Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Формирование личности младшего школьника

Под влиянием нового ВВД (учебной) у младших школьников формируется более устойчивая структура мотивов, в иерархии которой мотивы учения, учебной деятельности становятся основными.

Некоторые мотивы возникают непосредственно в обучении и связаны с содержанием и формами учебной деятельности (интерес к процессу чтения, рисование). Другие мотивы находятся за пределами учебного процесса:

· Широкие социальные мотивы (хорошо работать после окончания школы, поступить в университет). Однако, мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием учебной деятельности, деятельности, которую он выполняет. Согласно исследованиям А.К.Марковой, мотивы обучения начинают терять силу, не работают уже к началу второго года обучения.

· Узко-личностные мотивы (выражены стремления к собственному благополучию). В них выражено стремление к собственному благополучию (заслужить похвалу взрослого, получить хорошую оценку). К третьему классу важным фактором, стимулирующим успешное обучение, становится мнение коллектива. К этому же времени положительные или отрицательные мотивы к учению во многом зависят от настроя класса: если классный коллектив безразличен к успехам в учебе, то отдельные учащиеся быстро поддаются этой установке и их успешность к обучению снижается.

Задача учителя – установить такой настрой классного коллектива, учитывать такую обстановку и влиять на класс.

Ученикам первого класса трудно выделить любимый учебный предмет, они называют 4-5 предметов и на первое место ставят те предметы, которые увлекли их способами действия. Во втором классе круг учебных предметов сужается, а к третьему классу доходят до 1-2.

Со второго класса происходит дифференциация учебных интересов, выделяются ученики, проявляющие способности в некоторых предметах.

Таким образом, разнообразные мотивы учения, причины, их вызывающие, и постоянная работа учителя и родителей по развитию положительных мотивов учения – важный фактор в развитии личности младшего школьника.

В младшем школьном возрасте существенно развиваются мотивы поведения. Одним из нравственных мотивов поведения младшего школьника являются идеалы. Идеалы в этом возрасте имеют ряд особенностей:

1) Имеют конкретный характер или являются героями, о которых ребенок слышал по радио, читал; эти идеалы неустойчивы, быстро сменяют друг друга

2) Ребенок может поставить перед собой цель подражать героям, но подражает внешним сторонам их поступков

Личность школьника проявляется и формируется в общении. В первую очередь, для школьников важна, значима личность учителя, он главный авторитет. В начале обучения ребенок воспринимает одноклассников «через учителя», обращает на них внимание, когда учитель во время урока оценивает их успехи или неудачи, поэтому первое время в классе нет подлинных межличностных отношений, дети этого возраста только входят в жизнь коллектива. На 2, 3 этапах обучения у ребенка появляется новое отношение к учебе, личности учителя, которая становится менее значимой, однако, устанавливаются тесные контакты с одноклассниками, те или иные стороны личности сверстников начинают казаться важными.

В.А.Кутсцкий отмечает, что дружественные отношения становятся более глубокими, прочными, проявляется в стремлении быть полезным товарищам, проявляется сочувствие в стремлении поделиться с другом своими радостями и горестями.

Таким образом, психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются:

1) Развитие и формирование всех познавательных процессов учебной деятельности, их производительности и особенностей

2) Осознание своих собственных изменений (рефлексия)

3) Развитие системы собственных отношений с окружающими

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:704

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.