квалификации (окончил курсы ИПК);

♦ качество уроков, внеурочной учебной деятельности и воспитатель­ных мероприятий;

♦ умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся
в процессе обучения и воспитания;

♦ работа с родителями и помощь семье в воспитании детей.
Дифференцированные показатели для оценки работы учителя.

« Учитель второй категории»—имеет один-два года стажа работы, дает на основе экспертной оценки уроки высокого качества, ведет предметный кружок или факультатив. Работает над повышением своей квалификации, систематически выступает на методических объединениях, активно рабо­тает с родителями, пользуется их уважением. Решение принимает педагоги­ческий совет на основе рекомендаций школьной аттестационной комиссии.

Звание «Учитель первой категории» присваивается за серьезные ус­пехи в деле обучения и воспитания детей. Он имеет звание «Учитель второй категории», высшее образование. Успешно закончил курсы при ИПК (сдал зачеты, написал выпускную работу). Выпустил 1—2 начальных, девятыхили одиннадцатых классов. Учащиеся обладают высоким уровнем знаний. Ведет предметный кружок или факультатив, ученики этого учителя успеш­но участвуют в олимпиадах.

Звание «Учитель высшей категории» присваивается за выдающиеся ус­пехи в обучении и воспитании; имеет звание «Учитель первой категории». Имеет высшее образование. Успешно закончил курсы ИПК и прошел там собеседование. Выпустил не менее двух начальных, девятых или одиннадца­тых классов. Ученики обнаруживают высокий уровень знаний, успешно по­ступают в высшие учебные заведения и техникумы или успешно учатся в стар­ших классах. Такой учитель оказывает большую помощь молодым и неопыт­ным учителям. Учитель-новатор, разработавший и предложивший свои эффективные приемы и методы работы или усовершенствовавший их, высту­пает со статьями в печати или докладами на педагогических форумах.

С. Л. Рубинштейн говорил: «Фактическая квалификация учителей зави­сит не от комиссий, а от признания его учениками». Идеальный учитель — человек, умеющий делать идеальными учеников.

 

Вопрос 45: Раскрыть педагогические основы мастерства учителя, воспитателя, классного руководителя

 

Центральной фигурой в школе является учитель, и от его подготовки, эрудиции и качества работы зависит успех обучения и воспитания. В про­фессиональном росте учителя, по мнению И. Ф. Харламова, выделяют че­тыре основные уровня: педагогическую умелость, педагогическое мастер­ство, педагогическое творчество и новаторство.

Педагогическое мастерствовыражается в совершенном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.

Педагогическое мастерство с технологической точки зрения—это систе­ма, основными компонентами которой являются высокая общая культура! гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, твор­чество и педагогические способности, технологическая компетентность.

Гуманитарная культура педагога — это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентации и умений.

Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности.

Компетентность— обладание человека способностью и умением вы­полнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональ­ном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на вы­соком уровне. Компетентность — индивидуальная характеристика степе­ни соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.

Профессиональная компетентность является одним из субъективных фак­торов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога вы­ражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, ком­петентность педагога можно понимать как единство его теоретической и прак­тической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Психолого-педагогическая компетентность состоит в наличии знаний и уме­ний в области межличностного взаимодействия, владении приемами професси­онального общения и поведения, адекватных представлений педагога о возраст­ных и индивидуальных особенностях обучаемых, а также наличие адекватного представления педагога о своих индивидуальных и профессиональных характе­ристиках и владение способами преодоления профессиональных деструкции.

Важной составляющей профессионализма педагога является подготов­ленность к самостоятельному выполнению конкретных видов педагоги­ческой деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приоб­ретать новые знания и умения по специальности. Умение преподнести учеб­ный материал включает в себя не только владение содержанием предмета, но и представление о существующих педагогических технологиях, знание существующих форм и методов обучения, сформированность методоло­гического мышления педагога, умение использовать в профессиональной деятельности методические приемы с тем, чтобы они реализовывали ди­дактические принципы процесса обучения.

Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс по­становки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуации, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в со­знании образ возможного результата своих действий. Для этого необхо­дим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситу­ации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии.

Педагог в процессе воспитания детей проявляет и реализует себя по край­ней мере в трех сферах педагогической деятельности: организационной, сфере общения и взаимодействия с детьми и воздействии на них.

Педагогическая организация начинается с общего замысла, общего пред­ставления о целях, содержании, путях исполнения задуманного дела и его предполагаемых результатах. Реальный этап педагогической организации начинается с постановки реальной цели, деловых задач, увлекательных перспектив, создания эмоционально-волевого настроя детей и обсужде­ния планов выполнения дела.

Следующий элемент мастерства педагогической организации — уме­ние, с учетом мнений и пожеланий школьников, расставить их по рабо­чим местам, распределить поручения, подобрать каждому дело по душе. Кроме этого, нужно четко проинструктировать каждого ребенка.

Мастерство педагогической организации в завершающей стадии ха­рактеризуется анализом, размышлением, критическим разбором, деловым обсуждением проделанной работы. Педагоги-мастера привлекают уча­щихся к анализу всех совместных дел и мероприятий в целях самоосозна­ния детьми своих достижений, промахов, ошибок.

Деятельность детей и их общение — главные рычаги воспитания. Общение — взаимодействие субъектов, в процессе которого происхо­дит взаимная трансляция «Я»-субъектов. Педагогическое общение— совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и за­дач воспитания, обучения и определяющих характер взаимодействия пе­дагога и учащихся. Общение преобразует духовное достояние одного че­ловека в общее достояние субъектов общения. В этом внутреннем обога­щении и состоит огромное значение общения. Формы общения:

♦ Вербальные (слова, посылаемые партнеру).

♦ Мимические (выражение лица партнера, взгляд).

♦ Тактильные (прикосновение рук, объятия, пожатие рук).

♦ Пластические (поза, жесты, движения, темпо-ритм).

♦ Предметные (через передаваемый, вручаемый, отбираемый, рассмат­риваемый и другие предметы).

♦ Действенные (действия, достигающие какого-либо результата для

партнера).

Выделяют следующие стили педагогического общения(В. А. Кан-Калик):

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педаго­га, его отношения к педагогической деятельности в целом.

2. Общение на основе дружеского расположения — предполагает ув­леченность общим делом; педагог — старший товарищ, участник совме­стной учебной деятельности (следует избегать панибратства).

3. Общение-дистанция — самый распространенный тип педагогиче­ского общения. Такой стиль формирует отношения «учитель-ученик»; по­стоянно прослеживается дистанция во всех сферах.

4. Общение-устрашение—негативная форма общения, антигуманная, вскры­вающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней преподавателя.

5. Общение-заигрывание — характерно для учителей, стремящихся к популярности.

Чаще всего в педагогической практике встречается сочетание стилей с каким-либо доминирующим.

Важнейшей сферой педагогического мастерства является мастерство воздействия, взаимодействия, стимулирования и торможения детской де­ятельности. Практически всем своим поведением учитель воспитательно воздействует на детей. Воздействие— действие, направленное на кого-либо с целью достичь определенных результатов, добиться чего-то. Работа педагога с детьми— это система взаимодействий, система согласован­ных действий, направленных на определенный результат. В контексте взаи­модействия с детьми педагог воздействует на детей, направляя процесс вза­имодействия. Назначение педагогического воздействия в том, чтобы орга­низовать взаимодействие ребенка с миром, сохраняя направленность к воспитательной цели; педагог курирует вхождение в культуру, создавая подходящий режим, чтобы не поранить душу ребенка.

Воздействия педагога можно разделить на два вида:

Положительные — одобрение, поощрение самостоятельности, по­
хвала, юмор, просьба, совет и предложение.

Отрицательные — замечание, насмешка, ирония, упрек, угроза, ос­корбление, придирка.

