Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Средний ребенок.

Личностные особенности младшего ребенка.

Младший ребенок

 

Особенности семейной ситуации развития:

1) для всей семьи такой ребенок – малыш.

2) объект заботы, опеки со стороны всех членов семьи. Рядом с ним всегда есть кто-то, кто может его защитить и своевременно удовлетворить его детские потребности. Младшего ребенка часто балуют, как и единственного.

3) Меньшее кол-во требований со стороны родителей, особенно если есть сиблинг того же пола. Младший ребенок прощается больше, чем в свое время прощалось старшему за аналогичные проступки.

4) их воспитанием занимаются не только взрослые, но и старшие дети, которые становятся для них функциональными родителями. При этом старшие дети могут становиться для них большим авторитетом, чем родители.

5) соперничество со старшими детьми (особенно если это второй ребенок)

6) отсутствие травмы детронизации

7) у младшего нет ничего своего

8) удержание в родительской семье, потакая их желаниям и делая зависимыми от себя.

Проблемы младшего ребенка:

1. чувство неполноценности, т. к. старшие дети более сильные и умелые

2. потворствование их желаниям и капризам со стороны родителей и др. членов семьи (разбалованность).

3. при конфликтах между родителями именно младший ребенок становится реципиентом напряжения, вследствие своей возрастной недиффеернцированности.

4. младшие дети нередко принимают бессознательную установку на порожение, чтобы заслужить любовь старших детей.

5. использование манипулятивных способов достижения цели.

1) инфантильность, незрелость.

2) оптимизм, беззаботность, приключенческий подход к жизни. Не боятся ввязываться в новые ситуации.

3) обояние, очарование. Более популярны среди сверстников, имеют больше друзей, лучше ладят с людьми. Их опыт отношений богаче и разнообразней.

4) спонтанность, отсутствие самодисциплины.

5) беспомощность, готовность принмать чужое покровительство.

6) трудности принятия решения.

7) бунтующее поведение, высмеивание существующего порядка. Но он все равно остается зависим от других.

 

 

Эта позиция наиболее сложна для психологического анализа. Распростаненной является точка зрения, что средний ребенок имеет смешенный характеристики старшего и младшего ребенка. Первоначально средний ребенок занимает позицию младшего в семье, которую затем уступает новорожденному брату/сестре. Если старший ребенок в такой ситуации лишается привелегий, единственный ребенок (ситуация детронизации), то средний лишается преимуществ и поблажек младшего ребенка. Но и позицию старшего ребенка он также не может примерить на себя в полной мере: властный и агрессивный первенец, однажды потерявший свои привилегии, пресекает попытки вторгнуться на его территорию.

Особенности семейной ситуации:

1) маргинальность, положение становится пограничным между всеми членами семьи.

2) соперничество как со старшими, так и с младшими детьми. Исследования показывают, что старшие и младшие дети всегда являются любимцами семьи, поэтому среднему ребенку приходится соревноваться как со старшим, более умелым и сильным, так и с младшим, более беспомощным и зависимым.

3) вследствие отсутствия излишнего родительского внимания средний ребенок не испытывает давления родительских ожиданий (как старший ребенок) и гиперопеки (как младший ребенок).

 

Типичные проблемы среднего ребенка:

1) трудности самоопределения (как личностного, так и профессионлаьного). Всю жизнь стоят на распутьи.

2) неуверенность (отсутствие четких ориентиров в своей жизни)

3) использование негативных способов привлечения внимания к себе

4) обидчивость. Поскольку средний ребенок лишен прав старшего ребенка и привелегий, поблажек младшего, он зачастую чувствует несправедливость жизни

5) слабая привязанность к родителям. За пределами семьи у средних более прочные привязанности к партнерам и друзьям.

 

Личностные особенности:

В зависимости от того, какой способ разрешения ситуации маргинальности выберет средний ребенок и будут формироваться его личностные особенности

1) Если он постарается занять промежуточную среднюю позицию между всеми членами семьи, это будет способствовать формированию умения ладить с разнообразными людьми и вести переговоры. Его личность будет отличаться дипломатичность, гибкостью и нерешительностью.

2) Если он решит искать собственный путь и способы отличиться, его личности будут присущи такие качества как открытость всему новому, и авантюризм.

3) Если он выберет протест против сложившейся семейной ситуации, это проявится в таких чертах как мятежность и непринятие любых авторитетов.

 

Основные ошибки интерпретации результатов, получаемых при исследовании групповых различий:

1) природа признака, положенного в основу разделения на группы (пол, раса, социальный статус) автоматически переносится на природу его коррелятов.

2) результаты, полученные при исследовании групповых различий механически переносят на конкретных людей.

Межгрупповая вариативность всегда меньше внутригрупповой, т. е. мужчины и женщины между собой отличаются меньше, чем мужчины между собой.

 

Типологические различия

Типологические проявления свойств НС.

Психологические особенности людей с сильной или слабой НС.

