Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Принцип детерминизма и каузальная взаимосвязь

Необходимо различать принцип детерминизма, существующий в психологии и философии, и каузальные взаимосвязи, а также каузальные гипотезы, выступающие формой выражения данной взаимосвязи. Эксперимент и выступает как основной метод проверки каузальных гипотез.

Детерминизм (определяю) — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, при которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие). Принцип детерминизма, причинности восходит своими корнями к философскому учению Демокрита ( в. дон. э.). В своем историческом развитии детерминизм приобретал разные формы: домеханистического, механистического, биологического, психического, макросоциального, микросоциального детерминизма.

В психологии принцип причинности означает, что все психические явления детерминированы, т. е. причинно обусловлены какими-либо внешними или внутренними факторами. В этом отношении принцип детерминизма (вы ступающий в качестве правила, предписания) ориентирует исследователя на поиск, выявление этих причинных связей.

Каузальность (причинный) — тоже, что причинность. Сущностью причинности является производство причиной следствия. Причина порождает следствие и причина предшествует следствию во времени. Следствие, становясь в свою очередь причиной, порождает другое (другие) следствие. В результате этого могут образовываться различные по виду и форме причинно-следственные (каузальные) зависимости, связи. В окружающем нас мире можно найти многочисленные примеры таких каузальных связей:

Таким образом, принцип детерминизма ориентирует нас в познавательной деятельности при проведении психологического исследования на выявление причинных зависимостей и связей. Модель этих связей предполагается и фиксируется в каузальной гипотезе, которая проверяется эмпирически входе эксперимента на соответствие или несоответствие ее реальности, действительным связям и отношениям.

Психологическое измерение

Методом, промежуточным по своим особенностям, но объединяющим в себе некоторые черты инструментального наблюдения и лабораторного эксперимента, является психологическое измерение.

Психологическое измерение проводится с максимальным использованием инструментария, способствующего объективному фиксированию поведения. Процедура измерения максимально стандартизирована и в этом отношении приближается к экспериментальным условиям. Инструментарием психологического измерения являются различные задания, тесты, опросники. Как известно, тесты относятся к категории упрощенных научно-психологических измерительных методик. Во-первых, при проведении измерения недопустимо изменение инструкции, материалов, времени, способов общения с испытуемым. Во-вторых, необходимо соблюдать единообразие предъявления заданий всем испытуемым.

Наряду с этим осуществляется достаточно тесное взаимодействие вежду испытуемым и исследователем, поскольку включение испытуемого в обследование, его инструктирование, мотивирование, регистрация поведения и корректировка неточностей в измерении, «обратная связь» — ознакомление с результатами измерения и пр. невозможны без общения, даже если измерение проводится с помощью автоматизированной методики.

В то же время в процессе выполнения тестового задания не рекомендуется учить, критиковать или хвалить испытуемого, а также высказывать реплики или комментарии о ходе выполняемых заданий в адрес испытуемых. Особенно важно выполнение этих требований при работе с детьми.

В практической психологии существует правило, что присутствие посторонних при тестировании (в том числе и родителей) не желательно. Однако если такого присутствия избежать невозможно, необходимо создать условия, чтобы взрослые, руководители, проверяющие не могли вмешиваться в процедуру обследования. Рекомендуется даже, чтобы ребенок сидел к ним спиной. Данные рекомендаций сводятся к требованиям минимизации непосредственного взаимодействия испытуемого с другими людьми при проведении психологического измерения, т. е. исключения побочных факторов и воздействий, которые могли бы повлиять на «чистоту» результатов ответов, а следовательно, достоверность данных психологического обследования.

Данные психологического измерения могут быть представлены в различных шкалах: наименований, порядка, интервалов, отношений, дихотомических, что позволяет использовать аппарат математической статистики в полном объеме,

Поскольку психологическое измерение, как правило, осуществляется в рамках психологического обследования, то особенности и процедуру психологического обследования мы рассмотрим отдельным вопросом.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:589

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.