Педагогическое воздействие на детей осуществляется тремя основ­ными путями:

1. Главный путь воздействия — аргументированное убеждение — прямое
и непосредственное обращение педагога к сознанию ребенка в целях формиро­вания его мировоззрения, направленности личности и корректирования поведе­ния. Приемы: педагогическое увещевание, наставление, поучение, привлечение.

2. Воздействие педагога на учащихся посредством проявления соб­ственного интереса, собственной увлеченностью, обращением к непосред­ственному чувству ребенка с целью вовлечения в деятельность, стимулиро­вания активности. Психологической основой является эмоциональность ре­бенка, его стремление к удовлетворению потребностей и удовольствию.

3. Требование — проявление целенаправленной и педагогически обо­снованной воли учителя.

В арсенале педагога-мастера должно быть не только умелое сочетание убеждения с требованием, привлечения с наставлением, но и острое сло­во, ирония и сарказм, юмор и сатира.

Стили педагогического управления:

Автократический — самовластный стиль руководства, когда пре­
подаватель осуществляет единоличное управление учащимися, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, последова­тельно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий кон­троль за их исполнением.

Авторитарный — властный стиль руководства, допускает возмож­ность для школьников участвовать в обсуждении вопросов учебной или
коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподава­тель в соответствии со своими установками.

Демократический — предполагает внимание и учет преподавателем
мнений учащихся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ве­дет диалогическое общение на равных.

Игнорирующий (либеральный)—учитель стремится как можно мень­ше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняет­ся от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязан­ностей передачи учебной и административной информации.

Попустительский (конформный стиль) — учитель устраняется
от руководства группой либо идет на поводу желаний учеников;

Непоследовательный (алогичный стиль) — учитель в зависимости
от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осу­ществляет любой из названных стилей руководства.

Как отмечал Д. И. Менделеев, учителя, как «местные светочи науки», должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специаль­ности. Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит.

Свое мнение относительно деятельности педагогов высказал С. Т. Ша­цкий: «Глубоко ненорамальна, не соответствует духу дела обычная кон­сервативность педагогической деятельности. Педагогическая деятель­ность должна быть живой, переходящей из одной формы в другую, дол­жна быть ищущей».

Краткий педагогический словарь

 

Адаптация— приспособление личности к измененным внешним условиям.

Акселерация— ускорение развития и созревания детей и подростков. Активность— интенсивное заинтересованное выполнение деятельности.

Актуализация— осуществление, переход из состояния возможности в со­стояние действительности.

Алгоритм— предписание, задающее последовательность операций. Анализ — мыслительная операция, позволяющая субъекту мысленно разде­лить целое на части.

Балл оценочный (отметка)— условное количественное выражение оценки.

Беседа— диалогический метод обучения, организованный в вопросно-от­ветной форме.

Беседа— метод психолого-педагогического исследования. Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер), знаний, убеждений, интересов, предпочтений, устано­вок, отношения к среде, коллективу и др.

Вид (тип) обучения— это общий способ организации учебно-воспитатель­ного процесса.

Внеклассная работа— организованные и целенаправленные занятия уча­щихся, проводимые в школе во внеучебное время для расширения и углубления ЗУНов, развития способностей, удовлетворения интересов учащихся.

Внимание—устремленность сознания человека на определенный объект или явление.

Возрастная периодизация— выделение возрастных особенностей. Возрастные особенности— характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Воспитание— это целенаправленный процесс формирования у детей высо­ких гражданских, политических, морально-психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с целями воспитания.

Воспитание в широком социальном смысле— это передача накопленного опыта от старших поколений младшим.

Воспитание в узком социальном смысле— направленное воздействие на че­ловека со стороны общественных институтов с целью формирования у него опре­деленных знаний, взглядов, нравственных ценностей, политических ориентации.

