Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Основные компоненты культуры

Основные функции культуры

Понятие культура

Культурная регламентация.

Формы и механизмы взаимодействия

Типология форм взаимодействия имеет различные основания. В частности, по типологии немецкого социолога Л. фон Визе (1876-1962), взаимодействия в социализации могут быть представлены как сближение, приспособление, уравнивание, объединение или как соперничество, оппозиция, конфликт. Каждый из этих видов делится на ряд подпроцессов. Так, схема процессов, ведущих от изоляции (индивида или группы) к сближению выглядит следующим образом: на начальной стадии мы имеем дело с изолированием, отчуждением, обособлением, враждебностью. Переходной стадией является контакт. Начальной стадией объединения является терпимость, компромисс, путь от которого может вести к сближению.

Формы взаимодействия, используемые при культурологическом подходе, классифицируются как подчинение—доминирование, принятие—отвержение в вербальной или невербальной коммуникации (язык жестов, речевая специфика и т.д.), в поведенческих стереотипах.

Механизмы взаимодействия в процессе социализации часто сводятся к дифференциации сознательных и стихийных (неосознанных) средств регуляции социального поведения. Это обстоятельство связано с тем, что формализованные структуры в отличие от неформальных имеют легитимные основания регуляции социальных отношений: убеждение, принуждение, поощрение должного для достижения цели организации поведения. Например, на уровне общества это "долженствование" проявляется в виде законов, установлений, нравственных норм и т.д. Неформальные отношения также могут достигать высокого уровня регламентации, социального контроля за должным поведением членов своей группы. Поэтому классификация социальных механизмов взаимодействия лишь на основе формальности или неформальности структур и установлений может быть подвергнута сомнению и требует дальнейшего исследования.

 

Лекция №6Культура.

2. Какие значения имеет термин «культура»?

3. Какое влияние культура оказывает на поведение людей?

4. Какие элементы можно выделить в составе культуры?

5. Есть ли различие между социальным и культурным?

6. Какие социокультурные суперсистемы выделяет П. Сорокин?

7. Как взаимодействуют культуры?

 

Культурная регламентация. Какие значения имеет термин «культура»? Какие определения культуры существуют? Какое влияние культура оказывает на поведение людей? Какие элементы можно выделить в составе культуры? Какую функцию выполняет язык в культуре? Как понимается культура в социологии? Есть ли различие между «социальным» и «культурным»? Какие социокультурные суперсистемы выделяет П. Сорокин? Какова роль культуры в развитии цивилизации?

Общество, социальная структура (институты и взаимодействующие группы), характер регулирования отношений между людьми определяются культурой.

Термин «культура» чрезвычайно многозначен. Он описывает абсолютно все созданное человеком и выделяет уникальные образцы высочайшего уровня, включает материальное и духовное, существовавшее задолго до рождения конкретного человека и непосредственно создаваемое им. Культура так многообразна, что для ее уточнения используется множество специальных определений; например, выделяется технологическая, цивилизационная, философская, управленческая, музыкальная, физическая культура, городская и сельская, этническая и молодежная, которые описывают ценностный мир людей значительно лучше самых вдумчивых социологов.

Мы осознанно пользуемся терминами: «экономическая культура», «политическая культура», «религиозная культура», поскольку они определяют особый стиль мышления, поведения и оценки происходящего в обществе и в мире.

Для социологов понятие «культура» несет особый смысл: в традициях, заложенных Э. Дюркгеймом, она рассматривается как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми. Таким образом, социальная культура — это только значения, которые люди приписывают разнообразным знакам: предметам, действиям или явлениям. Палка-копалка или картина С. Дали, корабль или храм, икона или лозунг всегда являются произведениями (артефактами, элементами культуры), но они обретают социокультурный смысл только тогда, когда значат нечто для людей, т.е. направляют их действия, поведение, восприятие в определенное русло. Социальная культура — это регулятивный механизм, обеспечивающий взаимодействия между людьми.

Какие значения имеет термин «культура»?

В современных европейских языках можно выделить четыре основных смысла слова «культура»:

1) абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;

2) обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т.д.; в этом смысле слово «культура»

.совпадает с одним из значений слова «цивилизация» и противопоставляется «бескультурью»;

3) абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду (элитарная культура, русская культура, культура русского зарубежья, молодежная культура, культура Ренессанса);

4) абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности: музыка, литература, живопись, кино, театр, музеи (институциональное закрепление культуры, входящее в сферу деятельности министерства культуры).

Культура — это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Культура есть среда, искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений.

Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон проанализировали более 150 определений культуры и разделили их на шесть основных типов.

Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Первым определение такого типа предложил знаменитый антрополог Э. Тайлор. Согласно Тайлору, культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле глагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиция. Примером здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э. Сепиром: культура — это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». Недостаток определений этого типа связан с предположением о стабильности и неизменности, в результате чего из виду упускается активность человека в развитии и изменении культуры.

Нормативные определенияделятся на две группы: 1) определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. Так, антрополог К. Уислер определил культуру как «образ жизни, которому следует община или племя... Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя»; 2) определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Здесь можно процитировать два определения: данное философом Т. Карвером, «культура — это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека», и предложенное социологом У. Томасом, «культура — это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях».

Психологические определения, в которых упор делается на один из трех элементов:

1) ибо на процесс адаптации к среде: «Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация... Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству» (социологи У. Самнер и А. Келлер);

2) либо.на процесс научения: «Культура — это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» (антрополог Р. Бенедикт);

3) либо на формирование привычек: «Культура — это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов»(социолог К. Янг).

В самостоятельную группу Кребер и Клакхон выделяют «чисто психологические определения», например: «Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращен-|гной реализации» (психоаналитик Г. Рохайм).

Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Здесь характерны | определения, данные антропологом Р. Линтоном: «а) Культуры — это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества, б) Культура — это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами ^данного общества».

Генетические определения, в которых культура определяется с позиции ее происхождения. Эти определения разделяются на четыре группы:

1) в которых культура рассматривается как продукт или артефакт: «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной |или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, 'взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (социолог П. Сорокин);

2) в которых упор делается на идеях: «Культура — это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления» (социолог Г. Беккер);

3) в которых подчеркивается роль символов: «Культура -это понятие для особого порядка, или класса, феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией». Говоря точнее, культура состоит из материальных объектов — орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов и т.д., а также действий, верований и установок, функционирующих в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, то есть человеком, для борьбы за существование или выживание» (социолог Л. Уайт);

4) в которых культура определяется как нечто, происходящее из того, что не есть культура: «То, что отличает человека от животных, мы называем культурой» (философ В. Оствальд).

Таким образом, культура может быть определена как поведение, специфическое для Homo sapiens, и как совокупность материальных объектов, используемых в качестве неотъемлемой части этого поведения. Культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т.д. Развитие культуры зависит от способности к научению и передаче знаний следующим поколениям.

Существование и использование культуры основаны на способности, которой обладает только человек. Эту способность раньше понимали, например, как способность к рациональному или абстрактному мышлению, но открытие рационального поведения среди высших животных показало недостаточность этого понимания. Термин «обозначение» был предложен как более адекватное понятие для определения уникальной умственной способности человека, состоящей в наделении вещей и событий значениями, которые не могут быть схвачены одними чувствами. Членораздельная речь — язык — является хорошим примером. Значение слова «собака» не в самих по себе звуках; оно приписывается людьми звукам свободно и произвольно. Обозначение — это вид объективно определяемого поведения, и его не следует путать с символизацией, которая имеет совершенно другой смысл.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:563

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.