Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ И КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

И

Теория государства Платона

Миф о Пещере

Концепция души по Платону.

Душа представляет собой две крылатые лошади, запряженные в упряжку. Одна лошадь белая, а другая черная. Белая — высокие стремления, благородство. Черная — низменные желания, вожделение, срасти.

Изначально у человека и то и другое всегда присутствуют.

Возничий в упряжке — это наш разум.

Теорию познания Платона называют теорией анамнезиса — теория воспоминаний.

Подлинное познание — это воспоминания душой своего подлинного содержания.

Про этот путь Платон рассказывает в диалоге Пир.

Философию Платона относят к такому направлению, как объективный идеализм.

Пещера символизирует наш мир. Все мы — узники пещеры. Цепи и оковы — органы чувств, которые привязывают нас к этому миру. А то, что за пределами пещеры — это высшая реальность, мир идей.

С точки зрения Платона, все, что нам доступно — это лишь тень от настоящей реальности.

Схема форм правления

Тимократия — Олигархи (власть немногих, богатых, как вариант) — Демократия (власть народа) — тирания — олигархия (все по кругу).

Формы правления меняются, однако все они плохие, потому как люди у власти пытаются обогатить себя.

Согласно Платону, чтоб выйти из порочного круга, надо чтобы к власти пришли не случайные, а наиболее образованные и компетентные люди — т.е. философы.

А средством достижения этого является создание всеобщей системы образования.

С 10 до 20 лет все обучаются вместе и основные предметы: музыка (искусство), гимнастика и религия.

В 20 лет — экзамен. Прошедшие обучаются еще 10 лет.

Основное внимание на этом этапе уделяется математике. В 30 лет снова экзамен. Те, кто его не прошли — отсеиваются. Прошедшие учатся еще 5 лет (чистая философия 5 лет).

15 лет — практика. В 50 лет человека допускают до управления государства.

Те, кто не прошли экзамен в первый раз, образуют класс ремесленников, торговцев, земледельцев.

Те, кто не прошли во второй — в силовые структуры (стражи).

Таким образом, система образования создает 3социальных класса.

Классы Функции Добродетели
Философы Управление гос-вом Мудрость
Стражи Охрана Белая лошадь (мужество)
Производители Создание мат.благ Черная лошадь (Умеренность).
     

 

Платон считал, что в государстве только тогда будет гармония и порядок, когда большинство представителей основных классов будут максимально хорошо выполнять свои функции. А для этого они должны обладать соответствующими добродетелями.


для средних учебных заведений. В основанном Челпановым Психоло­гическом институте (1912 г.) была организована совершенная во многих отношениях система обучения. Ее отличал высокий уровень теоретиче­ской подготовки в сочетании с экспериментальными исследованиями. Преподавание было неразрывно связано с исследовательской деятель­ностью. Челпанов известен как глава крупной философско-психологической научной школы, из которой вышло более 150 исследо­вателей. Среди них А.Ф. Лосев, В.В. Зеньковский, Г.Г. Шпет, П.П. Блонс-кий, К.Н. Корнилов, Н.А. Рыбников, В.М. Экземплярский, СВ. Кравков. П.А. Шеварев, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, Н.А. Добрынин. П.А. Рудик, Н.И. Жинкин и др.

В Петербургском университете психологию читал ректор М.И. Вла-диславлев. Представление о содержании курса, который он читал, могут дать два тома его учебника «Психология» (1881). В этой книге дается систематизация психологического, в том числе экспериментально-психологического знания, которое было накоплено к тому времени. Он подчеркивал, что, с его точки зрения, в психической организации доми­нирует воля. Из числа методических приемов, которые широко исполь­зовал Владиславлев, следует отметить мысленный эксперимент как раз­новидность интроспекции, семантический анализ психологических терминов и психологический анализ произведений искусства. На разви­тие психологической науки и образования в Петербургском университе­те в тот период оказали большое влияние профессора А.И. Введенский. Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Н.Е. Введенский, В.А. Вагнер, А.А. Ухтомский. В.М. Шимкевич.

Психология преподавалась также в рамках медицинского образова­ния. В 1886 году при Психиатрической клинике Московского универси­тета А.Я. Кожевниковым была создана психологическая лаборатория, которой в разное время руководили С.С. Корсаков, А.А. Токарский, Н.А. Бернштейн, Ф.Е. Рыбаков. Лаборатория стала базой для проведе­ния практических занятий, входящих в курс психологии, который читал допент психиатрии А.А.Токарский.

В 1908 году в Петербурге была открыта Педагогическая академия, где широко преподавалась психология. В 10-20-х годах XX века психо­логия изучалась также в учительских, а затем в педагогических инсти­тутах.

Почти одновременно с Педагогической академией в Петербурге возник Психоневрологический институт (в 1907 г.). где также читалось большое число курсов по психологии.


В начале XX века во многих высших учебных заведениях препода­вались также прикладные отрасли психологии. Наряду с общей и экспе­риментальной психологией читались курсы по педагогической, дьффе-ренциальной психологии. Юристам читались курсы по юрндич.-.ЛчОй психологии.

Перестройка психологии на новых методологических основах ос­вещалась в книге К.Н. Корнилова «Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма». В 1927 год}" под редакцией Корнилова в качестве учебного пособия для высшей школы вышла хрестоматия по психологии.

На преподавание психологии в педагогических институтах в 20-30-х годах значительное влияние оказало распространение идей педологии как комплексной науки, объединяющей знания о развитии ребенка, на­копленные в педагогике, психологии, физиологии. С 1927/28 учебного года педология занимает место универсальной интегральной дисципли­ны, включающей в себя сведения из общей, возрастной, педагогической психологии, школьной гигиены, анатомии и физиологии человека. Та­кое положение сохранялось вплоть до 1936 года, когда педология была запрещена.