Воспитание в широком педагогическом смысле— процесс целенаправлен­ного формирования личности в условиях специально организованной воспита­тельной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Воспитаниев узком педагогическом смысле— это специальная воспита­тельная деятельность, направленная на решение конкретных воспитательных за­дач (трудовое, физическое воспитание).

Воспитательная система— совокупность таких взаимосвязанных компонен­тов, как: воспитательные цели, люди, реализующие их, отношения между ее уча­стниками, освоенная среда и управленческая деятельность, обеспечивающие един­ство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы.

Воспитательное дело— это форма организации и осуществления конкрет­ной деятельности воспитанников.

Воспитательный процесс— целенаправленно организованный процесс вза­имодействия, удовлетворяющий потребности его участников.

Вывод— рассуждение в логике, в ходе которого из определенных исходных суждений, высказываний, посылок или предпосылок получается заключение (вы­вод) — суждение из посылок.

Гипотеза— научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальней­шей проверке.

Государственные образовательные стандарты— это документация, слу­жащая основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпус­кников независимо от форм получения образования.

Гуманизация образования— обеспечение свободного и всестороннего раз­вития личности.

Гуманитаризация образования— система мер, направленных на приори­тетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, та­ким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых.

Движущая сила развития— борьба противоречий.

Дефиниция— определение, истолкование понятия.

Деятельность— все многообразие занятий человека; все то, что он делает.

Диагностика — общий способ получения опережающей информации об изу­чаемом процессе.

Диагностическая деятельность— систематическое наблюдение учителя

за своими учениками.

Дидактика— отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования,

обучения и воспитания в процессе обучения.

Дидактика урока— система правил подготовки, проведения и анализа ре­зультатов урока.

Дидактические правила— руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Дидактический тест— это набор стандартизированных заданий по опреде­ленному материалу.

Дифференциация обучения(франц. differentiation—разница) — форма орга­низации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склон­ности, интересы и появившиеся способности. Задача— часть цели.

Закон— необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отноше­ние между различными явлениями.

Закономерности обучения— устойчиво повторяющиеся связи между педа­гогическими явлениями.

Знания— результаты процесса познания, отражающиеся в сознании челове­ка в виде представлений, понятий, идей, теорий и др.

Идея— термин, обозначающий смысл, значение, сущность. Индивид— каждый конкретный человек.

Индивидуализация обучения— организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные усло­вия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Индивидуализм— такое направление мыслей, чувств и желаний, которое расценивает жизнь отдельного человека, как более важную, чем жизнь общества в целом.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие отдельного человека.

Индивидуальный подход(в воспитании) — осуществление педагогическо­го процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.) Суть инди­видуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных ре­зультатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.

Инновация (нововведение)— создание и внедрение различного вида нов­шеств, порождающих значимые изменения в социальной практике (социально-психологический аспект).

Интеграция— процесс или действие, имеющие своим результатом целост­ность (объединение, соединение, восстановление единства).

Интегрированный курс— учебный курс, объединяющий изучение несколь­ких предметов в единый учебный предмет.

Интерес— форма проявления познавательной потребности.

Категории— общие, фундаментальные понятия, которые отражают наибо­лее существенные связи и отношения реальной действительности.

Коллектив(от лат. collectivus — собирательный) — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обус­ловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью.

Коммуникация— акт общения, обмен информацией.

Конспектирование— краткое письменное изложение содержания лекции, статьи и др.

Контроль— способ получения учителем информации о качественном состо­янии учебного процесса.

Концепция— 1) общий замысел научной работы; 2) система взглядов на те или иные явления.

Кооперация(от лат. cooperatio — сотрудничество) — одна из основнх форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединени­ем усилий участников для достижения совместной цели при одновременном раз­делении между ними функций, ролей и обязанностей.

Коррекционное обучение— особый вид обучения, имеющий целью частич­ное или полное преодоление конкретных недостатков ученика, не являющихся следствием пониженных общих способностей.

Личностный подход— отношение к ученику как к личности, субъекту соб­ственного развития.

