Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Теория социальной работы в структуре социальных наук и наук, изучающих человека

Парадигма и содержание теории социальной работы

 

Парадигма (от греческого пример, образец) – это теория или модель постановки проблем, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

Теория социальной работы сформировалась в контексте общих тенденций развития науки.

Оформление Ньютоно-картезианской парадигмы науки начинается в античности с работ Демокрита.

Отцы Атоминистической теории предложили систему описания природы и человека на основе чувственного опыта.

Научная парадигма получает определенные конструкты языка, помогающие устанавливать и описывать связи субстанций в единой логике.

В средние века происходит дальнейшее оформление метаязыка и научной парадигмы. Факты, накопленные человечеством требовали систематизации и символического обобщения. Формируется средневековая теология.

XVI-XVII вв. – эра экспериментов и опытных наблюдений. Коперник, Галилей, Кеплер привносят новые принципы мышления. Новое мышление привносит зерна рациональности, знания не являются ценностью «самой в себе», а они должны выходить на практику. Появляются новые критерии знания.

В XVIII в. Р.Декарт и И.Ньютон окончательно оформили те базисные подходы, которые называются механистическими.

События и процессы определены причинно-следственными связями

Базисные принципы ньютоно-картезианской науки можно свести к следующим положениям:

- объективное существование материи

- трехмерность пространства

- линейность времени от прошлого к будущему

- наличие прямой зависимости между объектами и процессами, находящимися в причинно-следственных связях и отношениях

- детерминированность явлений и процессов наличием фундаментальных закономерностей.

Социальная работа относится к парадигме науки как часть к целому, поэтому обладает теми же свойствами, что и сама система.

Для социальной работы этого времени характерны: редукционизм, линейность, детерминизм, диктат времени и пространства

Логика линейных научных построений находит отражение в базовых принципах в теории познания социальной работы: «среда-личность», «личность-среда».

Линейность, детерминированность приводит к разорванности понятийного сознания социальной работы, ограниченности техник вмешательства и помощи.

Основными принципами взаимодействия работника и клиента являются: следование за клиентом, переструктурирование его проблем и представлений, переориентация его поведения, целей, задач.

Влияние данной парадигмы обусловило многообразие подходов до 60-70-х гг. XX века, которые сводились к определенным школам социальной работы (функциональной, диагностической, проблемной).

Научная парадигма новой реальности

Открытие «новой физики», квантовая теория Планка, теория относительности Эйнштейна, принцип дополнительности Бора и др.

Новое понятийное сознание оперирует понятиями «самоорганизация», «информация», «хаос», «аттракторы», «фракталы», что свидетельствует о качественно иных принципах научного мышления. Базовые принципы парадигмы новой реальности можно свести к следующим положениям:

- пространство и время образуют четырехмерный континуум «пространство – время»;

- природа понимается в своей самодостаточности;

- нет фундаментальных законов и принципов природы;

- эволюция – динамическое состояние неуравновешенных систем;

- необратимость и вероятность – объективные свойства реальности;

- материя и хаос взаимосвязаны.

Новое научное мышление повлияло на становление социальной работы (постмодернизм).

Абсолютную ценность в социальной работе приобретает клиент.

Техника работы социального работника ориентирована на клиента – организация групп самопомощи, на принятие роли фасилитатора.

Подходы «личность-среда», «среда-личность» заменяются подходами «я и другие».

Социальная работа использует теории гуманитарных наук как валидные объяснения феноменов мира человека.

Каждая из дисциплин дает возможность осмысления определенного уровня социальных проблем клиентов:

Социология: организации, институты, развитие человеческого общества.

Политические науки: процессы, закономерности, структуру государственного управления и институты власти.

Экономические науки: общественное производство, потребление, распределение и т.д.

Психиатрия: психические расстройства, их диагностику и лечение.

Теория социальной работы формировалась на основании развития важнейших направлений социологии, психологии, теории и практики лечения психиатрических заболеваний.

Социологические теории

В процессе создания дедуктивных теорий социальной работы доминируют 3 основные социологические парадигмы:

- интеракционализм

- функционализм

- теория конфликтов

Интеракционистская парадигма видит социальную жизнь как процесс взаимодействия между индивидами.

Функциональная парадигма концентрируется на конституционной структуре социальной жизни.

Конфликтная парадигма описывает социальную жизнь как борьбу между соревнующимися индивидами.

Психологические теории

Среди них можно выделить психоанализ, поведенческие теории, когнитивные, психодинамические, психологические и др. они объясняют модели отклоняющегося поведения.

