Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Объект, предмет, категории, принципы и закономерности социальной работы

 

Для любой науки проблемы методологии являются актуальными. В философском энциклопедическом словаре методология определяется как «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе».

Общий ход развития научного знания в современном обществе (как обшествознания, так и человекознания), для которого характерна все большая гуманизация, выявляет особые объективные требования к наукам, изучающим проблемы общества и человека. Причем, все чаще перед представителями таких наук, как социология, психология, социальная психология, встают общие проблемы, связанные с индивидом, группой, обществом, механизмами их взаимодействия, которые не могут быть решены только их усилиями.

Становление методологических, основ теории социальной работы не только в России, но и во всем мире идет в услових постоянных дискуссий. И одним из наиболее активно обсуждаемых является вопрос о предмете социальной работы и статусе социальной работы как деятельности и учебной дисциплины, ее месте в системе социальных наук. Методологически это задает основания для исследований специфики и структурирования теории социальной работы. Причем, следует отметить, что место социальной работы в системе наук определяется ее предметом, теми связями, которые складываются между ней и другими науками. В этом социальная работа в своем становлении как бы повторяет путь таких наук, как социология и социальная психология, что можно было наблюдать во второй половине XIX - первой половине XX века.

Сегодня можно констатировать тот факт, что пока нет общепринятой нормы построения и изложения социальной работы. Обусловлено это тем, что в настоящее время характер социальной работы, ее строение, основные понятия рассматриваются по-разному как представителями различных теоретических школ, так и практиками.

В связи с этим важным представляется, прежде всего, определение предмета социальной работы. Обусловлено это тем, что положение социальной работы как самостоятельной науки будет доказано, если будет определена область явлений, изучаемых преимущественно ею, доказано, что эта область никакими другими науками не изучается, будет определено ее место в системе социальных наук,

В настоящее время общепринятым является понимание предмета любой науки как результата выбора объективно существующего процесса (явления) с целью изучения его под оделенным углом зрения. Существуют известные различия предмета и объекта науки. Объект науки - это реально существующая действительность (природная и социальная). Когда у общества появляется потребность в изучении того или иного материального объекта, он освещается под вполне очевидным углом зрения, который и характеризуется в качестве предмета науки. Каждый объект имеет много сторон и свойств, которые могут стать предметом самостоятельного изучения, т.е. выступить предметом какой-то науки.

Например, такой объект изучения, как человек, может рассматриваться с разных точек зрения. Б.А.Ананьев в своей работе «О проблемах современного человекознания» приводит весьма показательную широко известную схему классификации основных проблем и наук о Homo sapiens. Она свидетельcтвует о большом разнообразии предметов анализа разными науками такого объекта изучения, как человек.

На данном этапе развития научного знания самостоятельной наукой признается та область научного знания, которая имеет свой предмет исследования, а также специфику используемых ею методов научного анализа. Определение предмета науки зависит от многих факторов и, прежде всего, от уровня достигнутых в этой области знаний, развития социальной практики, которые выдвигают перед учеными определенные задачи.

В случае определения предмета и объекта социальной работы - это значит выделить тот уровень анализа и характер фактов (явлений, процессов), которые ею изучаются. Далее важным представляется ответить на следующие два вопроса: 1) является ли необходимым изучение этого круга фактов, явлений, процессов и 2) не изучаются ли они другими науками? В отечественной литературе делаются только первые шаги б направлении исследования объекта теории социальной работы. Многие ученые считают, что каждая конкретная наука изучает не весь объект в целом, а лишь определенную его область, свой «срез», где проявляются свойства, связи, отношения закономерности определенного типа.

В связи с многогранностью и по существу неисчерпаемостью исследуемого объекта в настоящее время в нем можно выделить целый ряд направлений:

I Индивидуальные, семейные, организационные проблемы.

Начиная с индивида, включая его слабое физическое здоровье и беспомощность, жестокость, угнетение, внешнюю непривлекательность (одиночество, социальная изоляция), и заканчивая различными организационными проблемами (рост бедных и неимущих, беженцев, бездомных).

П. Социально-экологические проблемы: охрана окружающей среды, загрязнение крупных промышленных центров, экологические катастрофы.

Ш. Социально-экономические проблемы.

Резкое падение доходов населения, недостатки в образовании, медицинской помощи и социальном обеспечении, соци­ально-культурной инфраструктуре.

IV. Проблемы социальной стратификации. Социальное расслоение, неравенство в обществе, ведущее к разделению общества на «высшие» и «низшие» классы и страты, экономической эксплуатации, технократической манипуляции.

V. Проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей: аспекты девиантного поведения, социальных отклонений; наркомании, алкоголя, социальной ане­мии и т.д.