С начала 40-х годов в ряде университетов при философских ф<- ч* гъ-гетах открываются психологические отделения, и таким образом \ • ср-вые начинается подготовка профессиональных психологов. В 194Г j;j\ в Московском университете при философском факультете была \ оеж-дена кафедра психологии. Ее заведующим был назначен С.Л. Р\\. *тнш-тейн. На разных факультетах психологию читали такие крупные v :чые. как Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, СВ. Кравков, А.А. Смирнов, А.Р „т:\рия. П.Я. Гальперин и др. Тем самым восстанавливалась одна из тра „.чип университетской психологии - слияние процесса преподавания с науч­ной деятельностью. Московский университет стал крупной школой под­готовки высококвалифицированных кадров, С 1951 году отдел»\1нем психологии в университете руководил А.Н. Леонтьев, который продол­жил совершенствование психологического образования. В Лснир'рад-ском университете в 1944 году в рамках философского факультета ^лло создано отделение психологии, которое возглавил БJT. Ананьев. Н i шла развиваться система высшего психологического образования и в Л. ,iiil-градском университете. Психологию в университете в те годы прею да­вали также такие выдающиеся ученые, как А.А. Бодалев, Л.М Bt .^\ер. Б.Ф. Ломов, Е.С. Кузьмин, Н.В. Кузьмина, И.М. Палей, Е.Ф. Рыбалко »* др

Значительной вехой в истории преподавания психологии станс»* ;гся выход в свет ряда учебных пособий. В 1940 году из печати въ\\ >дяг фундаментальные «Основы общей психологии» С.Л, Рубинштейна,


в 1956 году издан учебник под редакцией А.А. Смирнова, А.Н. Леонтье­ва, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. В 1970 году появился учебник по психологии под редакцией А.В. Петровского.

60-е годы XX века ознаменовались заметным прогрессом в сфере психологического образования. В 1966 году в нескольких университе­тах открываются психологические факультеты: сначала в Московском и Ленинградском, а затем в Ярославском и Тбилисском университетах. Первым деканом Московского факультета стал А.Н. Леонтьев, Ленин­градского факультета - Б.Ф. Ломов, которого в 1967 году сменил Б.Г. Ананьев. С 1965/1966 учебного года в медицинских вузах и юри­дических вузах начали преподавать медицинскую и юридическую пси­хологию.

Знаменательным событием для послевузовского психологического образования стало то, что в 1963 году7 ВАК включил психологию в пе­речень отраслей науки, по которым присуждаются ученые степени.

В 70-80-х годах продолжается расширение психологического обра­зования. В связи с распространением практической психологии и боль­шой потребности в психологических кадрах, возросшим интересом к психологии в российском обществе, резко увеличилось число вузов, которые занимаются подготовкой практических психологов для разных отраслей народного хозяйства. В 90-е годы в России уже было 90 пси­хологических факультетов, в начале XXI века их насчитывалось уже около 400. Подготовка психологов по полной вузовской программе ста­ла массовой.

История преподавания психологии в школе. Вопрос о праве на существование «Психологии» как учебного предмета в школе обсужда­ется в Европе на протяжении двух последних веков. Необходимость введения психологических знаний в общеобразовательный курс учеб­ных заведений осознавалась и поддерживалась философами и педагога­ми. Психологию включали в учебные планы, через какое-то время вновь исключали, ссылаясь на неудовлетворительное качество преподавания: это повторялось не один раз. Неудовлетворительное качество препода­вания в основном объяснялось двумя причинами: отсутствием специ­альной подготовки у преподавателей и чрезвычайной сложностью пред­лагаемого учащимся материала.

С некоторыми перерывами психология преподается в средних учеб­ных заведениях европейских стран с 1811 года. В XIX веке в Австрии психологии уделялось 2 часа в неделю в 8-м классе гимназии, в Италии - 6 часов, начиная с 6-го класса, во Франции - 8 часов в неделю


в последнем классе философского направления, в Германии - 2 часа в неделю. Психология как область знаний изучалась в рамках филосо­фии, как философская пропедевтика в тесной связи с логикой.

Психология была частью учебных планов в некоторых школах США, начиная с 1830-х годов. Уже в первой половине XX века «Психо­логия» имела свое место в учебных планах как полноправная школьная дисциплина в странах Европы и Америки. Психология преподавалась в старших классах, т.е. для учеников 16-18 лет, по 1-2 часа в неделю в течение семестра в качестве предмета по выбору. К концу 80-х годов в США, например, уже имелось 200 самых разнообразных программ по психологии в школе. Это были программы, разработанные или отдель­ными учеными или группой университетских исследователей. По дли­тельности они были рассчитаны как на короткий промежуток времени: от 2-х недель до 6 месяцев (экспресс-курсы), так и на многолетнее изу­чение психологии в школе. Примером практически ориентированной программы, разработанной в 70-х годах является авторская программа обучения психологии «Positive Action» («Позитивный поступок») Кэрол Оллред. Она разрабатывалась в течение 20 лет и к концу 80-х годов за­воевала признание более чем в 1000 школ США и Канады. Программа предназначалась для детей от 5-6 лет до 11-12 лет, обучающихся в сред­ней школе. Она имела целью побудить ребенка к самопознанию и само­совершенствованию за счет обнаружения внутренних ресурсов орга­низма, личностного роста, постоянного развития своего «я».

Примером университетской программы является Пасторальная про­грамма, разработанная группой Оксфордских исследователей в конце 70-х годов в духе гуманистической психологии. Она рассчитана на 5 лет обучения для работы со средней и старшей возрастными группами средней школы и охватывает также работу с учителями. Центральной идеей программы является представление о том, что мышление и созна­ние формируются под влиянием опыта. Результатом обучения по этой программе является формирование базового опыта ребенка, т.е. опыта, переносимого на другие содержательные области жизни, а также фор­мирование социально ценных качеств личности ребенка: критического мышления, эмпатии, терпимости, социальной ответственности и др.

В России психология как предмет появилась в учебных планах рос­сийских гимназий впервые в начале XIX века. Устав 1804 года стал значительным событием в жизни гимназий, поскольку с этого момента они стали самостоятельными средними учебными заведениями. Они имели двоякую цель: подготовить к обучению в университете и дать законченное образование тем, кто не имел намерения продолжать его


в вузе. Согласно этому уставу, в программу гимназий вводилось обяза­тельное преподавание психологии, логики, философии, права, эстетики и нравственной философии. Но первая попытка обучения психологии в школе оказалась неудачной. Только через 100 лет под влиянием ак­тивной борьбы ведущих ученых психология была введена как обяза­тельный предмет в российские школы. С 1906 по 1909 годы и в 1947-1958 годы психология официально преподавалась в средней общеобра­зовательной школе.

В обсуждении проблемы преподавания психологии в школе участ­вовали известнейшие московские и питерские профессора - П.П. Блонс-кий, А.П. Нечаев, Г.И. Челпанов, К.Н. Корнилов и др. Так, П.П. Блонс-кий публикует «Результат анкеты по вопросу о постановке преподавания психологии в средней школе» (М., 1910), А.П.Нечаев «Каг преподавать психологию в школе» (СПб.. 1911), Г,И.Челпанов -«За;:.-лчи современной психологии» (М., 1909) и др. Ученые не только серьезно обсуждали проблемы преподавания психологии в школе, но и cos.■авали специальные учебники.