Во-первых, в теории социальной работы используются описательные концепты – это первый шаг любого научного знания, а объяснение – это второй шаг.

Во-вторых, в социальной работе среда и клиент выступают в неразрывном единстве, однако, способа описания нет.

Вот почему используются способы описания реальности других наук.

Теоретики социальной работы рассматривают проблемы личности клиента на различных уровнях: индивидуальном, групповом, общественном. Каждый из них требует своих способов описания и с этой целью привлекаются как психологические, так и социологические теории

Методология познавательного процесса в теории социальной работы

Теоретические исследования диагностической школы положили начало системному научному познанию в социальной работе. Основу ее теоретических концептов составили идеи психоанализа и социального бихевиоризма.

С 1940г. – возникает функциональная школа и ее представитель Х.Перлман предложила свой вариант индивидуального подхода к клиенту – проблемно-ориентированную модель социальной работы. Социогенез теоретических моделей социальной работы выявил основной объект ее познания – практику как объективную реальность.

Практика социальной работы выступает в качестве определенного процесса, характеристики которого могут меняться в зависимости от уровня его реализации. Практика в социальной работе – это форма социального изменения среды, социальных отношений, ситуации клиента. Практика – это социальное лечение.

В основных видах своих интервенций практику можно представить как различные формы существования «конструктивной реальности», направленные на определенную жизненную систему, имеющую проблемы социального, ситуативного или индивидуального характера.

Таким образом, практика в социальной работе может выступать в следующих основных формах:

Психосоциальное лечение, психотерапия, семейное консультирование, семейное и групповое социальное лечение, групповая работа, общинные социальные акции и развивающие программы, административный процесс, социальное обслуживание, социальная помощь.

Специфика знания социальной работы.

Эклектизм – основа знания социальной работы. Гуманитарные дисциплины входят познавательными доминантами в континуум знаний социального работника.

Социальный работник должен знать различные социальные системы, такие как семья, группа, институты социального обеспечения.

Знания распределяются в следующей последовательности:

М. Сипорин в подходах к природе знания предлагает классификацию основных теорий, составляющих парадигму знания социальной работы:

- Теории личности

- Социальные теории групп, общества, институтов

- Теории социального обслуживания

- Теории практической социальной работы.

В теории социальной работы Фирсов М.В. подразделяет знания на:

- Профессиональные – теории социальной работы, технологии социальной работы

- Операциональные – дедуктивные и индуктивные пути познания

- Объективные – знания процесса социальной работы

- Субъективные – отражают текущий синхронический процесс помощи.

Функции социальной работы – это отдельные, относительно самостоятельные, но тесно связанные виды деятельности в целях получения определенного результата в области поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности.

Функции социальной работы имеют сложную интегративную природу. Существуют явные функции, то есть совпадающие с целями и задачами социальной работы и латентные, обнаруживающие себя лишь с течением времени. Различают две группы функций: функции социальной работы и функции специалиста по социальной работе.

К функциям социальной работы относятся:

Нравственно-гуманистическая функция социальной работы – обозначает проявление гуманного отношения человека к человеку, создает условия для достойной жизни личности, как главного субъекта общества.

Информационно-коммуникативная функция социальной работы - выявлять, собирать, обобщать и доводить до субъектов информацию о людях, нуждающихся в социальной помощи, о фактах, требующих вмешательства социальных служб.

Аффектно - коммуникативная функция социальной работы -регулирует уровень эмоциональной напряженности в обществе, социальные связи и отношения, влияет на ситуацию в микросоциуме, способствует волевой регуляции поведения, самоконтролю личности.

Аналитико - прогностическая функция социальной работы изучает тенденции социального напряжения в обществе, демографические ситуации, причины социального и семейного неблагополучия, программирует и прогнозирует процессы социального развития общества.

Регуляционно – профилактическая функция социальной работы предусматривает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические, педагогические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, регулирует поведение личности в обществе.

Социоинтегративная функция социальной работы - использует достижения различных областей, знания в решении проблем социальной сферы, выработку совместной комплексной программы самореализации личности.

Организационно - методическая функция социальной работы содействует созданию центров социальных услуг, социальных служб, изучает инновационные формы их работы, обобщает и распространяет опыт их деятельности, систематизирует информационные материалы, законодательные и иные правовые акты, организует их изучение среди населения.

Рекламно – пропагандистская – организует рекламу социальных услуг, пропагандирует в средствах массовой информации идеи социальной помощи и защиты человека, укрепления и поддержки семьи, воспитания детей и подростков, развития социальных традиций.