VI. Проблемы символизации и моделирования мира и людей в нем.

Они могут выражаться в неадекватных образах, недостатке чести и морали, невысоком самоуважении, недостижимых жизненных целях, а отсюда - в отчуждении, социальных предрассудках, в античеловеческих ценностях.

VII. Проблемы коммуникации, информационного обеспечения или эпистолярно-эмоциональные, а также проблемы нормативных оценок и познавательных способностей.

VIII. Проблемы структур власти; от них, их действия, программ зависит социальная напряженность и стабильность в обществе, от их режима - тотальности, демократии или авторитарности - зависит социальная активность населения.

На первом этапе разработки методологических проблем социальной работы такой общий подход к трактовке объекта теории социальной работы вполне допустим. Но в то же время необходимо отметить, что разные типы связей и взаимодействий являются объектом исследования различных наук. Например, разные формы взаимодействий индивидов, групп, а также индивидов и групп изучаются такими науками, как социология, психология, социальная психология и т.д. Связи в виде реализации этических и правовых норм, т.е. регулирование существующих социальных отношений, изучаются такими науками, как право и этика. Однако существует такой тип связей, которые предусматривают изменения всех их «участников» в целом.

В современном обществе развитие научного знания и общества в целом обусловливает потребность в целенаправленном и систематическом изучении, в частности, таких научных проблем, как изменение жизненных циклов, защитных форм и механизмов жизнеосуществления индивидов и групп. Социальная работа как наука изучает механизмы жизнедеятельности человека и его выживания в новых экономических условиях, а также характер сопряженности жизненных сил индивида, группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях. При этом, конечно, может возникнуть вопрос: а надо ли эту область явлений и процессов выделять как самостоятельную и ставить вопрос о существовании особой теории и самостоятельной научной дисциплины?

Но если в реальной действительности имеется целый ряд связей, которые фиксируют области фактов, явлений, процессов, не изучаемых другими социальными науками, то возникает необходимость их изучения. Этот тип связей не тождественен тем, которые изучаются другими социальными науками, и не охватывается ими. Но в то же время при анализе общего хода развития общества особое внимание исследователей обращается на разностороннее проявление сущности каждой из сторон этих связей, оптимизацию этих связей в контексте проблем жизнеосуществления каждого социального субъекта, что и изучает социальная работа. К данному типу связей относятся, например, такие связи и взаимодействия, как призрение нуждающихся, социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация, социальная коррекция, социальная защита.

Итак, объектом исследования социальной работы, является процесс связей, взаимодействий, взаимовлияний механизмов, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей, способствующих реализации их жизненных сил и социальной субъектности, а также характер сопряженности жизненных сил индивида и группы и средств обеспечения их реализации в разных соци­альных ситуациях.

Термин «объект» применяется при анализе конкретной двусторонней связи, описывающей единичное отношение познания и деятельности. В конкретном отношении сторона, осуществляющая познание или деятельность называется субъектом; сторона, на которую направлено познание или деятельность, называется объектом.

Субъект-объектные отношения подвижны. Могут быть субъект-субъектные отношения.

Лицо, которому предоставляется помощь, в теории социальной работы называется клиент

Помощь клиентам оказывается исходя из прав и свобод личности.

Экономические, социальные, культурные права человека трактуются как законодательное закрепление основных свобод и условий жизни человека.

Права человека всеобщи. Они должны осуществляться без дискриминации.

Права человека прирожденны. Индивиды получают их как только появились на свет.

Права человека неотъемлемы. Никто не может отнять у индивида права и ни у кого они не могут быть отняты.

Права человека целостны. Ущемление одного какого-либо права или пренебрежение им может привести к нарушению возможности пользоваться другими правами.

Социальная работа является социальным механизмом, который переводит потенциально провозглашенные права в актуально реализуемые. Социальный работник может выявить наличие трудной жизненной ситуации, помочь клиенту обратиться к источникам социальных ресурсов.

Сущность социальной работы состоит в компенсации тех или иных социальных ущербов, выравнивании индивидов пользоваться правами.

Социальная работа – это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.

Содержание социальной работы можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения социально, культурного, материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье и группе.

Рассматривая далее различные подходы к определению специфики предмета социальной работы, можно заметить, что авторы (порой неосознанно) фиксируют различные аспекты »тих связей. Но во многих тачках зрения чаще всего до сих пор отсутствует системно-интегративный подход.

В середине 70-х годов XX столетия в Швеции была сделана попытка определить социальную работу как единство структурной и психосоциальной деятельности, в которой общественная организация и совершенствование форм общения признаются одинаково важными для обеспечения решения личных проблем клиента. Но, как подчеркивают Г.Бернер и Л.Юнссон, до сих пор понятие социальной работы в Швеции остается «размытым», так как чаще всего речь идет лишь о подходе к организации психосоциальной работы.

