Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Вопрос 39: Раскрыть сущность и задачи семейного воспитания. Определить формы работы школы с семьей

 

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

В педагогической литературе семьярассматривается как социальный воспитательный коллектив, так как все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями, и каждый этап в ее раз­витии связан с выполнением следующих функций:

хозяйственно-экономической, предусматривающей ведение общего
хозяйства и бюджета, организацию материально-бытовых условий, забо­ту о нетрудоспособных членах семьи;

репродуктивной, связанной с рождением и воспитанием детей, под­
готовкой их к жизни в обществе;

воспитательной, направленной на создание условий для личност­ного формирования и развития детей; передачу им социального и жизнен­ного опыта, нравственных норм и ценностей; создание здорового нрав­ственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных от­
ношений; оказание нравственно-психологической поддержки каждому члену семьи;

коммуникативной, организующей внутрисемейное общение; взаимо­связь семьи с другими людьми, семьями и социальными группами;

рекреативной, направленной на организацию досуга и раз­влекательной деятельности; создание условий для занятия физкультурой
и спортом, сохранения и укрепления здоровья каждого члена семьи.

В настоящее время существует несколько классификаций семьи,обу­словленных разными критериями:

по количеству детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные;

составу: однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные (пра­родители, родители, дети);

структуре: полные, неполные, внебрачные;

характеру взаимоотношений: благополучные, неблагополучные.
Современная семья характеризуется рядом особенностей.Во-первых,

расслоение общества на богатых и бедных существенно влияет на семейное воспитание. Во-вторых, сокращение рождаемости ведет к уменьшению чис­ленности семьи. В-третьих, рост количества разводов, рождение детей внебрака увеличивают количество неполных семей. В-четвертых, низкий мате­риальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают так называемых социальных сирот.

Главное в воспитании маленького человека достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коемслучае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает пер­вые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Очень важ­но, чтобы то, чему учат родители ребенка, подкреплялось конкретными при­мерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

В каждой семье объективно складывается определенная система воспи­тания. Семейное воспитание— это система воспитания и образования силами родителей и родственников в условиях конкретной семьи. Здесь име­ется в виду понимание целей воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.

Задачи семейного воспитания(по Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь):

♦ воспитание настоящего гражданина;

♦ воспитание хорошего работника;

♦ воспитание хорошего семьянина.

Связь школы с семьей осуществляется через коллективные и индиви­дуальные формы совместной работы. Коллективные формы работы:

педагогические лектории — организуются с целью ознакомления
родителей с основами теории обучения и воспитания детей;

университеты педагогических знаний — отличаются от педагоги­ческих лекториев тем, что позволяют организовать для родителей не толь­ко лекции, но и практические занятия по овладению педагогическими зна­ниями; обмен опытом семейного воспитания;

научно-практические конференции — проводятся по наиболее акту­альным проблемам воспитания детей; являются одной из форм пропаган­ды лучшего опыта семейного воспитания;

родительские собрания — традиционная форма коллективной работы
с родителями. Общешкольные родительские собрания проводятся, как пра­вило, один раз в учебную четверть. На них обсуждаются вопросы повышения
успеваемости, мероприятия по улучшению воспитания школьников. На класс­ных родительских собраниях анализируется состояние успеваемости и по­
ведения учащихся класса, обсуждается опыт совместной работы, заслушива­ется информация отдельных родителей о воспитании детей в семье;

родительские комитеты — участвуют в управлении образовательным
учреждением и решают довольно большой круг вопросов: устанавливают связь
родителей со школой; организуют их педагогическое просвещение, родительские собрания, обмен опытом семейного воспитания; участвуют в улучше­нии материальной базы школы, организации труда и отдыха школьников.

Индивидуальные формы работы:

педагогические консультации — чаще всего проводятся для родителей тех детей, которые испытывают трудности в учебе, имеют отклонения в поведении. При проведении педагогических консультаций родители по­лучают конкретные советы по улучшению семейного воспитания;

посещение семей — имеет своей целью оказание родителям практиче­ской помощи в создании необходимых условий для учебных занятий детей,
организации их досуга, выработки совместных мер по улучшению воспитания;

педагогические поручения—привлечение родителей к организации учеб­но-воспитательной работы с детьми. Это несколько забытая форма совместной работы школы и семьи. Среди родителей есть специалисты в различных обла­стях науки и техники, ветераны войн и труда, известные спортсмены и произ­водственники. Такие родители могут организовать различные кружки и спортивные секции, провести для детей беседы, лекции и экскурсии.

Для совместной работы школы и родителей весьма плодотворной, но пока почти нереализованной, является идея А. С. Макаренко о том, чтобы школа влияла на улучшение семейного воспитания через учащихся. В одном из своих выступлений он говорил: «Что же касается школы и се­мьи, я никогда не вызывал родителей... Я педагог... и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей заставлю вносить положительное влияние в семью... Нужно детей так вос­питывать, чтобы они вносили в семью какую-то дополнительную здоро­вую струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в се­мью как представители государственной школы и несли эти идеи в жизнь».

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:506

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.