Функции специалиста по социальной работе - виды профессиональной деятельности, исполняемые социальным работником для достижения целей социальной работы

Диагностическая функция социального работника – ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, в условиях его жизни, выявляет позитивные и негативные стороны влияния, проблемы

Организаторская функция социального работника влияет на содержание досуга, помогает в трудоустройстве, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет взаимодействие клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями

Прогностическая функция социального работника обобщает опыт, участвует в программировании и прогнозировании процесса социального развития конкретного микросоциума, деятельность различных институтов, участвующих в социальной работе.

Предупредительно – терапевтическая функция социального работника учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы преодоления негативных влияний, организует оказание социотерапевтической помощи нуждающимся.

Организационно-коммуникативная функция социального работника способствует включению добровольных помощников, населения в социальную работу, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом.

Охранительная функция социального работника учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические механизмы преодоления негативных влияний, организует оказание помощи нуждающимся


Научное обоснование решения проблем социальной работы определяется эмпирическим, социологическим знанием, социологическими теориями, теоретико -методологическим, социологическим знанием. В 90 – г. появились публикации, которые отражали серьезную роль социологии в совершенствовании социальной работы. Основные направления влияния социологии на социальную работу:

- использование результатов изучения социологами социальной структуры общества, другим функциональных проблем социологического знания практической деятельности, организации труда учреждений социальной работы;

- применение данных в подготовке, переподготовке социальных работников;

- анализ самой социальной работы с точки зрения участия в ней разных групп социальных работников.

Социальная работа опирается на знания, социальные проекты, разрабатываемые в рамках социологии управления как отраслями социологической теории, опирающейся на различные социологические парадигмы (социология конфликта, этносоциология, системная социология и др.) .

По существу эта область социологического знания, является базой для развития тех моделей социальной работы, которые объединены так называемой структурной социальной работой, ориентированной на организацию социальной работы коллективными средствами. Это направление влияния социологии на социальную работу выражается в существовании различных социолого-ориентированных моделей и технологий, организации помощи нуждающимся социальным слоям.

Социология управления требует четкого определения субъекта социальной работы, социальной работы как специалиста, занимающегося определенную должность.

В рамках взаимодействия социологии и социальной работы существенную роль играет управление персоналом, что имеет прямое отношение к деятельности различных учреждений социальной работы. Взаимодействие осуществляется через социальное обеспечение деятельности специалистов по социальной работе, через самостоятельную политику государства. Существует взаимодействие социологии семьи с решением проблем социальной работы, с деятельностью социальных работников. Она помогает осуществить экспертизу семейного положения клиента, а также социального положения различных категорий семей.

Не менее значимое влияние на социальную работу оказывает социология труда – как отрасль социального знания и область социальной практики. Характеризует специфику положения и образа жизни различных профессиональных и должностных групп населения, характер их трудовой деятельности. Социология труда дает социальному работнику возможность понять специфику влияния на решение проблем клиента, его профессионально – трудовой сферы, характерных черт работников различного профиля, уровня их обеспеченности, как следствие труда на конкретном рабочем месте.

В 90 – х гг. большое практическое значение имеет социология духовной жизни, которая представляет данные об особенностях поведения, положения социальных ориентаций представителей разных социокультурных групп, общностей людей по различным ориентациям.

Большое влияние на социальную работу приобретает социология культуры. Учет культурного контекста бытия клиента, его пристрастий в мире культурных ценностей – важное условие эффективной помощи нуждающимся, особенно тем, кто переживает экзистенциальный кризис, рассогласование смысложизненных ориентаций и реального социального положения.

Особенно важное значение имеет социология социальной работы, она представляет характеристику особенностей деятельности различных групп социальных работников.

Специалисту по социальной работе необходим определенный уровень психологической грамотности для выполнения своих профессиональных обязанностей.

Во 1 –х социальный работник постоянно сотрудничает с психологами, психотерапевтами;

Во 2 – х, социальному работнику необходимо различать случаи психического заболевания;

В 3 – х, необходимо уметь оказывать первичную социальную поддержку нуждающимся людям, находящимся в депрессии.

В 4 – х, постоянно общаясь с людьми, имеющими психические проблемы, он должен владеть принципами правильного общения с ними.

В 5 – х, уметь самому психологически сохранять свое здоровье.