Понятие о силе НС было предложено Павловым в 1922 г. При изучении условнорефлекторной деятельности животных было выявлено, что чем больше интенсивность раздражителя и чем чаще он применяется, тем больше ответная условнорефлекторная реакция. Однако при достижении определенной интенсивности и частоты раздражения, условнорефлекторный ответ начинает снижаться. Эта закономерность получила название «закона силы». Тогда же было замечено, что этот закон не проявляется у всех одинаково: у одних испытуемых запредельное торможение, при котором начинается снижение условнорефлекторного ответа, наступает при меньшей интенсивности и частоте раздражения, чем у других (слабые, слабая НС).

Основные способы измерения силы НС:

1) по верхнему порогу. По максимальной интенсивности однократного раздражения, не приводящего к снижению условной реакции.

2) по нижнему порогу. По быстроте реагирования на раздражители минимальной интенсивности (слабые реагируют быстрее).

3) по выносливости. По наибольшему числу раздражений, не приводящих к снижению условной реакции.

       
   
 
 

 

 


Преимущества людей со слабой НС утрачиваются в критических и экстремальных ситуациях (поскольку развивается запредельное торможение).

 

Психологические особенности людей с подвижной или инертной НС

 

Свойство подвижности было выделено Павловым в 1932 г. Как характеристика скоростных параметров функционирования НС (возникновение нервного процесса, его прекращение, смена возбуждения торможением и наоборот).

Дальнейшие исследования в лаборатории Теплова показали, что скоростные характеристики нервной деятельности могут быть представлены двумя самостоятельными свойствами:

1) лабильность – быстрота возникновения и прекращения нервного процесса;

2) подвижность – легкость и быстрота переделки значения условных рефлексов (с положительного на отрицательный и наоборот);

 

 


Психологические особенности людей с возбудимой и тормозимой НС

 

Соотношение процессов возбуждения и торможения было первым из свойств НС предложенных Павловым. При этом, важна не степень выраженности возбуждения или торможения, а какой из процессов берет верх (оказывается более выраженным).

В зависимости от этого возможны 3 варианта НС:

1) уравновешенный тип. Присущи баланс процессов возбуждения и торможения

неуравновешенные
2) возбудимый. Преобладание возбуждения над торможением.

3) тормозимый тип. Присуще преобладание торможения над возбуждением.

 

Эксперименты с прерыванием естественного ночного сна показали, что уравновешенность НС является исходной базовой характеристикой при автоматизированном режиме работы нервных центров, а искажение баланса нервных процессов возникают в результате вмешательства других уровней управления и регуляции (напр. мотивация).

 

 


Функциональная ассиметрия

 

Левши

 

Леворукие чаще встречаются среди мужчин и среди людей, родившихся в осенне-зимний период. Левши составляют 10 % населения Земли.

Есть группа людей – амибидекстры – люди, с функциональным равенством рук.

В возрасте 1 года 52 % детей правши, 47 % левши. В 2 года 70 % правшей и 29 % левшей. И в 7 лет 85 % правшей и 13% левшей. Правое полушарие созревает раньше и по мере того, как дозревает левое полушарие происходит спонтанное ненасильственное изменение ведущей руки с левой на правую.

Виды леворукости:

Леворукость до сих пор является одной из самых сложных для изучения проблем в связи с тем, что причины ее возникновения бывают разные и существуют разные виды леворукости.

1) наследственная (генетическая). Исследуется частота семейного левшества. Если оба родителя левши 50 % вероятности, что ребенок будет левша. Если один родитель левша, то вероятность 16,7 %. Если оба родителя правши – 6,3 %.

2) патологический. Негативное отношение левшей с библии. Правое - правильное, левое – порочное, плохое. Считается, что именно за правым плечом ангел, а бес шепчет в левое ухо.

40 % людей с заиканием и 50 % людей с косоглазием леворукие. Существует точка зрения. что любое проявление леворукости – есть следствие родовой травмы. Слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов, асфексия (удушье), а также низкая масса тела. Среди детей, родившихся с весом менее 1 кг, 50% в последующем становились левшами.

Другая точка зрения обращает внимание на проблемы пренатального развития как фактора возникновения леворукости. Среди близнецов количество леворуких увеличивается, при чем среди них один правша, один – левша. Что говорит о связи не с генетическими факторами, а больше с внутриутробными.

Увеличение количества левшей среди близнецов подтверждает гипотезу о роли церебральной недостаточности в формировании леворукости. Близнец, проигравший в этой церебральной недостаточности в последствие становится леворуким. Взаимосвязь между леворукостью и нервными психическими нарушениями не позволяет делать вывод о причинно-следственной связи между ними. Здесь проблема «третьего фактора». Обычно в качестве такого фактора называют церебральную недостаточность как почву для формирования и того, и другого.

3) вынужденная (приобретенная). Вынужденная повреждением правой руки в раннем детстве, когда функциональная асимметрия не была полностью сформирована. Может быть еще приобретенная леворукость. Здесь бывают абсурдные ситуации. Доказано. что левши более креативны, поэтому есть родители, которые насильственно заставляют ребенка пользоваться левой рукой, наивно полагая, что тогда он станет креативным.

