Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Пример корректного подхода к определению объекта исследования.

Пример недостаточно корректного определения объекта исследования

Один из многочисленных примеров для иллюстрации: Автореф. дис... канд.

психол. наук.

Тема: формирование логической памяти у детей младшего школьноговозраста.

Предмет исследования: процесс формирования логической памяти младшего школьника.

Объект исследования: дети школьного возраста. Общее количество 139 чел. Экспериментальная группа 70 чел. Контрольная группа дети 8—9 лет (мальчики ..., девочки ... — всего 69 чел.).

При определении подобным образом объекта психологического исследования игнорируется, не указывается, а следовательно, и не понимается ясно психологическая специфика объекта науки, исследования. Получается, что другие социальные науки мальчиков, девочек, мужчин, женщин, детей и т. д. не изучают. В докторских диссертациях такого положения уже не встречается. Видимо, сама масштабность проблемы исследований заставляет в качестве объекта определять не девочек и мальчиков, а психические и психологические феномены, присущие определенным, конкретным социальным выборкам или их представителям.

Один из многочисленных примеров для иллюстрации: Автореф. дис... канд. психол. наук.

Тема: диагностика и развитие любознательности у учащихся. Предмет исследования: развитие любознательности у учащихся старших классов в ходе тренинга.

Объект исследования: любознательность как системное свойство личности.

В заключение уточним некоторые моменты, которые, на наш взгляд, позволили бы углубить понимание специфики объекта и предмета в психологии и в психологическом исследовании, понять их методологическую значимость.

Анализируя вышеприведенные взгляды, следует отметить, что предметное содержание психики человека составляют закономерности психической деятельности человека. Психика и весь мир психических феноменов выступают как объектная область психологии как науки, в которой каждое конкретное теоретико-прикладное психологическое исследование выделяет свой предмет и свой объект изучения.

Поэтому при определении объекта психологии как науки (как, впрочем, и для любой другой науки), на наш взгляд, правильнее говорить об объектной области науки или об области объектов науки (существует близкое к этим и такое понятие, как «предметная область»).

Таким образом, каждая наука в окружающем нас целостном и многообразном мире выделяет свою область объектов и специфический предмет исследования. В целом следует согласиться с мнением, что в психологии понятия объекта и предмета исследования относительны, подвижны, динамичны и характеризуются только во взаимной Это объясняет во многом то положение, что в ряде учебных пособий, монографий по психологии понятие объекта психологии как науки не рассматривается.

Каково же соотношение в таком случае между предметом и объектом науки и в чем их принципиальное различие? Постараемся проиллюстрировать это следующей упрощенной схемой (рис. 2.3).

Объектная область науки (область объектов), как правило, ограничивает определенную сферу объективной реальности и может включать бесконечное множество объектов конкретных теоретико-прикладных исследований. Например, для астрономии объектной областью

 

будет выступать вся Вселенная, а объектами исследования — конкретные небесные светила, галактики, туманности и т. д. Для биологии объектная область представлена живым миром, растительным и животным, объектами исследований будут конкретные виды, отряды, классы растений и животных, их отдельные представители или особи. Психология же распространяет свою объектную область на все многообразные формы существования и проявления психики и мира психических феноменов. Особенность объектов психологии та, что они идеальны по своей природе, субъектны, по своей представленности, и являются продуктами вполне материальных процессов и их носителей. При таком понимании объектами теоретико-прикладных психологических исследований будут выступать уже не мальчики и девочки, мужчины и женщины, школьники или студенты, военнослужащие или менеджеры, а такие психические феномены, как, например, внимание дошкольника, память младшего школьника, абстрактно-логическое мышление в под ростковом возрасте, нервно-психическая устойчивость специалистов экстремального профиля деятельности, адаптивные способности лиц пожилого возраста и т. д. Впрочем, объектная область может охватывать и междисциплинарные проблемы, в таком случае она значительно расширяется и возникают новые области и отрасли научного знания.

Предмет науки в целом заключается в выявлении закономерностей, сущностных взаимосвязей, строения, структуры, механизмов, особенностей процессов возникновения, развития и функционирования объектов той области, которую данная наука исследует. Поэтому предмет науки объективен в плане реальности существования той сущности, которую мы стремимся познать

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:425

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.