Личность— это человеческий индивид, наделенный системой социально зна­чимых качеств.

Мероприятие— организованное действие коллектива, направленное на дос­тижение каких-либо целей.

Методика— комплекс методов и приемов при изучении конкретного учеб­ного предмета.

Методическая работа— часть системы непрерывного образования препо­давателей, воспитателей.

Метод(от греч. methodos — путь исследования или познания) — совокуп­ность приемов или специальных операций практического или теоретического освоения деятельности, подчиненных решению конкретной задачи.

Метод обучения— система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования; способ достижения цели обучения.

Методология— наука о методах, изучающая внутренние механизмы, логику движения и организации знаний; система принципов и способов организации и пост­роения теоретической и практической деятельности, а также учения об этой системе.

Методы воспитания— конкретные пути (способы) взаимосвязанной деятель­ности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Мировоззрение— специфическая форма сознания человека, которая вклю­чает в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, его убеждений и идеалов.

Модель—образец, схема или изображение какого-либо предмета или процесса

Мотивация— система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного.

Мотивы— те побуждения, которыми руководствуется ученик, осуществляя учебную деятельность.

Мыследеятельность— деятельность, основанная на выделении культурно-исторических образцов, норм и средств ее осуществления.

Мышление(в широком смысле) — совокупность умственных процессов, ле­жащих в основе познания; "к М. относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций.

Наследственность— передача от родителей к детям определенных качеств и свойств.

Образ— субъективная картина мира или его фрагментов.

Образование— это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Образование как процесс— освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате само­образования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практи­ческой деятельности, ценностных ориентации и отношений.

Образование как результат—достигнутый уровень в освоении знаний, уме­ний, навыков, опыта деятельности и отношений.

Образование как системапредставляет собой развивающуюся сеть учреж­дений разного типа и уровня.

Обучаемость— индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Обучение— заранее запланированное, целенаправленное, специально орга­низованное общение, в результате которого происходит воспитание, образование и развитие личности.

Общение— взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит вза­имная трансляция «Я»-субъектов.

Объект— то, на что направлена деятельность субъекта.

Опыт— это созданное в процессе исторического развития духовное насле­дие человечества.

Отметка— это условное обозначение, кодовые сигналы, памятные знаки (ко­личественный показатель).

Оценка— качественный показатель работы учащихся. Парадигма— совокупность теоретических положений, принятых в науке на данном этапе ее развития.

Педагогика— наука о воспитании, которая раскрывает сущность, цели, зада­чи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности.

Педагогическая технология(по В. П. Беспалько, мастерство + учение (греч.)) — это совокупность знаний о способах и средствах проведения педагогического процес­са, в результате которого происходит качественное изменение каждого ученика.

Педагогическая цель— это предвидение педагогом и учащимися результа­тов их взаимодействий.

Педагогический процесс— это направленное и организованное взаимодей­ствие воспитателей и воспитанников, реализующее цели образования и воспита­ния в условиях педагогической системы.

Познание— процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышле­нии действительности.

Практика— освоение и преобразование действительности.

Преподавание— деятельность тех, кто учит.

Прием обучения— это конкретное, часто элементарное действие учителя.

Принцип— руководящая идея, первоначало, основное правило поведения.

Принципы обучения— исходные принципиальные положения, определяю­щие деятельность учителя и характер познавательной деятельности ученика.

Проблема— вопрос, требующий разрешения.

Проверка— обеспечение обратной связи между учителем и учеником.

Противоречия— столкнувшиеся в конфликте противоположные потребности: хочу — могу, знаю — не знаю и др.

Процесс— последовательная смена моментов развития явления.

Процесс обучения— это организованное взаимодействие учителя и учени­ков для достижения образовательных целей.

Развитие— процесс количественных и качественных изменений в организ­ме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека.

Реальность— бытие вещей в сопоставлении с небытием.

Рефлексия— осознание способов деятельности, процесс самопознания.

