Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Коллектива

Развития. Определить пути формирования

Коллектив», объяснить его структуру и стадии

Вопрос 40: Раскрыть сущность понятия «ученический

 

Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в системе коллективного воспитания. Существенный вклад в исследование проблемы воспитания в коллективе внесли А. В. Луначарск, А Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др.

Коллектив — (от лат. collectivus — собирательный) — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, в силу этого достига­ющую более высокого уровня, чем простая группа.

Определение сущности детского воспитательного коллектива дано исследователем творчества А. С. Макаренко И. Ф. Козловым. Он утверж­дал, что воспитательный коллектив—это научно организованная систе­ма нравственно воспитывающей детской жизни.

Коллектив объединяет учащихся на основе деловых и личных взаимо­отношений. С этой точки зрения под воспитательным коллективом следу­ет понимать такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями и в котором хоро­шо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимо­стью, стремлением к совместной деятельности и общему успеху, богат­ством духовных отношений и интересов, что обеспечивает всестороннее развитие, свободу, достоинство и защищенность каждой личности.

Выделяют следующие функцииколлектива: организационную — дет­ский коллектив становится субъектом управления своей общественно по­лезной деятельностью; воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убежде­ний; стимулирующую — коллектив способствует формированию нравствен­но-ценных стимулов для общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения. А также можно выделить нравствен­но-формирующую и личностно-развивающую функции коллектива.

Основными характерными признакамиколлектива являются: общая со­циально значимая цель; общая совместная деятельность для достижения постав­ленной цели, общая организация этой деятельности; отношения ответственной зависимости (моральное единение); общий выборный руководящий орган; ши­рокая система коллективных связей. Не менее значимы такие признаки коллек­тива, как мажорный стиль и тон жизни коллектива, сознательная дисциплина, закрепленная в полезных привычках и традициях, гигиенически и педагогиче­ски продуманный распорядок жизни детей, развитая критика и самокритика и др.

А также коллектив отличает ряд особенностей: сплоченность, созна­тельность, организованность, взаимоответственность, самостоятельность, доброжелательность, здоровая критика и самокритика, бескорыстие, со­ревнование, разумное сочетание личных и общественных интересов и др.

В развитии коллектива обычно выделяют три стадии:

1-я стадия.В качестве средства сплочения и организации коллектива выс­тупают педагогические требования к учащимся. Отсутствует организованность, общность интересов, учителю не на кого опереться. Задачи: познакомить детей между собой, изучить их; научить правильному поведению, выявить более ак­тивных детей, склонных помогать учителю. Основные методы воспитания: бе­седа, пример, приучение, упражнение, создание воспитательных ситуаций, по­ощрение, педагогическое требование и др. Учитель — организатор.

2-я стадия. Дальнейшее развитие требований; формируется актив клас­са, способствующий сплочению группы. Задача: укрепление здоровых вза­имоотношений и повышение авторитета актива класса. Методы: беседа, при­учение, поощрение, поручение, упражнение, соревнование, создание воспи­тательных ситуаций и др. Учитель — руководитель активом.

3-я стадия.Достаточно высокий уровень организованности, дисцип­лины, совместной духовной жизни и деятельности учащихся; расцвет кол­лектива. Задачи: формирование общественного мнения; поддержание тра­диций; требование активности; сам коллектив выдвигает требования к каждому. Основной метод — самовоспитание. Учитель — консультант. Структура детского воспитательного коллектива.Обычно в школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Он в свою оче­редь подразделяется на первичные коллективы (классы, учебные группы), ко­торые по возрастному и разновозрастному признакам постоянно объединяют учащихся в совместной учебной и внеклассной работе. Они являются органи­ческой частью общего коллектива школь»? Для выполнения той или иной рабо­ты могут создаваться временные коллективы (кружки, бригады, коллективы художественной самодеятельности). После выполнения общественно полезных дел временные сводные коллективы расформировываются, но общешкольные связи между старшими и младшими школьниками обогащаются и расширяют­ся. Важное значение в структуре коллектива имеют органы ученического само­управления (актив коллектива: ученический комитет, староста и др.). Эти орга­ны и лидеры в ученических коллективах считаются формальными или офици­ально оформленными (выборными или назначенными). Кроме этих структур, есть структуры неформальные, которые не выбираются, но воздействуют на коллективное и общественное мнение. Формальные структуры основыва­ются на деловых, социальных отношениях, а неформальные — на психологи­ческих. Известно, что не всегда формальные лидеры пользуются авторитетом и имеют воздействие на учащихся, а неформальные — пользуются настоящим уважением среди учащихся. Идеальным будет вариант совпадения неформаль­ного и формального лидерства.

