Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Формулы развития конфликта

Один из отечественных исследователей в области конфликтологии В.П.Шейнов в своей книге «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» приводит три формулы конфликтов (А, Б, В). Практическое значение формул конфликтов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить анализ многих конфликтов и находить пути их разрешения.

Первая формула отражает зависимость конфликта от конфликтогенов.

КФ1+КФ2+…+КФn=К (А)

Механизм развития конфликта по этой формуле основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применён конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания.

Вторая формула отражает зависимость конфликта от конфликтной ситуации и инцидента и выражается:

КС+И+К (Б)

Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов, то есть необходимо устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент.

Третья формула отражает зависимость конфликта от нескольких конфликтных ситуаций.

КС1+КС2+…+КСn=К (В)

Чтобы, разрешить конфликт, возникший по этой формуле необходимо устранить все конфликтные ситуации.

Глава 5. Динамика конфликта

Общество, как и отдельный человек, находится в постоянном развитии. Одним из способов этого развития является конфликт, представляющий собой процесс, состоящий из определенных этапов. Динамика конфликта – это и есть процесс его изменения.

Динамика конфликта как сложного психологического явления находит своё отражение в двух понятиях:

¾ этапы конфликта;

¾ фазы конфликта.

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие объективно существующего конфликта от его возникновения и до разрешения.

Всякий конфликт в собственном смысле слова может быть представлен тремя этапами: 1) начало, 2) развитие, 3) завершение. К собственно конфликту примыкают еще два периода: 1) предконфликтный и 2) послеконфликтный.

Таким образом, общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов:

1) предконфликтная ситуация (латентный период);

2) открытый конфликт (собственно конфликт):

− инцидент (начало конфликта),

− эскалация (развитие) конфликта,

− завершение конфликта;

3) послеконфликтный период.

1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. В большинстве случаев конфликт порождается определённой конфликтной ситуацией, отражающей стремление одной стороны к достижению желаемого для неё состояния, при этом другая сторона объективно препятствует достижению её желания. Какое-то время объективная конфликтность ситуации не осознаётся сторонами.

2. Осознание конфликтной хотя бы одной из сторон. Чтобы конфликт стал реальным, участники его должны осознать сложившуюся ситуацию как конфликтную. Понимание ситуации как конфликтной является результатом осмысления реально сложившегося объективного противоречия интересов, стремлений. Следствием и внешним проявлением подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего противника, ограничение контактов с ним.

3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (заявление, предупреждение и т.д.), направленным на несение «ущерба» противнику. Другой участник при этом сознаёт, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные действия против инициатора конфликта.

4. Развитие открытого конфликта. Участники открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта. На данной стадии возможны две фазы: конструктивная и деструктивная. Деструктивная фаза требует вмешательства руководителя.

Деструктивная фаза начинается тогда, когда взаимная неудовлетворённость друг другом, способами решения проблем, продуктивностью совместной деятельности превышает порог терпимости и совместная деятельность становится неуправляемой.

Если 4-й этап конфликта, напротив, был конструктивным, то возможен следующий этап – разрешение конфликта (частичное или полное).

5. Разрешение конфликта. Разрешение возможно:

– во-первых, за счёт преобразования объективной ситуации;

– во-вторых, за счёт преобразования образов конфликтной ситуации у оппонентов.

Не всякий конфликт проходит через все отмеченные стадии. Так, например, конфликтную ситуацию можно устранить до начала конфликтных действий или изменить характеристики её элементов (объекта или оппонентов):

– объект может быть изъят или подменён другим

– может измениться доступность объекта для оппонента

– все оппоненты, кроме одного могут быть устранены.

Но, если прервать течение конфликта, не разрешив его объективного противоречия, то конфликтная ситуация остаётся и конфликт замораживается. Эти неразрешённые конфликты опасны, так как порождаются новые конфликтные ситуации с новыми оппонентами, возникает и укрепляется чувство неприязни между постоянными оппонентами.

Разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами:

- педагогическими (беседа, убеждение, просьба, разъяснение);

- административными (увольнение, перевод, решение суда, приказ руководителя и т.д.).

Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают его динамику прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения (см. рис. 5.1.).

1. начальная фаза

2. фаза подъёма

3. пик конфликта

4. фаза спада

Фазы конфликта могут повторяться циклически. При этом возможности разрешения конфликта в каждом последующем цикле сужаются.

Конфликт может протекать в различных формах. Он может протекать в острой и сглаженной, открытой и скрытой форме. А.К. Зайцев[38] в своей книге «Социальный конфликт на предприятии» выделяет простые формы конфликтности (бойкот, саботаж, травля (преследование), словесная и физическая агрессия) и сложные (общественный протест, забастовка, бунт, революция, война), представляющие собой переплетение простых конфликтов. Однако не все формы конфликтов доступны для служащих, так как это устанавливаются ограничительные санкции статусом служащего.

 

пик конфликта

фаза спада

фаза подъёма

       
 
   
 

 

       
   
 
 


t

начальная 1 цикл 2 цикл 3 цикл 4 цикл

фаза

 

Рисунок 5.1. Фазы развития конфликта

 

Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а так же возможности служащего по его разрешению отражены в таблице 5.1.

 

Таблица 5.1. Взаимосвязь фаз и этапов конфликта

Фаза конфликта Этап конфликта Возможность разрешения (%)
Начальная фаза Возникновение и развитие конфликтной ситуации; Осознание конфликтной ситуации 92%
Фаза подъёма Начало открытого взаимодействия 46%
Пик конфликта Развитие открытого конфликта менее 5%
Фаза спада ___________ примерно 20%

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:2357

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.