Ученые утверждали, что психология необходима как предмет обще­го развития, так как она формирует целостное мировоззрение ребенка -Y4i:т ого взаимодействию не только с окружающей действительностью, ко :; с людьми и с самим собой. Г.И. Челпанов подчеркивал, что «...психология нужна всем: психология есть предмет общеобразова­тельный. Она нужна и юристам, и медикам, и естественникам» (цит. по: 13, с. 62). Он задавал резонный вопрос: «Если мы считаем необходи­мым, чтобы молодые люди знали природ}' растений, камней, то отчего же в такой же мере не необходимо для них знание внутреннего мира. Отчего научные знания того, что такое память, внимание, воображение, аффекты, не столько же ценно, сколько является ценным знание внеш­них явлений» (цит. по: 13, с. 56-57).

Что касается содержания курса, то в гимназии, по мнению профес­сора Челпанова, центр тяжести должен быть перенесен на теоретиче­скую психологию; увлекаться экспериментальной психологией он не рекомендует. А.П. Нечаев, возражая Челпанову, говорил, что «совре­менная психология как наука немыслима без эксперимента;». Вот поче­му « даже в самый элементарный курс психологии в настоящее время необходимо вводить эксперимент». Он впервые высказал идею об экс­периментальном методе изучения психологии. Экспериментальный ме­тод — использование методов самой науки (в частности, методов на­блюдения и эксперимента) в качестве методов обучения при изучении психологии. Значение методов наблюдения и эксперимента ясно в каж­дой эмпирической науке, на них основана современная научная психо­логия, они должны найти место в школьной психологии.


Александр Петрович Нечаев (1870-1948) - психолог, возглавивший экспериментальное направление в дореволюционной педагогической психологии, создатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии. В своей работе «Как преподавать психоло­гию?» он определили цель преподавания психологии в школе следую­щими словами: «Самая скромная цель, которую может преследовать средняя школа, заключается в том, чтобы помочь ученику осмысленно пользоваться ходячими выражениями обыденной речи. В нашей речи постоянно встречаются такие слова, как представление, чувство, воля, внимание, настроение, характер и т.д. Выяснить значение этих распро­страненных психологических терминов и будет самой скромной целью преподавания психологии в гимназиях. Само собой разумеется, что эта цель не может считаться достигнутой, если ученики голословно заучат определения этих терминов. Необходимо, чтобы они связывали с ними вполне ясные и отчетливые переживания.

Более глубокой задачей средней школы является проложение пер­вых путей к созданию цельного мировоззрения учащихся. Ученики должны приучаться уважать знание, понимать ценность науки, любить осмысленный умственный труд. Поэтому существенно важно, во-первых, связывать преподавание всех учебных предметов с наличными интересами учеников, а во-вторых, всячески способствовать объедине­нию знаний учащихся, получаемых на уроках отдельных преподавате­лей» (цит. по: 13, с. 56-57).

А.П. Нечаев сформулировал общие требования к урокам психологии в школе. Преподавание этого предмета должно быть: 1) поставлено на строго фактическую почву; 2) носить демонстрационный характер; 3) вызывать самодеятельность учащихся; 4) сопровождаться рядом со­ответствующих практических упражнений; 5) исключать направлен­ность на обширность учебного материала.

В методологической обоснованности и методическом обеспечении учебного материала заключается большое преимущество курса А.П. Нечаева. В нем он «приводил» ученика к знанию, а не «давал» его. Сотрудничество с учеником, совместный поиск решений поставленных задач, включение ученика в логику анализа психологических ситуаций, а также активное использование демонстративных экспериментов были стержнем методической системы А.П. Нечаева. Учебник по психологии для средних учебных заведений А.П. Нечаева (СПб, 1911) был самым популярным учебником в дореволюционной России. Его отличает, во-первых, большая «психологизация», по сравнению с курсами других авторов, а, во-вторых, - хорошая методическая оснащенность. Важное значение здесь имеют «конспекты для повторения», и задачи, которыми


снабжены все главы учебника для детей, а также замечательные мето­дические приемы, вовлекающие ученика в «рефлексирующую реаль­ность» по поводу изучаемых явлений, описанных в методическом посо­бии, Самое важное состоит в том, что здесь имеется концепция преподавания психологии как общеобразовательного и развивающего учебного курса для школы.

Несмотря на популярность психологии, осознание необходимости психологических знаний для учащихся, психология была устранена из учебных планов школ, точно так же, как это было сделано позже, в се­редине 60-х годов прошлого века.

Начиная с 80-х годов XX века и до сих пор вопрос о преподавании психологии в школе остается спорным и окончательно нерешенным. Ведущие психологи страны не только работают над программами обу­чения психологии в средней школе, но и издали учебники фактически для всех классов средней школы: (Карандашев,2002; Дубровина, 2003; Попова, 2000; Цукерман, 1997; Немов,1995; Климов, 1997) и др. У школьных психологов есть реальные возможности обучения психоло­гии детей любого возраста в урочное и внеурочное время.

ЛИТЕРАТУРА

L Бадмаев БД, Методика преподавания психологии: Учеб.-метод, пособие для пре­подавателей и аспирантов вузов / Б.Ц. Бадмаев. - М: ВЛАДОС 1999. - 304 с.

2. Володарская И.А. Система подготовки психологов в США / И.А. Володарская.
Н.М. Лизунова // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1989. - №3. - С. 50-62.

3. Володарская И.А. Система подготовки психологов в США / И.А. Володарская,
Н.М. Лизунова//Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1990. -№1 -С. 57-67.

4. Гииециискип В.И. Введение в методик}7 преподавания психологии: Курс лекций /
В.И. Гинецинский. - Л.: ЛГУ, 1983.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образо­
вания. Специальность 020400 - Психология. Квалификация: психолог, преподаватель
психологии. - М.: 2000.

6. Ждан А.Н. Московский университет и психология (К 240-летию Московского го­
сударственного университета им. М.В. Ломоносова) / А.Н, Ждан // Психологический жур­
нал. - 1995.-Т.16.-№5.-С. 134-143.

7. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию, 2-е изд. / В.Н. Карандашев. -
М: Смысл, 2003. -382 с.

8. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие / В.Н. Ка­
рандашев. - СПб.: Питер, 2005. - 250 с.

9. Климов Е,А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам / F..A. Кли­
мов // Вопросы психологии. - 1998 - №2 - С. 57-60.

 

10. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие / В.Я, Ляудис. -
М: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.

11. Методика преподавания психологии. ЮНИТА 1. Место и роль психологии как
учебного предмета в средней и высшей школе. — СГУ. 2002. — 84 с.

12. Памюратцева З.М. Методика преподавания психологии / Под ред. А. А. Люблин­
ской. - М: Просвещение, 1971. - 152 с.