Одна из главных целей в психологии и социальной работе состоит в создании условий для проявления жизненных сил и социальной субъективности, в оказании помощи человеку, желающему измениться, решить свои проблемы самостоятельно. Значимость психологических знаний для социальной работы усиливается в связи с необходимостью организации работ превентивного характера с лицами, склонными к частым «кризисным психическим состояниями».

Эти группы нуждаются в социальной и психологической поддержки, выраженной в разных формах:

- материальной помощи;

- получении профессии;

- обеспечении социально-психологической адаптации к новым условиям.

Особой психологической компетенции требует деятельность с так называемыми перемещенным населением.

Для практики социальной работы важное значение имеет знание:

- психодиагностики;

- психологическое консультирование;

- использование методик психологического взаимодействия с клиентом.

Психодиагностика – отрасль психологического знания, связанная с постановкой диагноза. Она теоретическая дисциплина и сфера деятельности практического психолога. Как теоретическая дисциплина, она исследует общие стратегические и практические проблемы (выбор индикаторов, надежность и валидность инструментария и диагностических умозаключений, общие правила диагностики и т.д.).

Практическая психодиагностика включает свод правил применения психодинамических инструментов, основанных на свойствах измеряемых переменных, этических и профессиональных нормах. Современная психодиагностика все шире используется в таким областях социальной практики как расстановка кадров, профотбор и профориентация; прогнозирование социального поведения. Метод психодиагностики – наблюдение за поведением клиента (мимикой, пантомимикой, позой, движениями) в реальных условиях его жизни (семье, группе).

Результаты наблюдения следует анализировать по специальной схеме. Существуют методики: тесты, вопросники, проективные процедуры. Получая информацию социальный работник направляет клиента к психологу.

Психологическое консультирование – это оказание помощи психически здоровым людям для достижения каких – либо целей, более эффективной организации поведения. Социальный работник помочь личности:

- посмотреть на себя со стороны;

- изменить установки отношения к окружающим и т.д.

Основная цель психологического консультирования помочь личности жить в условиях психологического комфорта, чтобы любить и радовать (З.Фрейд). В социальной работе используются часто различные психологические способы такие как психодраммы и музыка как средства психологического воздействия.

Психодрамма – это метод, помогающий решить здоровой личности свои проблемы. В психодрамме разработано много техник, которые широко используются в главной терапии, трансактивном анализе и д.р.Это техники: замена ролей, дублирование, зеркальное отражение, «статуя», «судилище».

Музыка воздействует на психику, самочувствие человека, его психическую активность. Эмоциональное воздействие музыки на человека не зависит от профессии, образования, менталитета, национальности. музыка невербальным образом отражает определенные жизненные моменты, усиливает их эмоциональное восприятие.

Американская модель использования музыки оказания усиливающегося и возбуждающегося эффекта.

Шведская модель – музыка выполняет реактивную, познавательную, коммуникативную и др. функции.

Музыку следует использовать в следующих случаях:

- образование и коррекция межличностных отношений;

- активизация самосознания личности средствами самовыражения.

Истоки жизненных теорий в социальной работе восходят к З. Фрейду, который описал бессознательное в психике человека и его влияние на поведение личности.

Сознание, подсозние, бессознательное – три уровня психического. Развивая эту мысль, К. Юнг, описал коллективное бессознательное – то, что накоплено человеком и передается из поколения к поколению.

Архетипы – это образования, существующие уже при рождении ребенка и они направляют психику.

Важной особенностью психоаналитической концепции являются конституирование ведущей роли бессознательного. Отсюда – путь помощи добиться осознания проблем, истоки которого кроются в детстве.

Гуманистическое направление в психологии возникло в 60 – гг. К. Роджерс, А. Маслоу (гуманистический подход), В. Франкл (экзистенциальный подход), Ф. Перлс (гелштальт - традиции).

Сущность гуманистической психологии – акцентированный на личности подход, в котором личность является контролирующим центром для принятия решения. Ядро человека – конструктивно и если у него выбор, он всегда выбирает позитивный путь. Решающую роль в жизни человека играют представления о самом себе Я – концепция. К. Рождерс выделил три условия личностного роста:

- подлинность (искренность);

- безусловное принятие другого человека;

- способность к эмпатии (сопереживание);

А. Маслоу – главное у самоактуализирующейся личности – не отсутствие проблем, а умение находить выход и способы их решения.

В. Франкл представитель экзистенциальной психологии.

Важной стратегией личности является обретение смысла своего существования – если не обретает смысл – то она испытывает фрустрацию (экзистенциальный вакуум). Решение проблем обретения смысла жизни называется логотерапией.