Они считают, что социальная работа - одна из форм деятельности, направленная на достижение индивидуальных или общественных изменений, подчеркивая при этом, что в Швеции различаются два направления (или две части содержания) социальной работы - психосоциальное и структурное.

Шведские авторы отмечают, что целью психосоциальной работы является позитивное развитие общественных условий жизни и личные ситуации людей.

Так, S.Hessle полагает, что психосоциальная работа - это определение мотивов взаимодействия между индивидом и его окружением, ее главная цель - усиление сопротивляемости индивида требованиям социальной среды, а также позитивные изменения, происходящие внутри самого индивида. Другой шведский ученый I.Sanoll подчеркивает, что социальная работа направлена на достижение значимых изменений, а психосоциальная работа является ее составной частью.

Интересный подход к предмету социальной работы и в целом к ее статусу как науки и как профессии предлагает профессор университета г.Калгари Р.Рамзей. Так, он подчеркивает, что «социальные работники обычно ограничивали свои поиски общей концептуальной объединяющей модели привычными одно или двухмерными системами координат. До не-давнего времени практически отсутствовало понимание того, что объединяющая структура не может существовать в старых системах отсчета и что следует искать новые системы координат. Есть основания полагать, что структура общей глобальной концепции социальной работы заложена в форме универсальной константы, находящейся в четырехмерной системе координат».

Развивая свои идеи, Р.Рамзей предлагает схему целостной глобальной модели социальной работы, основу которой составляет несколько элементов:

1. Парадигма социальной работы.

2. Домен (сфера) практики.

3. Метод.

4. Путь.

5. Домен (сфера) социального работника.

Он считает, что «социальным работникам во всем мире брошен очень серьезный вызов - отказаться от долговременной приверженности к очертаниям линейного картезианско-ньютоновского мировоззрения («порядок из беспорядка») и перейти к новой четырехмерной модели профессии, добавив к Прежним параметрам фактор времени».

Потребность в развитии методологии социальной работы вызвана во многом и необходимостью преодоления узкоспециализированного изучения проблем, связанных с социальной коррекцией и реабилитацией личности, а также интеграцией фрагментарных, недостаточно увязанных между собой общих представлений о благосостоянии и социальных гарантиях, социальной помощи и милосердии в общую теорию.

Принимая во внимание современное состояние разработки вопроса о предмете социальной работы, определить его можно следующим образом.

Предмет теории социальной работы как науки составляет совокупность специфических свойств, отношений, закономерностей, тенденций по защите прав и свобод граждан в обществе и их развитие под влиянием социально – политических, экономических, духовно – нравственных, психолого- педагогических факторов.

Содержание любой науки как самостоятельной области социального знания обусловливает, в главном, ее предмет. Социальная работа в этом смысле не является исключением. Но следует иметь в виду, что по мере углубления понимания предмета, раскрытия все новых и новых его сторон происхо­дит и изменение представлений о содержании важнейших раз­делов данной науки.

Основу содержания любой науки составляют базовые кате­гории («несущие» понятия, которые и определяют ее предмет), принципы и закономерности. Вопрос о категориях социальных наук является непростым, так как социальные явления и процессы, отражаемые ими, весьма изменчивы, очень тесно переплетаются друг с другом, многообразны, по-разному интерпретируются, что и обусловливает относительность границ между этими категориями, полипарадигмальность социальных наук. Кроме того, имеет место относительность границ между ними.

Вопрос о категориях социальных наук очень сложен, так как социальные явления и процессы весьма изменчивы и тесно переплетаются друг с другом.

В связи с междисциплинарным характером социальной работы принято говорить о трех группах категорий:

Неспецифические категории в теории социальной работы - это категории, которые изучаются другими науками, но также и используются в социальной работе: социализация, социальная субъектность.

Социализация – процесс вхождения индивида в социальную среду, его овладение умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качестве личности. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных положений.

Социальная субъектность – социальная активность личности, при которой он может проявлять инициативу и самостоятельность, принимать и реализовывать решения, оценивать последствия своего поведения, самоизменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности.

Специфические категории, относящиеся прежде всего к категориям социальной работы, но использующиеся и другими науками: социальная идентификация работа, социальная реабилитация.

Социальная идентификация – процесс самоотождествления индивида с родом человеческим, обществом, социальной группой, другим человеком. В социологии – один из этапов и механизмов социализации личности.