 

13. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-метод, пособие /
М.В. Попова. - М.: ВЛАДОС. - 2000. -288 с.

14. Преподавание психологии в школе: Учеб.-метод.пособие. III—XI классы / Под ред.
И.В. Дубровиной. - М.: МОДЭК, 2003. - 624 с.

ЛЕКЦИЯ 2

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Цели преподавания психологии в вузах.Обучение в вузах России регулируется Законом РФ «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании» (Закон... 1996; О высшем и послевузовском профессиональном образовании ..,, 2000), а также Типовым положени­ем об образовательном учреждении высшего профессионального обра­зования (Типовое положение, 2001). В соответствии с этими докумен­тами в России три типа учебных заведений: университеты, институты и академии. Образовательные программы в них строятся на основе го­сударственных образовательных стандартов высшего профессионально­го образования. Государственный образовательный стандарт — это система основных параметров, принимаемых в качестве государствен­ной нормы образованности, отражающих общественный идеал и учиты­вающие возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Они состоят из федерального и национально-регионального компонентов. Федеральные компоненты государствен­ного образовательного стандарта включают в себя:

1) обшие требования к основным образовательным программам;

2) требования к обязательному минимуму содержания основных
образовательных программ, к уровню подготовки выпускников;

3) сроки освоения основных образовательных программ;

4) максимальный объем учебной нагрузки студентов.

Базовое психологическое образование можно получить в универси­тетах или институтах на специальных факультетах. Длительность обу­чения от трех до пяти лет на очном и шесть лет — на заочном отделени­ях. В России в настоящее время есть вузы, где принята западная структура высшего образования: бакалавры — четыре года обучения, а затем магистры — шесть лет обучения. Многие выпускники продол­жают послевузовское обучение: аспирантура (три-четыре года) и док­торантура (два года). Это дает возможность получить после защиты диссертаций ученые степени соответственно кандидата и доктора наук. Практические психологи повышают квалификацию на курсах, семина­рах, тренингах.


 

 


 


В настоящее время в России существуют три типа психологических специальностей и квалификаций;

020400 - Психология с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии»,

031000 - Педагогика и психология с присвоением квалификации «Педагог-психолог».

022700 - Клиническая психология с присвоением квалификации «Клинический психолог».

В системе высших педагогических учебных заведений психология нередко существует в качестве дополнительной психологической спе­циальности, например:

030900 - Дошкольная педагогика и психология с присвоением ква­лификации «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии».

031900 - Специальная психология с присвоением квалификации «Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с от­клонениями в развитии». Преподавание психологии на психологических факультетах направлено на обучение психологическим знаниям и уме­ниям, формирование навыков, необходимых для будущей профессио­нальной деятельности студентов-психологов.

Общую цель обучения психологии как гуманитарной дисциплины сформулировала В.Я. Ляудис: «Цель обучения психологии — овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизне­деятельности. Особенность психологического сознания - в единстве знания и действия. Поэтом}' только теоретическое познание вне освое­ния способов конструирования ситуаций поведения и действования, которые могут быть направлены двусторонне - на себя и на других лю­дей, - не есть профессиональное психологическое знание». (7, с. 17)

Общая цель реализуется для будущих практических психологов в следующих подцелях:

1. Обучение основам психологических наук. Это достигается пре­
подаванием фундаментальных психологических наук, таких, как общая
психология, зоопсихология, психофизиология, дифференциальная пси­
хология, психология личности, психология развития, социальная психо­
логия и др.

2. Обучение возможностям применения психологических знаний
для решения практических проблем в отдельных сферах профессио­
нальной деятельности и жизнедеятельности людей. Это реализуется
через преподавание прикладных научных дисциплин, таких как клини­
ческая психология, педагогическая психология, психология труда и ор­
ганизационная психология, психология семьи и др.


 

3. Обучение методам психологических исследований. Осуществ­
ляется как в рамках перечисленных выше учебных дисциплин, так
и в курсах экспериментальной психологии, в практикумах по психоло­
гии, в курсах методов математической обработки данных. На это на­
правлены также выполнение курсовых и дипломных работ по психоло­
гии и психологические практики.

4. Обучение знаниям и умениям в области практической психоло­
гии осуществляется в целом ряде курсов, таких как: психологическая
диагностика, психологическое консультирование, психотерапия. Па это
могут быть направлены также выполнение курсовых и дипломных ра­
бот по психологии, психологические практики.

5. Повышение практической психологической компетентности-
студентов. Эта цель может реализоваться за счет самопознания при вы­
полнении практических работ, участия в психологических тренингах
различного типа.

Обучение психологическим знаниям, умениям, навыкам проводится в форме лекций, семинарских и практических занятий, в форме руково­дства самостоятельной работой студентов nppi выполнении курсовых, дипломных работ, в процессе участия студентов в учебных практиках,

Преподавание психологии студентам, обучающимся по специально­стям, работа которых непосредственно связана с людьми. К таким профессиям относятся, например, профессии педагога, врача, юриста, менеджера, командира воинского подразделения, социального работни­ка. Главным объектом профессиональной деятельности специалистов данного профиля является человек или группа людей. Обучение по дан­ным учебным программам осуществляется на соответствующих фа­культетах университетов, а также в высших педагогических, медицин­ских, юридических, технических учебных заведениях, в средних специальных заведениях педагогического и медицинского профилей. Преподавание психологии в этом случае направлено на обучение пси­хологическим знаниям и умениям, необходимым данным специалистам для успешного выполнения профессиональной деятельности. Это на­правление определяет цели преподавания психологии по данным обра­зовательным программам (цит. по: 5, с. 78 ):

1) обучение основам психологических знаний;

2) знакомство с методами психологии:

3) обучение прикладным психологическим знаниям, соответст­
вующим профессиональной специализации студентов;

4) обучение применению психологических знаний для решения
практических задач в рамках будущей профессиональной деятельности;

5) формирование общей психологической культуры студентов.


 

 

 


 


Студенты педагогических, юридических, медицинских вузов изу­чают несколько курсов психологии, как фундаментальных, так и специ­альных, несколько в меньшем объеме, чем студенты психологических факультетов. Обучение психологическим знаниям и умениям проводит­ся в форме лекций, семинарских и практических занятий, в форме руко­водства выполнением самостоятельных работ студентов (подготовка специальных сообщений, рефератов и курсовых работ).