Самовоспитание— осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на совершенствование положительных и преодоление отрицатель­ных личностных качеств.

Самообразование— активная, целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

Система — совокупность взаимосвязанных элементов.

Ситуация— сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку.

Смысл— внутренняя, глубинная основа любой вещи или явления, его суть, ядро.

Содержание— совокупность элементов и процессов, которые составляют основу объектов.

Содержание воспитания— система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

Социализация— процесс включения человеческого индивида в систему об­щественных отношений.

Способ— действие, направленное на достижение определенной задачи.

Среда— это реальная действительность, в условиях которой происходит раз­витие.

Средства воспитания— это предметы материальной и духовной культуры, а также разносторонняя деятельность (труд, игра, учение, отношения, познание).

Статистика— наука, изучающая количественные показатели развития об­щественного производства и общества, их соотношения и изменения в сфере хо­зяйственной, государственной и социальной жизни.

Стимул— побуждение к действию.

Структура(от лат. struktura — взаиморасположение, строение) — совокуп­ность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечива­ющих его целостность и тождество самому себе.

Субъект— носитель деятельности и познания, направленных на объект; ин­дивид или группа как источник познания и преобразования действительности. Творчество— процесс создания нового. Тема— лаконичная формулировка проблемы исследования. Теория воспитания— это часть педагогической науки, которая исследует вопросы сбдержания, методики, организации воспитательного процесса.

Тестирование(от англ. test — опыт, проба) — метод психологической диаг­ностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имею­щие определенную шкалу значений.

Технология обучения— способ реализации содержания обучения, преду­смотренного учебными программами, и представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение поставленных дидак­тических целей.

Умения— освоенные приемы и способы выполнения действий со знаниями.

Условие— обстоятельство, от которого что-либо зависит. Урок— это форма организации обучения с группой учащихся одного возра­ста, постоянного состава и занятиями по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Учащийся— лицо, занятое организованной учебной деятельностью. Учебная деятельность— один из видов деятельности, направленный на ус­воение знаний, на приобретение умений и навыков самостоятельно учиться, при­менять полученные знания на практике, т. е. развиваться.

Учебная программа— нормативный документ, который составляется на ос­нове учебного плана и определяет содержание образования по каждому учебно­му предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый его раздел или тему.

Учебник— это книга, излагающая основы научных знаний по определенно­му учебному предмету.

Учебное пособие— учебная книга, отражающая авторский взгляд. Учебный план— государственный нормативный документ, в котором отра­жены состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, сроки изу­чения учебных предметов и структура учебного года.

Учебный предмет— педагогически адаптированная система ЗУНов, выра­жающая основное содержание той или иной науки и соответствующей ей дея­тельности по усвоению и использованию этих знаний и умений. Учение— деятельность тех, кто учится.

Учитель— человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Фактор— движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.

Фактор педагогический— любое педагогическое явление, ставшее движу­щей силой другого явления.

Форма(от лат. forma — форма, вид, образ), в педагогике — способ существо­вания учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.

Форма организации обучения— внешнее выражение согласованной дея­тельности учителя и ученика.

Формирование— это процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).

Функция(от лат. functio — совершение, исполнение), в социологии — зави­симость, которая наблюдается между различными компонентами единого соци­ального процесса, когда изменения одной части системы оказываются производ­ными от изменения другой ее части.

Цель— категория философская — это идеальное предвидение результата деятельности; осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Цель воспитания— формирование социальной, духовной и нравственно раз­витой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности; развитие и само­развитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности.

Цели образования— это сознательно определенные ожидаемые результаты.

Целеполагание— процесс определения целей.

Целесообразный—устройство или поступок, которым присуща некоторая цель.

Человек— единичное природное существо.

Эвристика(от греч. heurisko •— отыскиваю, открываю) — организация про­цесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность).

Эффективность— степень соизмерения результатов с затратами.

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:442

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.