Для решения проблем социальной работы необходимы междисциплинарные знания. Функцию интегрирования синтеза знаний о человеке выполняет философия социальной работы.

Помимо всех знаний в общем – социологии, психологии, права, в фундамент образовательной программы должен входить глобальный философский уровень, связанный с жизненной, экзистенциальной онтологией человека. Именно философия пытается прояснить основы человеческого бытия как тотальности.

Методологические предпосылки во многом формируются в русле феноменологии и философии экзистенционализма. Именно философия, начиная с неклассической пытается преодолеть изъян абстрактного человека и ввести его в конкретный культурно – исторический контекст, систему нравственных ценностей.

Предмет философии социальной работы в итоге может быть очерчен как предельные, пограничные смыслы, основания жизни, нравственности, культуры человека, общие принципы гуманитарной стратегии спасения.

Концептуальный аппарат философии социальной работы содержит универсальные категории культуры и форм мышления: человек, культура, социум, социальное действие, свобода и конфликт, время, жизненный путь, смерть, ситуация, риск, маргинальность, субъект, объект, образ жизни, коммуникация.

Общие принципы концепции – это гуманизм как стратегия социальной политики и социального действия, социальная экология человека и жизненной сферы, темпорализм деятельности социального работника.

Философия социальной работы оказывается системой философских идей о страдающем человеке и его жизненном мире.

Одно из главных приобретений современной духовной культуры – положение о том, что человек имманентен, а не транцестентен миру. Субкультуры социальных групп выступают системой смыслов, средством выражения образа жизни и механизмом адаптации к доминантной культуре. Глубинные нравственные принципы, общечеловеческие правила поведения и матрицы культуры являются бесспорным регулятором социализации личности и экзистенциальным каналом трансляции культурной парадигмы.

Идея времени в культурно – историческом эволюции – это сложное теоретическое образование, структурирующее деятельность, культуру,, образ жизни и картину мира. Для построения философской антологии феномен социальной работы должен вписываться в концепцию понимания времени в социуме и культуре. Время выступает как форма индивидуального бытия, конституирующая внутренний мир личности.

Без переживания темпоральности сознания как единственно данного человеку актуального времени невозможно целенаправленная психическая деятельность. В процессах дезорганизации психики человека выявлено ослабление или исчезновение его собственного времени. Концепция уникальности судьбы и духовной ситуации подлинного человека оказывается важнейшим компонентом философии социальной работы. Чем выше социализация, чем выше рефлексия социальной практики, тем усиление «освоение» времени каждого возрастного этапа человека, в котором интегрированы социальные, психологические, биологические формы времени. Актуальной для философии социальной работы оказывается гуманистическая концепция В. И. Вернадского о ноосфере как царстве планетарного разума, связанного с временем биосферы, геологическим временем космоса, вселенной.

Философия 20 века пытается преодолеть исторически и темпоральный контекст. Постепенно возрастает содержательная наполненность времени в зависимости от типа деятельности и образа жизни.

Переход к новому стилю деятельности человек должен осуществлять без стрессов. Задача социума – воспитание определенной культуры времени человека, его подготовленности как субъекта времени социума. Философия социальной работы ставит проблему личностной регуляции в масштабе жизненного пути, который включает возрастные этапы: детство, юношество, молодость, зрелость, старость. Все эти критические точки могут стать точками риска. Современная идея времени не отчуждается от человека, а прямо связана с типом поведения.

Жизненный хронотоп индивида сливается с темпоральностью возраста, оказывается зависимым от жизненного времени нации, времени культуры.

Воздействие общества на человека многосторонне и всепроникающее. Через наблюдение, подражание, идентификацию ребенок обладает языком, приобретает полоролевой статус. Сбои чреваты негативными последствиями. Неудовлетворенное овладение социально – культурными знаниями и навыками может обусловить неэффективное функционирование индивида в обществе, рассогласование между предписанной социальной ролью и той, которую индивид принимает для себя. Вопрос о пределах воздействия общества на формирования индивида решается неоднозначно: во-первых, конформизм проявляет каждый; во-вторых, максимальный конформизм не продуктивен, а минимальный ведет к конфликтам, деструктивизму; в – третьих, уровень соответствия личностных качеств индивидов и их поведенческих особенностей ожиданиям и требованиям общества меняется на протяжении человеческой жизни. Таким образом, философия дает правильный масштаб его размышлениям и суждениям, предоставляет логический инструментарий для правильной оценки мира и места человека в нем


Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:824

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.