Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Методы теории социальной работы

Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Сознательное применение научно-обоснованных методов является существенным условием для получения новых знаний.

Существуют специальные методы: философские, общенаучные, междисциплинарные и частные методы. Основаниями для классификации служат различные объекты и предметы наук.

В теории социальной работы существуют теоретические, эмпирические, метод социальных биографий, социальная диагностика, социальное проектирование и прогнозирование и т.д.

Теоретические методы:

Абстрагирование – это сторона познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов. Процесс абстрагирования является необходимым условием образования самых разных понятий. Расчленение предмета и выделение в нем существенных сторон, всесторонний анализ их в «чистом» виде – это результат абстрагирующей деятельности.

Идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторый абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Идеализированные объекты являются предельными случаями тех или иных реальных объектов и служат средством их научного анализа.

Формализация – уточнение содержания познания, с изучаемыми объектами сопоставляются некоторые материальные конструкции.

Аксиома – принятое положение, из которого выводится все предложения теории.

Аксиоматизация – это метод построения научного знания. Она осуществляется после того, как содержательно теория уже в достаточной мере построена и служит целям более точного ее представления.

Абстрактное и конкретное.

Абстрактное – сторона, часть целого, простое, неразвитое.

Конкретное – многостороннее сложное, развитое, целостное.

Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является восхождение от абстрактного к конкретному, которая есть всеобщая форма развертывания научного знания, систематического отображения объекта в понятиях.

Историческое и логическое – философские категории, которые раскрывают соотношение между логическим развитием мысли и реальной историей предмета.

Историческое выражает структурные и функциональные процессы возникновения и формирования объекта.

Логическое – те соотношения, законы, связи и взаимодействия его сторон, которые существуют в развитом состоянии объекта.

Историческое относится к Логическому как процесс развития к его результату.

Анализ и синтез (разложение и соединение).

Разложение целого на составные части позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру. Одной из форм анализа является классификация предметов и явлений. Цель Анализа – познание частей как элементов сложного целого.

Синтез есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа.

Индукция и дедукция – один из типов умозаключения, которая обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям.

В качестве метода исследования Индукция понимается как путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям (выведение).

Дедукция – один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. Под Дедукцией понимается любой вывод вообще, в более специфическом и наиболее употребительном смысле – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений на основе законов логики.

Моделирование (образец) – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения (модель).

Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, дорого, затруднительно.

Методы эмпирического исследования:

В эмпирическом социальном исследовании предметом анализа выступают:

- действия людей и социальных общностей

- продукты человеческой деятельности

- отражение социальной реальности в сознании людей, т.е. в их мнениях, оценках, суждениях.

Наблюдение – метод первичной социальной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий и условий, подвергающихся контролю и проверке.

В зависимости от характера наблюдение делится на:

- контролируемое и неконтролируемое,

- включенное (социальный работник находится в группе) и не включенное,

- полевое (наблюдение в группе в естественной обстановке) и лабораторное (наблюдение в искуственнойй обстановке)

- случайное и систематическое

Достоинства: исследователь не зависит от объекта и может собирать факты

Недостатки: элементы субъективности, невозможно повторить.

Опрос:

- письменные (анкеты)

- устные (интервью)

- очные (личные)

- заочные (по телевидению, телефоны)

- экспертные

- массовые

- выборочные

- сплошные

Этапы организации опроса:

I. Устное или письменное обращение к респондентам с вопросами.

II. Регистрация и статистическая обработка полученной информации.

В качестве метода исследования опрос применяется при отсутствии необходимых документальных источников информации. Чаще всего предметом изучения являются элементы общественного сознания, потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности.

Часть сведений может быть искажена.

Интервью – стандартизированное, регламентировано специальными вопросами с элементами шкалирования и инструкцией к интервью

При открытом интервью опрашиваемым предложена общая тема беседы.

В нормативном интервью устанавливается максимальная доверительность в общении клиент рассказывает, а социальный работник стимулирует междометиями)

Анкета – получение информации путем ответов на вопросы (письменные). Преимущество – анонимность.

Эксперимент – исследователь, изучая явление, произвольно изменяет условия. В основном эксперимент осуществляется в лабораторных условиях.

Анализ документов – позволяет получить фактографические данные о социальном положении, уровне материальных доходов.

Полученная информация носит объективный характер.

Ограничение качества информации.

- учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной

- часть информации устаревает

- большинство данных не содержит информации о сознании граждан.

Сами документы подразделяются на:

- личные – безличные

- официальные – неофициальные

- первичные – вторичные (описывающие)

Существует 2 метода анализа документов:

1) Неформализованный (традиционный),

2) Формализованный (контент-анализ).

Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска, определении в содержании документов смысловой единицы. Объектом контент-анализа может быть содержание газет, телевидения, радио передач, социальных интервью, «требуется», «ищу работу».

