Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Тема 10. Региональная социальная политика

Тема 9. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.

Закономерности РПС – это наиболее общие отношения между производительными силами и территорией:

- рациональное, наиболее эффективное размещение производства в условиях развития рынка;

- комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов федерации (ТПК);

- рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий;

- выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

Принципы РПС – основные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике:

- приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления;

- первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов на уровне региона;

- оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию

- использование экономических выгод международного разделения труда, восстановление и развитие экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Факторы РПС – совокупность условий, конкретные указания для наиболее рационального выбора места размещения отдельных предприятий и отраслей

- природно–ресурсные факторы (климатические особенности региона: температурный режим, количество осадков и солнечных дней в году и т.п.; наличие, количественная и качественная оценка полезных ископаемых; наличие других видов природных ресурсов);

- социально-демографические факторы и развитие социальной инфраструктуры (демографические, трудовые и социальные характеристики населения);

- экономические факторы (развитие транспорта, связи, покупательские способности населения, развитие кредитно-финансовой сферы региона).

 

 

Общие положения формирования и проведения социальной политики нуждаются в региональной адаптации. Это объясняется объективно имеющимися социально-экономическими различиями регионов. Такие различия проявляются на разных уровнях административно-территориального деления страны и могут приводить к формированию кризисных (депрессивных) регионов.

Кризисный (депрессивный) регион — это административно-территориальная единица страны или часть административно-территориальной единицы, социально-экономическая ситуация в которой такова, что уровень потребления проживающего на ее территории населения в среднем ниже уровня потребления населения в стране в целом. В качестве основания для отнесения региона к кризисным можно принять, например, отставание уровня потребления от среднего не менее чем на 20%.

Социально-экономическую неидентичность регионов в контексте государственной социальной политики можно трактовать двояко: с одной стороны, как ее ограничения, а с другой стороны, как требование к ней. Только учет межрегиональных различий позволит в полной мере сохранить и развить человеческий потенциал безотносительно к тому, в каком регионе находится объект социальной политики.

Разработка социально-экономической типологии регионов относится к числу классических проблем региональной экономики. Соответствующие типологии разрабатываются в экономиках различных типов (рыночной, плановой) и являются основой для принятия управленческих решений о выравнивании социально-экономического развития регионов соответственно либо рыночными, либо плановыми методами. Региональная адаптация государственной социальной политики необходима для сглаживания (выравнивания) межрегиональных диспропорций, в какой бы модели они ни возникали.

Основное требование, которое должно быть соблюдено при построении такой типологии, связано с обеспечением сопоставимости данных. Если эта проблема решена не будет, то появляется реальная опасность возникновения противоречий между административно-территориальными единицами страны по поводу масштабов государственной финансовой поддержки слабых регионов со стороны центрального правительства. Наилучший вариант — использование данных административной статистики по регионам, т.е. той социально-экономической информации, которая публикуется существующими в различных странах государственными статистическими органами.

Группировка показателей, используемых для характеристики социальной ситуации в регионах, может осуществляться в соответствии с отраслевым разделением социальной политики на четыре сектора: демографию, труд, личные доходы и социальную инфраструктуру. Отбор конкретных показателей, имеющихся в административной статистике, осуществляется экспертами.

Например, демографическое состояниерегионов количественно характеризуется прежде всего такими показателями, как рождаемость и смертность населения, разность между этими показателями и составляет его естественный прирост. Кроме того, на динамику численности жителей региона влияет сальдо внешней миграции, которая во многих случаях может частично или полностью компенсировать естественную убыль населения.

Для исследования ситуации в трудовой сферерегионов используются показатели, характеризующие ситуацию на рынке труда. В их состав могут быть включены:

• уровень безработицы, рассчитываемый как отношение количества безработных к общей численности экономически активного населения;

• соотношение между спросом (количество вакансий, о которых сообщают работодатели) и предложением (число безработных) на рынке труда;

• средняя продолжительность безработицы либо (что важно для проведения адресной социальной политики) удельный вес безработных-маргиналов, т.е. не имеющих работы длительный период времени (как правило, более года).