Социальная реабилитация – понятие, используемое для обозначения процесса восстановления прежних прав, а также для обозначения различных мер возращения больных и людей с ограниченными возможностями к полезному труду.

Собственно категории социальной работы, изучаемые исключительно социальной работой: социальные службы, социальные услуги, трудная жизненная ситуация, клиент социальных служб, социальная ресоциализация.

Социальные службы – взаимодействие государственных и негосударственных структур, направленных на решение социальных проблем и имеющих в своем составе специфические виды работ: правовая, психологическая и т. д.

Социальные услуги – деятельность социальных служб по удовлетворению потребностей и интересов клиентов и созданию для них комфортных условий жизни.

Трудная жизненная ситуация – ситуация, которая переживается клиентом как лично для него трудная и объективно нарушающая привычный порядок жизни человека и условия личностного роста (безработица, болезнь, распад семьи, конфликты детей и родителей и т.д.).

Клиент социальной службы – любой индивид или группа людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и добровольно обратившихся в социальные службы за помощью.

Социальная реабилитация (реадаптация) – совместная деятельность учреждений социальной службы и государственных органов по возвращению личности к нормальной жизни в обществе после того, как эти отношения были нарушены.

Важным аспектом теории социальной работы является рассмотрение ее принципов.

Принципы – это структурные элементы логических форм научной теории.

В социальной работе выделяют следующие группы принципов:

Общефилософские принципы:

- принцип детерминизма

- принцип отражения

- принцип развития

- принцип единства сознания и деятельности

- принцип историзма

- принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды. Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства.

К основным принципам этой группы можно отнести:

- единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы

- демократизм ее содержания и методов

- учет конкретных условий при выборе содержания, форм и методов социальной работы

- законность и справедливость деятельности социального работника

Среди организационных принципов следует особо выделить:

- социально-технологическая компетентность кадров

- принцип контроля и проверки исполнения

- принцип единства прав и обязанностей

Психолого-педагогические принципы:

- комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними

- целенаправленность и адресность социальной работы

- принцип универсальности – исключить дискриминацию

- принцип охраны социальных прав(сколько хочешь иметь денег, столько и имей)

- принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам.

- принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения социальных проблем

- принцип клиентоцентризмаозначает признание приоритета прав клиента во всех случаях кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей

- принцип опоры на собственные силы

- принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению

- принцип конфиденциальности– информация не должна быть разглашена

- принцип толерантностиобусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Социальный работник не может сортировать клиентов на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных».

Обоснование и раскрытие этих принципов представляет также самостоятельную проблему специального научного исследования.

Следующим важным компонентом социальной работы как науки являются закономерности. Одни авторы считают, что «закономерности социальной работы являются формой концентрации знаний предмета и занимают центральное место в структуре науки. Они выражают прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в социальной работе»; другие предлагают закономерности социальной работы разделить на две группы: первая - закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы и вторая - существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности и их диалектика.

Содержание первой группы закономерностей определяется тем,что социальная работа - это специфический вид деятельности организаций и должностных лиц по социальной защите населения, по проведению протекающих в обществе процессов посредством своих воздействий в соответствии с интересами и потребностями людей, требованиями конкретной обстановки, природой социального субъекта.

Закономерности второй группы формируют характер взаимодействия субъекта и объекта социальной работы, связи между ними, способность этих связей обеспечить эффективное достижение целей социальной защиты. К ним относится целостность воздействия субъекта на объект; реализация общих интересов через особые; соответствие носителей и выразителей интересов объекта социальной работы.

Второй подход к выделению закономерностей социальной работы является более обоснованным, но в то жевремя он охватил лишь несколько сторон объекта теории социальной работы. Поэтому, совокупность закономерностей могут быть самыми различными, исходя из оснований для типологии:

во-первых, о таком основании для классификации, как клиент социальной работы (клиентом может быть и индивид, и группа, и общество). В этом случае можно говорить, например, о закономерностях сохранения и реабилитации социального здоровья субъекта (на уровне индивида, группы, общества);

во-вторых, основанием для классификации могут быть механизмы воздействия среды обитания на клиента социальной работы. В связи с этим можно говорить о закономерностях формирования социально-педагогического воздействия общины на индивида;

в-третьих, основанием может являться характер взаимодействия общества и личности. В данном случае, можно, например, говорить о закономерностях формирования и потребления социальных услуг.

Дальнейшее рассмотрение оснований для классификации закономерностей социальной работы требует не только теоретического обоснования, но и экспериментального подтверждения . Но уже на этом этапе исследования данной проблемы можно отметить, что закономерности социальной работы имеют свою специфичность, тесно переплетаются с общесоциологическими и общепсихологическими законами.

 


Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1606

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.