Экспертные методы:

Методы экстраполяции (трендовые модели), моделирование.

Моделирование – специфическое многофункциональное исследование. Его главная задача – создать модель. В качестве проблемных моделей – уровень жизни пенсионеров (в ближайшие 5-10 лет), здоровье населения в условиях экономической опасности.

Л.Г. Гуслякова, Е.И. Холостова в качестве метода «преимущественно» теории социальной работы выделяют метод написания «социальных биографий».

Биографический метод (или метод изучения личных документов) позволяет исследовать субъективные стороны общественной жизни. Данный метод фиксирует личные отношения человека к тем социальным процессам, социально-психологическим ситуациям, в которые он был включен (опосредовано или непосредственно).

Использование метода «социальных биографий» обусловлено тем, что в одни и те же периоды жизни (как в онтогенезе, так и филогенезе) перед всеми членами любой социальной группы возникают одни и те же проблемы. В какой-то степени это связано со скрытыми культурными нормами и моделями, управляющими «стихийными» рассказами индивидов о своей жизни. Причем, Бургос М, отмечает, что автобиагрофический подход способен предоставить такую информацию о внутреннем мире человека, которую нельзя получить с помощью других методов.

Социальная диагностика предполагает получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы, его функциональности или дисфункциональности, т.е. о том, соответствует ли его деятельность своему предназначению или нет. Социальная диагностика состоит из нескольких этапов:

- начальным этапом ее всегда является жалоба клиента или его близких, т.е. появление социальной проблемы;

- - следующий этап диагностического процесса – сбор и анализ данных о социальной ситуации;

- - постановка социального диагноза.

Социальная диагностика относится к наиболее общим комплексным социальным методикам, использующимся на всех этапах социальной работы и социального обслуживания. Психология, социальная психология, прикладная социология располагают целым арсеналом методик, которые позволяют получить соответствующую информацию об индивиде и его социальной ситуации. Конечно, эти методики во многом различаются: для применения некоторых из них недостаточно той профессиональной подготовки, которую получает специалист по социальной работе, - требуется специальное обучение; другие методики предусмотрены требованиями государственного профессионального стандарта обучения специалиста по социальной работе. Ряд методик требует наличия компьютерной техники для сбора и обработки информации. Специалисты по-разному оценивают валидность имеющихся методик и их эффективность. Возможно, выбор инструментария обуславливается не только ситуацией клиента, имеющимися организационными и техническими возможностями, но и личными пристрастиями и умениями социального работника.

Важное значение имеет также привлечение к социальной диагностике специалистов смежных областей деятельности.

Социальное прогнозирование. Разработка прогноза – специальное научное исследование конкретных перспектив развития социального явления. Цель прогнозирования не только предвидеть те или иные явления будущего, а способствовать более эффективному воздействию на них в нужном направлении.

В настоящее время насчитывается около 150 различных методов и процедур прогнозирования. Их разделяют на три основные группы:

1. общенаучные,

2. интернаучные,

3. частнонаучные.

К общенаучным методам относятся: экстрополяция, интерполяция, аналогия, гипотеза.

Интернаучными являются мозговая атака, метод Дельфи, а также утопия и фантастика.

Частнонаучные методы – это прогнозы скорости добегания волны, срыву лавин, тестам и т.д.

Социальное прогнозирование тесно связано с инновационной деятельностью, так как представляет собой приемы, направленные на технологическое обеспечение реализации инициатив, которые вызывают качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводят к рациональному использованию прогностических знаний, материальных и других ресурсов общества.

Социальное проектирование позволяет сформулировать исходные цели, проанализировать современное положение дел и данные, полученные на основе экспертных заключений и поисковых прогнозов, выявить варианты решения задач и оценить их соответствие с критериями непротиворечивости, совместимости с программами других продуцентов социальных программ, комплексностии, интегративности, ресурсной доступности.

Алгоритмы разрешения социальных проблем не могут разрабатываться без учета и соблюдения основных принципов прогнозного проектирования:

- принцип научного обоснования нормативной модели решения;

- принцип социальной целесообразности и целеобусловленности, предполагающий соответствие ожидаемых эффектов нормативным (ценностным) целям общественного развития;

- принцип социально-воспроизводственной ценности и соответствия проектируемых перемен физиологической, психической и социальной природе человека;

- принцип комплексности, интегративности, сопоставления различных видов моделей;

- принцип реалистичности и реализуемости, предполагающий не только адекватное выдвижение целей, но и опору на действительные, поддающиеся учету социальные ресурсы.

Процесс проектирование состоит из следующих этапов: постановка цели; оценка текущего состояния объекта социального трансформирования; определение потенциального развития социального объекта; разработка программы решения социальных проблем; контроль за реализацией программы и ее контроль.


Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1200

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.