Пути формирования коллектива следующие:

1) Разносторонняя совместная деятельность учащихся: учебная
и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественная и культур­
но-массовая деятельность учащихся.

2) Умелое предъявление требований. С первых дней необходимо чет­
ко определить нормы и правила поведения; регулярно приучать детей
к соблюдению норм и правил поведения; соблюдать меру в предъявлении
требований; учитывать эмоциональный фон.

3) Работа с активом. При подборе учащихся в актив класса необходи­мо с помощью методов психолого-педагогических исследований хорошо
изучить детей. Должно происходить расширение актива через поручения
и организацию разных видов деятельности. В состав актива входят староста, его заместитель, учком и ответственные.

4)Организация перспектив. А. С. Макаренко сформулировал закон дви­жения коллектива: коллектив только тогда развивается, укрепляется
и оказывает действенное формирующее влияние на учащихся, когда
он постоянно движется вперед, добивается все новых и новых успехов.
Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников,
он называл перспективой.Перспективы могут быть близкими, средними
и дальними.
Близкие перспективы не требуют от коллектива значительных
усилий и времени для достижения («завтрашняя радость»). Средняя пер­спектива требует больших усилий и времени, события несколько отодвинуты
во времени. Дальние перспективы — сложные цели, достижение которых
требует от всего коллектива много сил и времени. Непрерывная смена пер­спектив, постановка новых, все более трудных задач — обязательное ус­ловие прогрессивного движения коллектива.

5)Формирование общественного мнения. Под общественным мнени­емпонимают ту преобладающую оценку, которая дается в среде учащихся
разным явлениям коллективной жизни. Благодаря общественному мнению,
в коллективе реализуется принцип А. С. Макаренко «параллельного воздей­ствия»: коллектив выступает как субъект воспитания. В основе принципа
параллельного воздействия
— требование воздействовать на учащихся
через первичный коллектив. На школьников оказывают воздействие, по край­
ней мере, три силы — непосредственно воспитатель, опосредованно актив
и весь коллектив. Принцип применим уже на 2-й стадии развития коллектива.

6)Становление и развитие традиций. Ничто так не укрепляет кол­лектив, как традиции (А. С. Макаренко). Традиции—это устойчивые фор­мы коллективной жизни, которые эмоционально олицетворяют нормы, обы­чаи, желания учащихся. Традиции помогают вырабатывать общие нормы
поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.
Традиции бывают большие и малые. Большие — это яркие массовые со­бытия, малые — скромнее по масштабам.

7)Приобщение учащихся к общешкольным делам. Кроме внутриклассных и внеклассных мероприятий, учащиеся должны принимать активное
участие в делах, организуемых для всего школьного коллектива: темати­ческие недели, общешкольные праздники, смотры, конкурсы, обществен­но полезный труд и др. Учащиеся начальных классов должны почувство­вать, что они — частичка одного большого коллектива. У них воспитыва­ется гордость и ответственность за общее дело.

8)Связь младших и старших школьников осуществляется, главным образом, через шефскую работу, а также участие в общешкольных меро­приятиях. Для укрепления этой связи целесообразно один раз в год проводить день самоуправления.

При правильно организованной работе по воспитанию коллектива, развитию самодеятельности, демократизма и здорового общественного мнения учащихся в нем формируется определенный стиль и тон жизнии деятельности. Наиболее существенными психолого-педагогическими и нравственными чертами этого стиля и тона выступают: мажор, оптимизм, высокая содержательность и духовность коллективной жизни, развитие чув­ства собственного достоинства и защищенности каждого учащегося, актив­ность и самодеятельность во всех совместных начинаниях, развитие способ­ностей и творческих задатков. В этом смысле, по утверждению В. М. Коротова, проявляются такие важнейшие функции коллектива, как организаторская, стимулирующая, нравственно-формирующая и личностно-развивающая.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:513

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.