Преподавание психологии как общеобразовательного учебного предмета. Такой тип программ обучения психологии реализуется во многих высших и средних специальных учебных заведениях, где психо­логические знания не являются профессионально необходимыми, а вы­полняют общеобразовательную функцию. К таким специальностям от­носятся, например, профессии физика, химика, инженера, технолога. Основным объектом профессиональной деятельности специалистов данного профиля являются объекты живой и неживой природы, знаки и знаковые системы, технические системы pi устройства различного ти­па. Поэтому7 психологические знания не представляют для них непо­средственной профессиональной значимости. Обучение по данным учебным программам осуществляется на соответствующих факультетах университетов, а также в высших учебных заведениях естественнонауч­ного и технического профилей. Преподавание психологии в этом случае направлено на обучение основам психологических знаний, на форми­рование общей психологической культуры, на повышение уровня обще­го образования. Психология изучается как один учебный предмет или в рамках комплексной учебной дисциплины «Психология и педагоги­ка». Цели преподавания психологии в рамках данных образовательных программ (цит по: 5, с. 78):

1) формирование у студентов представления осистеме психологи­
ческих знаний;

2) знакомство с методами психологического познания и психоло­
гической практики;

3) обучение студентов психологии как средству познания других
людей;

4) обучение студентов психологии как средству самопознания;

5) обучение студентов психологии как средству саморазвития.
Обучение психологическим знаниям и умениям вне рамок учебных

программ. Существует большой круг психологических курсов практи­ческого характера, которые проводятся вне рамок учебных планов выс­ших или средних учебных заведений. Это, например, курсы повышения квалификации практических психологов по каким-либо направлениям практической психологической работы (например, по семейному кон­сультированию, организационному консультированию, игротерапии,


сказкотерапии и т.п.) Цель обучения достаточно конкретна — теоретиче­ское и практическое освоение метода или направления практической психологии. Обучение проводят, как правило, практические психологи, имеющие большой опыт работы в этой области.

Психологическое просвещение разных категорий людей, которое проводят психологи - ученые и практики - также является формой обу­чения психологическим знаниям. Оно осуществляется в учреждениях и организациях разного типа в виде отдельных лекций, семинаров или курса занятий, имеет целенаправленный характер в зависимости от по­требностей пользователей психологических знаний. В школе такими пользователями могут быть родители, учителя, учащиеся. В медицин­ском учреждении - медицинский персонал или пациенты. На предпри-ятии - менеджеры или работники разных подразделений. Примеры те­матики таких занятий: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Как развить внимание ребенка», «Страхи детей и психологическая помощь», «Психология стресса», «Психология дело­вого общения».

Содержание таких обучающих занятий нацелено на возможность непосредственного использования для решения определенных проблем, с которыми сталкиваются люди в своей профессиональной деятельно­сти или жизни. Занятия носят, как правило, явно выраженный практиче­ски ориентированный характер. Во многих случаях предпочтительной формой практического обучения становятся психологические тренинги различной тематики: «Тренинг делового общения», «Интеллектуальный тренинг», «Развитие памяти», «Тренинг личностного роста», «Социаль­но-психологический тренинг».

Как видим, круг учебных заведений, учреждений, организаций, форм и методов обучения психологии разных категорий людей доста­точно большой. Это дает широкие возможности для работы психологов в качестве преподавателей и тренеров, обучающих психологическим знаниям, умениям и навыкам.

Цели преподавания психологии в системе среднего профессио­нального образования ив школах. В учреждениях начального про­фессионального образования психология редко преподается как отдель­ная дисциплина. В средних профессиональных учебных заведениях (техникумы, училища и колледжы) обучение регулируется Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреж­дении среднего профессионального образования (2001). Содержание среднего профессионального образования устанавливается Государст­венным образовательным стандартом (2002). В соответствии с этим


 


документом психология как учебный предмет наиболее широко пред­ставлена в требованиях к подготовке выпускников по педагогическим специальностям. Например, в педагогических колледжах при подготов­ке учителей начальных классов изучается общая, возрастная, педагоги­ческая, социальная психология, а также психолого-педагогический практикум. Психология также изучается в средних профессиональных учебных заведениях медицинского профиля: курсы общей и медицин­ской психологии, а также психологии общения.

Учебный и воспитательный процесс в общеобразовательных учре­ждениях регламентируется Законом РФ «Об образовании» (2000), Ти­повым положением об общеобразовательном учреждении (2001), госу­дарственным образовательным стандартом и базисным учебным планом. В соответствии с этими документами общее образование дают следующие виды образовательных учреждений:

1) начальная общеобразовательная школа:

2) основная общеобразовательная школа;

3) средняя общеобразовательная школа;

4) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
■,у'де.) sиы\ предметов;

:>i гимназия:

6) лицей.

Следующим документом является базисный учебный тан, который определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся, распре­деляет учебное время, отводимое на освоение федерального и нацио­нально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план включает не предметы, а образова­тельные области и состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

В инвариантной части реализуется федеральный компонент госу­дарственного образовательного стандарта, который гарантирует овладе­ние минимумом знаний, умений и навыков. Эта часть представлена еле-дуюшими образовательными областями: «Филология», «Математика», «Естествознание», «Обществознание», «Искусство», «Физкультура», «Технология». Психология не представлена в этой части учебного пла­на. Однако элементы психологии могут преподаваться в естествознании и естествознании.

Вариативная, часть реализует региональный и школьный компо­ненты. Сюда входят курсы по выбору, факультативы, индивидуальные и групповые занятия, В этой части плана психология может препода­ваться как отельный предмет и как часть других предметов.


Следующим документом, регламентирующим учебный процесс, яв­ляются Государственные образовательные стандарты, которые опреде­ляют требования к уровню обязательной подготовки учащихся. Психо­логические знания и умения в них в настоящее время в явном виде не отражены. На старшей ступни обучения (10-11 классы) модель обуче­ния - профильное обучение (естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный, технологический). План не исключает организацию профильного психологического образования.

На основе государственных образовательных стандартов средние учебные заведения разрабатывают учебный план, который определяет перечень учебных предметов, их трудоемкость (количество часов учеб­ного времени, отведенное на изучение дисциплины) и последователь­ность их изучения. В соответствии с базисным учебным планом воз­можности преподавания психологии расширяются на средней или старшей ступени обучения. Это может быть курс обязательный, элек­тивный или факультативный. На младшей ступени обучения психология как отдельный учебный предмет редко изучается в этот период, хотя элементы психологических знаний так или иначе используются в дру­гих предметах, а также во внеклассных мероприятиях психологического характера.

Автор интересной программы обучения психологии в школе и мно­гих методических изданий для учителей И,В. Дубровина считает целью обучения психологии «овладение школьниками элементарной психоло­гической культурой. Эта цель предполагает развитие психологической готовности молодого человека к полноценному и позитивному взаимо­действию с миром природы, миром людей, с собственным внутренним миром». (4, с. 52). Под ее руководством разработаны программы и изда­ны учебники по психологии с 3-го по 11 классы.

