Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Становление теории социальной работы как науки

 

Время становления теоретических основ социальной работы – конец XIX – нач. XX вв. Среди причин, которые активизировали этот процесс можно выделить две группы.

Социально-экономические причины связаны с процессами развития капиталистических отношений и их влиянии на социальную сферу:

1. Изменения в характере общественного производства (повышения роли ответственности человека в производстве, наличие больших коллективов трудящихся, включение женщин и детей в производство) привлекли особое внимание к личности рабочего и условиям его жизни.

2. Массовая урбанизация, сопровождающаяся миграциями, изменяла коренным образом стереотипы жизнедеятельности больших масс людей и обострила проблемы адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям.

3. Существующая социальная ситуация на производстве сопровождалась углублением социальных конфликтов (борьба трудящихся за свои права) и как следствие ростом революционных настроений.

4. Формирование глобальных проблем человечества (экологических, демографических, опасность самоуничтожения и др.).

5. Рост образованности, информированности населения, усложнения структуры жизнедеятельности человека.

В условиях массового «девиантно-революционного поведения» (П.А. Сорокин) актуальным становится поиск механизмов социального маневрирования через принятие социального законодательства и формирование теоретически обоснованной социальной политики.

Собственно-научные причины связаны с процессами саморазвития теоретического знания в это время. Эволюция теории социальной работы определяется, с одной стороны – процессами дифференциации, свойственными науке на рубеже XIX и XX вв.: в этот период психология, социология, психотерапия оформляются как самостоятельные научные отрасли, в философии актуализируются социальные проблемы, усложняется педагогическое знание (в нем появляется теория воспитания, социальная педагогика и т. д.). С другой стороны в это время формируется комплекс проблем, которые невозможно объяснить и проанализировать в рамках какой-то одной существующей научной дисциплины: например, социальная помощь мигрантам и т. п. Все это способствует выделению самостоятельного объекта и предмета исследования новой отрасли научного знания – теории социальной работы.

Научно-теоретическое осмысление форм помощи нуждающимся с самого начала группировалось по разным уровням практики, на уровни индивидов, группы, семьи, организации.

Особую роль при исследовании практики социальной работы на уровне индивидов оказали теории З.Фрейда, Б.Скиннера, Ж.Пиаже, К. Левина.

З. Фрейд – родоначальник теории психоанализа. В работах «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно», «Психология масс и анализ человеческого «Я» анализирует механизмы функционирования социальных институтов, рассматривает основные стимулы человеческой деятельности, развивает психоаналитическую концепцию личности.

Б. Скиннер – представитель бихевиоризма. В работах «Поведение организмов», «Вербальное поведение», «О поведении» он рассматривает проблемы управления поведением людей. По его мнению важно учитывать 3 фактора, влияющие на поведение индивида:

1) событие, которое вызывает определенную реакцию человека;

2) саму реакцию;

3) последствия.

Техника «обусловлевания», разработанная Скиннером , получила широкое распространение в разных сферах социальной практики, в том числе и социальной работе.

Ж. Пиаже в работе «Детская концепция мира» основной упор делается на проблемы, связанные с социализацией ребенка, считая ее главным фактором интеллектуального развития индивида.

Под его влиянием в социальной работе получают интерпретации такие феномены как наследственность, развитость, неразвитость интеллекта.

К. Левин – исследовал малые группы. «Принципы топологической психологии», «Психология XV-XX столетий» - работы К. Левина опираются на экспериментальное изучение внутригрупповых отношений, психологического климата в группе, роли лидера-организатора. Он исследовал механизмы и способы разрешения конфликтов, являющиеся сферой интересов и тех социальных работников, которые понимали важность учета социально-психологических факторов при работе с клиентом.

Под влиянием этих теорий в социальной помощи начинают выделять обязательные интерактивные элементы:

· использование ресурсов;

· помощь клиенту в осознании своих проблем;

· помощь клиенту в развитии способности «работать на свои внешние социальные программы».

Психоанализ расширял представления о диагнозе и позволял устранить причины социальных отклонений.

С 1922 М. Ричмонд разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы», где получают развитие такие принципы как «индивидуальное развитие», «регулирование человеческих отношений».

Жизнь клиента виделась как совокупность сложных и противоречивых отношений с другими людьми.

М. Ричмонд разработала принципы «ментальной гигиены», они легли в основу этического кодекса социального работника и имеют следующие положения.

· симпатизировать клиенту;

· отдавать ему предпочтение;

· поощрять его;

· совместно строить планы.

Теоретическая деятельность М. Ричмонд заложила основы «диагностической школы» в социальной работе.

В середине 40-х гг. ХХ столетия на формирование организационного уровня практики социальной работы оказали социологические школы Э. Гоффмана, М. Залда, Р. Кантера, М. Фоллетт, Р.Мертона и др.

Э. Гофман в книге «Представление себя в повседневной жизни» (1959) высказывает идеи о том, что «все в мире играют». Ролевая теория вошла в обиход социальных работников. В работе «Клиент» Э. Гоффман рассматривает проблемы гомосексуализма и лесбиянства. Эта книга послужила основой для организации социальной работы с этой категорией людей.