Для типологии регионов по величине доходов населенияцелесообразно использовать показатели, характеризующие не столько абсолютные размеры этих доходов, сколько их относительную величину. В наибольшей мере этому требованию удовлетворяет отношение среднедушевых доходов населения региона к прожиточному минимуму.

Более сложно определить набор показателей, которые могут быть использованы для типологии регионов по уровню развития социальной инфраструктуры. Если в плановой экономике успешно используются так называемые валовые показатели — обеспеченность населения врачами и больничными койками, ввод в действия кинотеатров, санаториев и домов отдыха и др., то в рыночной экономике они оказываются малопригодными, поскольку не отражают эффективности использования объектов социальной инфраструктуры.

Далее, необходимо при помощи определенных методов осуществить группировку регионов (административно-территориальных единиц) в целях определения для них приоритетных направлений социальной политики. Хорошие результаты могут быть получены, например, при использовании метода, предполагающего ранжирование регионов по значению каждого из социальных показателей (от "лучших" к "худшим") с последующим суммированием всех мест и расчетом среднего места (балла), которое представляет собой частное от деления суммы мест, занятых регионом по каждому из показателей, на общее число использованных показателей. После этого могут быть разработаны предложения по конкретным направлениям социальной политики в регионе с целью улучшения в нем социальной ситуации в целом или отдельных социальных показателей, оказавшихся "проваленными".

Усилия государства по проведению социальной политики должны интенсифицироваться по мере продвижения от регионов с относительно благоприятной социально-экономической ситуацией к тем регионам, где социальная ситуация носит кризисный характер. Соответствующие дифференцированные по группам регионов направления социальной политики могут быть условно названы фоновыми.

Помимо фоновых мероприятий государственной социальной политики, масштабы и интенсивность которых будут зависеть от степени остроты социальной ситуации в регионе, должны реализовываться и индивидуальныемероприятия для каждого из регионов, зависящие от его социальных показателей или их сочетаний.

Современная ситуация в социальной сфере, несмотря на относительную стабильность последних пяти лет, крайне неустойчива и может перерасти в конфликтную. На этот процесс влияет целый ряд факторов объективного и субъективного характера:

- спад производства,

- опережающее увеличение цен и тарифов на предметы и ус­луги первой необходимости,

- нарушение экономических связей и сокращение поставок продовольствия и топлива,

- межнациональные конфликты и высокая концентрация на от­дельных территориях беженцев и вынужденных мигрантов.

Все это приводит к возникновению территориальных зон соци­альной напряженности.

Региональные группы, имеющие специфические черты, определяющие положение в социальной сфере:

Первую группу составляют наименее стабильные регионы, где необходимы серьезные государственные меры регулирования. Это регионы Северного Кавказа, для которых характерна:

- весьма слабая финансовая база — по размеру подушных налогов район занимает последнее место в РФ (менее 50% среднероссийского уровня),

- наиболее низкий уровень жизни,

- самая высокая концентрация беженцев,

- напряженная социально-психологическая обстановка, вызванная межнациональными конфликтами.

Во вторую группу входят регионы повышенной предпринимательской активности населения в соци­альной сфере - центр европейской части России (Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский районы).

Третью группу представляют регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока, имеющие чрезвычайно острые специфические про­блемы:

- остановка предприятий, вызванная ликвидацией или резким сокращением государственных дотаций,

- нарушение поставок сырья и оборудования,

- хронические неплатежи потребителей топлива,

- обострение проблем с завозом грузов, сверхвысокие цены на продукты питания и товары,

- резкое возрастание миграции, вызванное выше указанными обстоятельствами, а отсюда вымывание наиболее квалифицированных и мобильных кадров.

Указанные региональные особенности процессов социального развития несомненно должны найти адекватное отражение в государственной политике. Необходима система мер, направленных на создание равных (относительно, конечно) условий для социального развития всех регионов и ликвидацию региональных очагов социальной напряженности.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:899

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.