Е.И. Рогов разработал модель психологической подготовки разви­вающейся личности школьника по принципу иерархического соподчи­нения учебных дисциплин, согласно которому психологические знания проникают в содержание других предметов, а знания по психологии содержат элементы из других образовательных областей. Под его руко­водством разработаны программы и учебники по психологии , начиная с 1 по 11 класс.

Известный методист, автор многих учебных изданий, В.Н. Каран-дашев также считает, что «нецелесообразно ставить перед учащимися начальной и основной школы цель изучения психологии как научной дисциплины. Психологические знания выступают скорее как средство психологического сопровождения умственного, эмоционального, ком­муникативного и личностного развития детей и подростков» (5, с. 80-81).


Основные цели изучения психологии младшими школьниками и учащимися основной школы он состоят в следующем:

1) первоначальное знакомство с миром психических явлений для
формирования мировоззрения учащихся;

2) знакомство с психологией как средством познания людей;

3) знакомство с познавательными процессами в целях познания
и развития себя как субъекта познавательной деятельности;

4) знакомство с эмоциональными, волевыми явлениями и индиви­
дуальными особенностями личности человека в целях понимания дру­
гих людей, самопознания и саморазвития;

5) знакомство с психологией общения, методами речевого и нере­
чевого общения;

6) профессиональная ориентация.

Oi сюда - изучение психологии в школе как гуманитарной дисцип­лины помогает школьникам овладеть психологической культурой как средством самопознания и саморазвития, а также приобрести необхо­димые навыки позитивного общения с другими людьми.

ЛИТЕРАТУРА

i Андреева АД. Преподавание психологии в современной школе / АД. Андреева. £.Е. Данилова // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 122-124.

2, Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод, пособие для преподавателей и аспирантов вузов. — М.: ВЛАДОС, 1999. - 304 с.

3 Герасимова B.C. Методика преподавания психологии: Курс лекции / B.C. Гера­симова. - М.: Ось-89, 2004. - 112 с.

4. Дубровина И.В. О преподавании психологии в школе / ИВ. Дубровина /У Вопро­
сы психологии. - 2005, - № 6. - С. 46-54.

5. Караидашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие / В.Н. Ка-
рандашев, — СПб,: Питер, 2005. - 250 с.

6. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры школьника / Л.С. Кол­
могорова II Вопросы психологии. - 1999. -- № 1. -С. 83-91.

7. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие / В.Я. Ляудис. -
М: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.

8. Методика преподавания психологии. ЮНИТА 1. Место и роль психологии как
учебного предмета в средней и высшей школе. - СГУ. 2002. - 84 с.

9. Об образовании. Закон РФ /7 Официальные документы в образовании - 2000. -
№14.-С. 2-59.

10. О высшем и послевузовском профессиональном образовании (с изменениями на
10 июля 2000 года) II Официальные документы в образовании. - 2000. - Хй 14. - С, 60-103.

11. Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии / Под ред. А.А. Люб­
линской. - М.: Просвещение. 1971. — 152 с.

12. Попова М,В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-метод, пособие. -
М.: БЛАДОС, - 2000. - 288 с.

13. Преподавание психологии в школе: Учеб.-метод, пособие. 1II-XI классы / Под
ред. И.В, Дубровиной. -М.: МОДЭК. 2003. - 624 с.


 

14. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессиональ­
ного образования (о среднем специальном учебном заведении) // Официальные документы
в образовании. - 2001. - № 9. - С. 73-88.

15. Типовое положение об общеобразовательном учреждении // Официальные до­
кументы в образовании. 2001. - № 11. — С. 16-31.

16. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессиональ­
ного образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации // Официальные
документы в образовании. — 2001. — Ш 14. - С. 53-74.

17. Хроменко О.В. Методика преподавания психологии: Конспект лекций / О.В. Хро
менко. — Ростов н/Д: Феникс. 2004. — 256 с.

18. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов /
Г.А. Цукерман. - Рига: Эксперимент, 1997. -276 с.

ЛЕКЦИЯ 3

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выде­ляют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изуча­ют природу, вторые -- общество, культуру и историю, третьи связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Человек - существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным наукам.

Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире и механизмах поведения людей. Она опира­ется на эмпирические научные факты, т.е. факты, получаемые опытным путем. В связи с этим фактический эмпирический материал должен быть важной составной частью учебного курса психологии, поскольку он обеспечивает научную доказательность излагаемого материала. Не­достаточно ограничиваться рассуждениями, теоретическими положе­ниями, идеями. Объективность научно-психологическим исследованиям придает использование таких методов исследования, как систематизи­рованные наблюдения, эксперименты, моделирование, анализ докумен­тов. Фактические данные, полученные с их помощью, и составляют эм­пирическую базу для научных выводов. Они же должны стать основой преподавания психологии.

Научные психологические знания рациональны и осознанны. Это означает, что в научном познании ученый опирается на приемы и сред­ства логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, су­ждения, умозаключения, понятия), может дать себе и другим людям отчет о способах получения новых знаний и логически обосновать их, способен логически доказать истинность полученных выводов своим коллегам.



Аналогичную способность к логическому обоснованию и логическому выводу должен проявлять преподаватель психологии. Использование эмпирического и логического доказательства истинности излагаемых научно-психологических знаний придает им особый вес в глазах сту­дентов.

Научная психология отличается обобщенным характером знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Научные знания обобщаются в теориях, законах, закономерно­стях, принципах, категориях, понятиях. Абстрактность психологических понятий часто вызывает трудности при усвоении психологии студента­ми. Поэтому преподавателю необходимо опираться на примеры из жиз­ни или эмпирических исследований, чтобы проиллюстрировать основ­ные понятия. Чем лучше преподаватель психологии сможет обобщить развитие какой-то психологической идеи, теории, научного направле­ния, тем полезнее для студентов будут приобретенные ими знания.

Научной психологии свойственна системность. Она стремится к систематическому описанию всего мира психических явлений челове­ка, его личности или какой-либо сферы его психической жизни. Поэто­му в психологии большое значение придается построению теорий и классификаций психологических феноменов. Отсюда вытекает прин­цип системности в преподавании психологии, который заключается в том, что учебная дисциплина должна быть построена логически после­довательно, рассматривать разные теоретические подходы к проблеме классификации, используемые преподавателем, значительно помогают студентам в усвоении знаний.