М. Залд в работе «Политическая экономия общественных организаций» рассматривает перспективы социальных наук в исследовании функций сотрудников социальных служб. Взгляды М. Залда помогают социальным работникам ориентироваться в таких вопросах:

- каков механизм получения социального статуса;

- каким образом происходит использование имеющихся ресурсов.

Р. Кантер в работах «Сотрудничество мужчин и женщин»(1977), «Смена хозяев» рассматривает «концепцию полового анализа», положенную в основу исследования изменений, происходящих в управленческих кадрах.

Эти книги послужили для социальных работников основой для понимания диспозиций членов группы, семьи.

М. Фоллетт в работе «Динамика управления» рассматривала вопросы организации рабочего места. Ее идеи послужили началом для становления менеджмента в области социальной работы.

Р. Мертон первым стал изучать негативные проявления бюрократии как уровня и института власти. «Социальная теория и социальная структура» (1957). Социальные работники используют идеи Р. Мертона в том, что многие люди связывают свои интересы с общностью, в которой они живут.

После II мировой войны складывается теория государства всеобщего благосостояния. В ее основе лежит концепция «естественных прав человека».

Государство проводит интервенцию в социальной сфере. Основные постулаты данной теории:

· создать равные стартовые возможности для реализации жизненных планов;

· обеспечить достойный уровень жизни;

· стремиться к социальной справедливости.

Противники государства всеобщего благосостояния утверждают, что государство очень дорого, расточительно и т.д.

Американские модели социальной работы опирались на работу с индивидом, который лично сам должен преодолевать социальные проблемы. Подобный подход – индивидуалистический – отложил отпечаток на формирование социальной политики государства в США, роль его в социальной защите была невелика.

Во II половине ХХ века стал развиваться структурно-функциональный подход, который понимал общественную жизнь в виде множества взаимодействий людей. Для анализа этих взаимодействий важно найти в этой системе устойчивые связи, подструктурные элементы. Операции, роли этой структуры обычно характеризуются как функции.

Социологические функции и структура несущих элементов конкретизируются как система действия. Для исследования в области социальной работы важно то, как социальную работу можно рассмотреть в единстве ее организационных, структурных характеристик и функционирования социальных учреждений.

Структурно-функциональный подход опирался на концепции М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Паретто, Д. Маршала

М. Вебер - «Национальное государство и народно - хозяйственная политика». Он создал теорию «идеальных типов», она оказала большое влияние на организацию социальной работы.

Э. Дюркгейм общественное развитие объяснял тремя факторами:

· плотностью населения;

· развитием путей сообщения;

· коллективным сознанием.

Всякое общество характеризуется социальной солидарностью. В современном мире солидарность «органическая», основанная на разделении труда. Основные труды «О разделении общественного труда».

В 50-60 гг. ХХ века развитие теории социальной работы происходило в контексте полемики между диагностическим и функциональным подходами.

Х. Перлман синтезировала подходы и предложила новые модели индивидуальной работы «метод решения проблем».

Под «проблемой» понимается ситуация, при которой индивид не в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности, что осложняет его социальное функционирование.

Процесс – повторяющаяся, последовательная модель деятельности, приводящая к изменению в нужном направлении проблемы клиента. Процесс осуществляется через серию целенаправленных действий в субъект-субъектном взаимодействии социального работника и клиента.

Развивая концепции диагностических и функциональных подходов Ф. Холлис, Р. Смолли выдвинули «концепцию приближения». Выделив 5 теоретических концептов (оценка, личность в ситуации, процесс, взаимоотношения и вмешательство-«интервенция») они использовали в своей концепции методологии теории систем и теории коммуникации.

Именно в это время начинают складываться интегративные подходы к теории и практике социальной работы.

Теоретические проблемы социальной работы в 1970-1990 гг.:

4 основные направления:

- теория индивидуальной работы

- теория групповой работы

- теория общинной работы

- теория социального администрирования и планирования.

Существуют следующие подходы:

Профессионально-ориентированный подход.

В качестве основы – создание сети однозначных устойчивых понятий для теории и практики социальной работы.

Теория социальной работы – это субтеория науки о воспитании, которая, в свою очередь, выступает как субтеория социологии.

Диалектико-критический подход

1) Социальная работа как социальное планирование и социальное администрирование идет от институционно-центрированной в направлении проблемно-центрированной деятельности.

2) Социальная работа как социальная терапия осуществляется на четырех уровнях: личность, группа, интергрупповые отношения, общество.

Диалектико-материалистический подход (марксистский подход)

Социальная работа является социально-научной, общественной и прикладной наукой, задачи, содержание и перспективы которой формируются в контексте развития практики социальной работы, в тесной связи с государственным социальным обеспечением и как выражение общественно-исторической структуры тенденций развития.

Существует 2 определения социальной работы:

В широком плане – теория социальной работы представляется как система взглядов и представлений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб.

В узком смысле – теория социальной работы – форма организации научного знания о помощи.

Григорьев С.И. определяет теорию социальной работы – как науку, изучающую механизмы реализации жизненных сил и социальной субъектности индивида и группы.


Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:1943

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.