Функциональная специализация полушарий головного мозга.

 

 


Психологические особенности левшей

 

Все психологические особенности левшей обусловлены тем, что ведущим у них является правое полушарие, а также функционирование полушарий более симметричное, чем у правшей.

1) Трудности социальной адаптации. Декстро-сресс – стрессогенное воздействие праворукой среды. С этим связана большая частота бытового травматизма у левшей.

2) Хорошая физиологическая адаптация. Лучше адаптируется к трудным климатическим условиям (разреженный воздух в высокогорных районах, низкая температура в северных), а также быстрее восстанавливаются после ЧМТ.

3) Высокая утомляемость. Более симметричное функционирование означает, что оба полушария учавствуют в решении задач, следовательно быстрее устают.

4) Зеркальность (трудности в ориентировки лево-право). Этапы зеркальности переходят все дети. У левшей потенциальная готовность зеркального воспроизведения сохраняется в течение всей жизни и обычно проявляется в стрессовых ситуациях или в состоянии утомления.

5) Эмоциональная уязвимость

6) Хорошее цветоразличение.

7) Трудности письма и чтения даже у непереученных.

Трудности:

1. медленный темп письма

2. нарушение почерка

3. тремор линий

4. оптические ошибки.

Современные исследования показывают, что у 70% левшей центры речи расположены в левом (не ведущем) полушарии; у 15% – в правом; еще у 15% – в обоих полушариях.

8) Более высокий уровень креативности. У детей левшей до взрослости остается недостаточно сформированным базис автоматизированных действий. Многие навыки опираются только на осознанные действия и операции. Творческий потенциал является следствием менее жесткой функциональной организации мозга у левшей. Это создает большее количество «степеней свободы» в выборе стратегии деятельности в восприятии проблемы и поиска решений. Это причина большей утомляемости.

 

Основные принципы работы с леворукими:

 

1. воспитание и обучение должно быть направлено не столько на приспособление к правостороннему миру, сколько на более полное раскрытие присущих ему особенностей.

2. нецелесообразность переучивания. Негативные последствиями переучивания становятся невростении, депрессии, логоневроз.

 

Интеллектуальные сложности. Устойчивость, прогностичность и возрастная динамика интеллектуальных изменений.

1) Тестовые показатели (скорость развития), полученные в результате обследований детей в возрасте 12-18 месяцев оказались непрогностичными в отношении последующего уровня интеллекта ребенка.

2) Прогностические исследования уровня интеллекта становятся возможными только начиная с 6 летнего возраста.

3) В течение всего школьного периода возможны колебания уровня IQ в пределах 15 баллов. Норма реакции для IQ составляет 20-25 баллов. Норма реакции определяется генотипом.

4) Корреляция показателей интеллекта со школьными оценками.

Школьные оценки коррелируют сильнее с показателями вербального интеллекта, чем невербального. Корреляция с показателями общего интеллекта находится в пределах 0,4 – 0,6.

5) Возрастная динамика.

Пик интеллектуальных показателей приходится на 20 с небольшим лет. До 30 лет еще возможен рост, далее речь идет в лучшем случае о поддержании уровня интеллектуального развития.

 

 

Интел. развитие

 
 

 

 


- Чем более сложная интеллектуальная профессиональная деятельность, тем дольше будет поддерживаться интеллектуальная форма.

- Круг общения, партнеры (супруги) влияют на интеллектуальный уровень: на сохранение интеллектуальных способностей, по крайней мере.

- Путешествия тоже оказывают некоторое влияние. Создают опыт, эффект адаптации и новизны стимулируют интеллектуальную деятельность.

Иностранные языки и кроссворды память поддерживают в тонусе, однако на мыслительную деятельность они особо не влияют.

 

 

Роль наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.

- Близнецовый метод

- Сиблинговый метод

- Метод приемных детей (2 категории: родители усыновители и приемные дети, и биологические родители, которые не воспитывают своих детей).

Основные теории генотип-средовых отношений.

1) Теория исключительного действия генотипа, либо среды.

Упрощенный подход к пониманию взаимоотношений генотипа и среды. Ни одна характеристика не бывает полностью детерминированной.

2) Теория совместного вклада.

Акцент на определение пропорциональности вклада генотипа и среды в развитии конкретной психологической характеристики.

Самой известный является модель Шванцара.

Он опирается на закон нормального распределения.

 

 
 

 


Индивиды, психические свойства которых относятся к крайним значениям нормальной кривой распределения, в своем развитии детерминированы преимущественно наследственными факторами. Средние значения психических свойств индивида детерминированы наследственностью и средой примерно в равных пропорциях (50/50). (Чем ближе к полюсам, крайние проявления какой-либо характеристике в большей степени детерминируются наследственностью, а средние значения – 50 на 50, и средой, и наследственностью).

3) Теория взаимодействия генотипа и среды.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:898

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.