Предмет психологии, как известно, самый сложный из всех наук. «Предмет психологии, - писал Л.С. Выготский, - самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению, способ ее (психологии) познаниядолжен быть полон особых ухищрений и пре­досторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут». Сложность изуче­ния психических явлений состоит не только в том, что психология изу­чает человека, самое необъяснимое для науки существо, но и в том, что все люди разные, каждый обладает своей собственной особенной пси­хологией. Поэтому преподаватель, обучающий студентов психологии, должен внушить им мысль об осторожности в суждениях и диагнозах, о необходимости быть наблюдательным и терпимым к человеку, кото­рому психолог собирается оказать психологическую помощь. Е.А. Кли­мов выделил ряд психологических трудностей познания психических явлений (7, с. 61-62).


Познавательные:

душевные явления не всегда осознаются, тем более у самого себя.
У психолога иногда не хватает впечатлений, понятий о психике, чтобы
судить о людях объективно:

- у каждого есть неосознанная способность приписывать другим
что-то свое, создается иллюзия психологического знания о людях, что
на практике чревато вероятностью конфликтов;

- поскольку психика процессуальна (не «стоп-кадр», а «фильм»),
нужны специальные усилия, чтобы выделить закономерные признаки,
свойственные одному человеку и отсутствующие у других.

Аффективные:

у некоторых психологов слабо выражена потребность «копаться
в чужой душе», способность сочувствовать и сопереживать с другим;

- преобладание у человека предвзятого «однотонного» отношения
(положительного или негативного) вообще к людям; человек находится
в мире упрощенных мнений об окружающих, не пытаясь выдвигать
и проверять гипотезы об их качествах.

Внешние трудности:

- организационные, человек, о котором нам хотелось бы узнать,
трудно доступен для изучения по организационным причинам (напри
мер, руководитель высокого ранга);

коммуникативные: человек может быть не расположен к кон'^кту
с психологом (человек, например спешит после работы домой «,ai он
вообще не склонен к общению);

нормативные: этика психолога не позволяет в ряде случае от­
крыто заявлять о цели своего исследования (например, не всегда 'з шчно
беседовать с детьми о родителях).

Приобщая студентов к научным психологическим знаниям, препо­даватель должен учить методически правильно применять их.

Источником психологических знаний, используемым в преподава­нии психологии, является учебная, научная и научно-популярная лите­ратура. Могут быть также электронные носители и базы данных, а так­же видеоматериалы.

Учебная литература по психологии может быть разнообразной и иметь различный статус. Например, есть учебники и учебные пособия, официально утвержденные Министерством образования РФ? другие изданы местными или региональными издательствами. Вузы должны пользоваться только учебниками, утвержденными Министерством обра­зования РФ, Основным источником информации для студентов к пре­подавателей является учебник. Учебник — это систематическое изложе­ние в книге основ определенной области знаний на уровне современных


 



 


требований науки и культуры, отвечающее целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп. Выделяют следующие виды учебников:

- традиционный (систематический), написанный в соответствии со
стандартом и реализующий в основном информационную функцию.
Составлен одним или несколькими авторами, например - Общая психо­
логия / Под ред. А.В. Петровского.

- вариативный, содержащий материал, обязательный для усвоения
всеми студентами базовый компонент и дополнительный материал для
особо интересующихся предметом вариативный компонент), например,
учебник С.Л. Рубинштейна- Основы общей психологии.

 

- альтернативный, составленный одним автором по собственной
авторской учебной программе, например, Ю.Б. Гиппенрейтер - Введе­
ние в общую психологию.

- проблемный, в котором материал излагается как постановка и ре­
шение ряда психологических проблем, к примеру учебники по обшей
психологии Е.А. Климова, учебник В.М. Розина -Психология: наука
и практика;

- авторский, написанный как правило в соответствии с требования­
ми ГОСов, разработанный для студентов определенной специальности,
но не лишенный оригинальности и авторской самостоятельности. На­
пример: А.Э. Штейнмец - Общая психология.

- «учебник нового века», содержащий не только вариативный мате­
риал, но необходимое методическое обеспечение, например А.Г. Мак­
лаков - Общая психология.

Основная функция учебника - ориентировать студента в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены в соответст­вии с программой учебного предмета. Учебник ориентирует в основных понятиях и категориях науки, содержит информацию об истории разви­тия той или иной научной идеи.

Для студента чтение и понимание содержания учебника совершенно необходимы, но недостаточны. Будущему психологу следует обязатель­но изучать первоисточники, чтобы понять генезис научных категорий, особенности их проявления в теории и на практике.

Кроме того, учебник очерчивает некий круг обязательных знаний по данному предмету, он ориентирует студента на более глубокое изучение проблемы, обозначенной в учебнике.

Кроме учебников, студенты могут пользоваться учебными пособия­ми, которые являются хорошим дополнением к действующим учебни­кам. Они также издаются под разными грифами. Самые ценные - из­данные под грифом Министерства образования или одобренные


Учебно-методическим объединением (УМО). Учебно-методическое объединение - коллегиальный государственно-общественный орган, осуществляющий общий контроль за содержанием подготовки специа­листов-психологов в вузах.

Кроме учебников и учебных пособий, студенты могут пользоваться хрестоматиями, словарями, справочниками, сборниками задач и упраж­нений.

В тех случаях, когда по кому-либо курсу не изданы учебники или учебные пособия, студенты могут пользоваться научной литературой: монографиями одного или нескольких авторов (коллективная моногра­фия), статьями из научных журналов, сборниками научных трудов.

Монография представляет собой систематическое изложение какой-либо научной проблемы, часто новой в науке. Например, А.А. Бодалев. ((Личность и общение». Сборник научных статей часто представляет собой обобщение какой-либо научной проблемы рядом авторов, иссле­дующих эту проблему. Примером таких изданий являются периодиче­ские кафедральные или вузовские сборники, вестники научных трудов и т.п.

В настоящее время издается достаточно большое число периодиче­ских изданий по психологии. Старейшими и основными из них призна­ны «Вопросы психологии» (издаются с 1955 г.), «Психологический журнал» (издается с 1980 г.), Вестник Московского университета. Серия 14. Психология» (издается с 1946 г.). Есть ряд других, не менее попу­лярных научных изданий: «Иностранная психология», «Мир психоло­гии», «Журнал практического психолога» и др. Студенты могут найти массу полезной информации в психологических газетах: «Психологиче­ская газета», «Мы и мир» «Школьный психолог» (еженедельное прило­жение к газете «Первое сентября»). Много интересных публикаций пси­хологического характера появляется в педагогических, философских, медицинских изданиях.

Материалы научных изданий, в том числе и периодических, необ­ходимы для расширения кругозора преподавателей и студентов, выпол­нения учебно-исследовательских работ и в тех случаях, когда разраба­тываются новые учебные курсы или спецкурсы.

Много интересного читатель находит в научно-популярных издани­ях по психологии. Такие издания (например, «Занимательная психоло­гия» К.К. Платонова, «Психология для всех и каждого»/ Сост. В.Б. Ша-парь, книги Н. Козлова) рассчитаны на читателей, интересующихся вопросами самопознания и самосовершенствования. Научный уровень таких изданий недостаточно высокий, но они содержат множество ин­тересных примеров, написаны простым и понятным для непрофессио­нала языком и служат для популяризации психологических знаний.


Несмотря на привлекательность подобных изданий, преподаватель не должен при разработке учебных курсов брать их за основу и рекомен­довать студентам для самостоятельного изучения. Студенты должны усвоить материал учебников и учебных пособий, а популярную литера­туру использовать для поиска примеров, стимулирования интереса у учащихся к психологии.

Преподаватель, отбирая материал с целью преподавания, должен по\и .пь, что учебный предмет не повторяет научные знания, так как у ка* юй дисциплины своя дидактическая цель. Учебный предмет оп-редеч яется как «дидактическое систематизированное изложение основ соот-ч-тствуюшей научной дисциплины» (Гинешшский. 1994, с, 19). В cpf 1нпе века понятие «наука» и «учебный предмету) отождествлялись. В Н-чое время начался процесс разведения понятий научной и учебной диен' -тины. В психологической науке процессы разграничения пред-стан, пни о психологии как учебной и научной дисциплинах происхо­дя! ; < лько во второй половине XX века.

i'-и определении структуры и содержания учебных дисциплин воз­ни:;.1 т чопросы:

Должен ли учебный предмет быть точной копией соответст­вую -г г i отрасли науки?

В чем специфика психологии как учебного предмета в отличие от псчхо.югин как науки?

Ь какой мере и каким образом в учебных программах по психо­логии должен отражаться накопленный фонд психологических знаний1?

4. Каковы принципы и критерии отбора знаний и умений для включения в учебную программу?

Таким образом, научная дисциплина - это система знаний, ориенти­рованная на исследователей, а учебная дисциплина - это система зна­ний, ориентированная на обучающихся. В связи с этим важно отметить, что структура научных и учебных дисциплин может совпадать, а может и не совпадать.

Учебная дисциплина включает в себя два компонента:

- систему знаний;

- систему учебно-познавательной деятельности, направленной на их
усвоение,

При разработке обоих компонентов учебной дисциплины учитываются следующие факторы (6, с. 88-89):

1. Степень систематизации соответствующей области психологи­ческого знания. Чем более систематизированы знания, тем в большей степени научная дисциплина может стать учебной дисциплиной и тем она будет лучше усвоена студентами.


 


 

2. Методологическая позиция, интересы, точка зрения преподава­
теля. Преподаватель имеет право, излагая теории, понятия, категории
ныссказывать свою точку зрение по вопросу, давать свою оценку пси­
хологическим фактам.

3. Уровень, тип и цели образовательной программы, в рамках ко­
торой преподается психология.

4. Знания и способности обучающихся. Преподаватель должен
учитывать, какие учебные курсы студент уже изучил, какими понятия­
ми он владеет, чтобы, с одной стороны, не было прямых повторов мате­
риала, а с другой - сохранялась логика в изучении цикла преподавае­
мых предметов. Каждый преподаватель учитывает достигнутый уровень
способностей учащихся, соотносит объяснение материала с возрастны­
ми возможностями учащихся.

5. Формы и функции активности обучающихся. При планирова­
нии занятий преподаватель рассчитывает, как вызвать умственную ак­
тивность учащихся и реализует эту7 задачу на разных формах обучения:
лекции, семинары, практические занятия, на которых студенты должны
по-разному проявлять учебно-познавательную активность.

6. Существующий фонд дидактических материалов (программа,
задания, контрольные вопросы, наглядные материалы, методические
рекомендации). Чем лучше и качественнее разработано учебно-
методическое обеспечение курса, тем больше у преподавателя возмож­
ностей использовать потенциал научной дисциплины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные психологические труды / А.А. Бо-
далев. - М: Междунар. пед. академия. 1995. -326 с.

2. Бачков И.В Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие / И.В. Вачков. И.Б.
Гриншпун. Н.С. Пряжников. - М. - Воронеж: МОДЭК, 2003. -464 с.

3. Гальперин Г1.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - М.: МГУ,1976. - 150 с.

4. Гинеиинскип В. И. Предмет психологии: дидактический аспект. Пособие для пре­
подавателей / В.И. Гинецинский. - М.: ЛОГОС, 1994. - 214 с.

5. Гиппеирептер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппен-
рейтер. - М.:ЧеРо, 1996. - 336 с.

6. Карандешев В.К Методика преподавания психологии: Учеб. пособие / В.Н. Ка-
рандешев. - СПб.: Питер, 2005. - 250 с.

7. Климов Е.А. Основы психологии: Учеб. для вузов / Е.А. Климов. - М: Кулыура
и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 295 с.

8. Козлов Н. Как относится к себе и к людям или практическая психология на каж­
дый день / Н. Козлов. - М: Новая школа, 1993. - 327 с.

9. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001, - 592 с.

10. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М: Просвещение, 1986. - 464 с.
П.Петровский А.В. История и теория психологии: В 2 т. / А.В. Петровский, М.Г.

Ярошевский. - Ростов н/Д: ФЕНИКС. - 1996 - Т 1-2.

12. Платонов КК. Занимательная психология / К.К. Платонов. - М.: Молодая гвар­дия, 1986.-224 с.


 



13. Психология для всех и каждого / Сост. В.Б. Шапарь. - Харьков: Торсинг; Ростов
н/Д: Изд-во «Феникс», 2002. - 448 с,

14. Разин В.М. Психология: наука и практика / В.М. Розин. - ML 2005.

\ 5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С,Л. Рубинштейн - М.: Педагогика, 1989.

16. Смирное С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности
к личности / С.Д. Смирнов. - М: Аспект-Пресс, 2001. - 271 с.

17. Слободчиков В.И, Основы психологической антропологии. Психология человека:
Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков.
Е.И. Исаев. - Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

18. Тюрина Л. Вузовский учебник сегодня и завтра / Л. Тюрина /7 Высшее образова­
ние в России. - 1998 -№1.-С. 14-24.

19. Штейнмец А.Э. Общая психология: Учеб. пособие хтя студ. высш. учеб. заведе­
ний / А.Э. Штейнмец. - М.: .Академия. 2006. - 288 с.

ЛЕКЦИЯ 4

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:590

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.