Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Лекция 7. План производства

Производственная программа. Определение мощности предприятия

Определение потребности в материальных ресурсах. Классификация затрат

Выбор и описание технологии производства. Необходимое оборудование и порядок его приобретения. Лицензирование видов деятельности

Потребность в сырьевых ресурсах и порядок их приобретения

Разработке производственного плана предшествует обоснование производственно программы. Суть этой работы излагается ниже.

Исходными данными для обоснования производственной программы являются данные плана маркетинга. В частности:

· прогнозируемый объем продаж;

· цены продаж;

· качественные характеристики продукта, предлагаемого на рынке.

Производственная программа предприятия — это объем производства и реализации продукции, как правило, в годовом исчислении по соответствующей номенклатуре, ассортименту и качеству. В процессе разработки производственной программы учитываются объемы поставок каждого вида продукции по ранее заключенным договорам и результаты маркетинговых исследований по выявленному дополнительному рыночному спросу, а в основу ее разработки закладываются реальные производственно-технические возможности предприятия по выполнению намеченной производственной программы, т.е. его производственная мощность.

Производственная программа включает в себя три раздела:

• объем производства продукции в натуральных единицах измерения;

• объем производства продукции в стоимостном выражении;

• объем реализации продукции в денежном выражении и объемы ее продаж в натуральных единицах измерения.

Объем производства продукции в натуральном выражении рассчитывается по каждому виду продукции (по номенклатуре), в ассортиментном разрезе и с показателями качества изделий в физических единицах измерения.

Номенклатура — это укрупненный перечень выпускаемых пред­приятием видов продукции, отличающихся между собой разными потребительскими свойствами.

Ассортимент характеризует состав продукции внутри одной номенклатуры, т.е. продукции одного и того же потребительского назначения, но отличающихся между собой отдельными признаками (марка, сортность, размер, тип изделия и т.д.). Для оценки объемов производства продукции в ассортиментном разрезе в натуральном выражении используются такие физические единицы, как тонны, погонные метры, квадратные и кубические метры, штуки и др. Расчет объемов производства продукции в натуральном выражении по номенклатуре производится в условно-натуральных единицах измерения (условные тонны, условные штуки и т.д.).

Определение объемов производства и реализации продукции в натуральном выражении не обеспечивает возможности оценки обще­го объема производства и продаж в целом по предприятию с многономенклатурными производствами. Для оценки объемов выработки и продаж продукции по предприятию в целом эти показатели рассчитываются в стоимостном выражении, для чего используются соответствующие цены. Необходимость определения так называемых объемных показателей в денежной форме обусловлена возможностью расчета таких показателей по предприятию в целом, как:

• объем производства продукции и его структуру;

• объем реализации продукции (валовый доход предприятия);

• сумму прибыли предприятия от реализации продукции.

Объем производства в стоимостном выражении по предприятию в целом оценивается показателями товарной, валовой и чистой продукции, а также стоимостью, добавленной обработкой, или добавленной стоимостью.

Объем производства товарной продукции (Vтп) представляет собой выраженную в стоимостной форме законченную производством, предназначенную для реализации потребителям и имеющую все признаки товара продукцию. Общая сумма товарной продукции предприятия исчисляется по заводскому методу и рассчитывается по выражению:

Vтп = ГП + ПФ + РУ + ПС, млн. руб. (7.1)

 

где ГП – стоимость готовой продукции, предназначенной для реали­зации, млн. руб.; ПФ – стоимость полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных цехов, предназначенных для поставки на сторону, млн. руб.; РУ – стоимость работ и услуг промышленного характера, выпол­няемых по заказам со стороны, млн. руб.; ПС – стоимость инструментов и приспособлений для собственного производства, готовой продукции и полуфабрикатов, поставляемых для собственного капитального строительства и непромышленным хозяйствам данного предприятия, млн. руб.

Товарная продукция исчисляется в действующих оптовых ценах предприятия, что позволяет определить реальный (фактический или плановый) объем дохода и сумму прибыли предприятия, рассчитать уровень затрат на один рубль товарной продукции. Показатель валовой продукции характеризует общий объем промышленного производства вне зависимости от степени готовности продукции и определяется в стоимостном выражении. В состав валовой продукции промышленного предприятия включается стоимость всех выработанных за определенный период времени готовых изделий, а также предназначенных для реализации на сторону полуфабрикатов и стоимость выполненных работ промышленного характера. Объем валовой продукции в самом общем виде определяется как сумма товарной продукции (Vтп) и изменение остатков незавершенного производства:

Vвп = Vтп + (О2 – О1), млн. руб. (7.2)

где О1, О2 – стоимость остатков полуфабрикатов собственного произ­водства и незавершенного производства на начало и ко­нец календарного периода, соответственно, млн. руб.

Валовая продукция рассчитывается в неизменных (сравнимых) ценах по так называемому заводскому методу, согласно которому в ее объем не включается в целях избегания повторного счета продукция отдельных цехов, предназначенная для последующей ее переработки внутри данного предприятия.

Как товарная, так и валовая продукция не обеспечивают объективной и достоверной оценки собственного вклада данного предприятия в результаты его деятельности. Объясняется это тем, что в эти показатели включается стоимость сырьевых и других материальных и энергетических ресурсов, приобретенных предприятием со стороны, удельный вес которой в себестоимости продукции достигает порой 80% и более. При росте стоимости этих ресурсов увеличивается объем как валовой, так и товарной продукции, хотя «вклад» данного предприятия в формирование величины этого объема может и не изменяться.

Производственная мощность – максимально возможный выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте планового периода при полном использовании производственного оборудования в наилучших технических и организационных условиях.

Пропускная способность характеризует максимальный выпуск продукции применительно к работе оборудования, станка, агрегата, но не участка, цеха, предприятия. Производственная мощность измеряется в тех же единицах, что и объем производства продукции. Широкая номенклатура приводится к одному или нескольким видам однородной продукции.

Расчет производственной мощности предприятия (М) ведется по всем его подразделениям в следующей последовательности:

1. по агрегатам и группам технологического оборудования;

2. по производственным участкам;

3. по основным цехам и заводу в целом;

М определяется по мощности ведущих цехов, участков, агрегатов.

Ведущими является те цеха, участки, агрегаты, в которых выполняются основные наиболее трудоемкие технологические процессы и операции по изготовлению продукции.

М меняется в течение планового периода, поэтому выделяют входную, выходную и среднегодовую мощность.

Мвх определяется на начало года по имеющемуся в наличии оборудованию на начало года.

Мвых рассчитывается на конец года с учетов ввода и выбытия мощностей.

Мввод – объем мощностей вводимых в течение года.

Мвыб – объем мощностей выбывающих в течение года

(7.3)

Для того чтобы выяснить, достаточно ли М для выполнения производственной программы, необходимо сделать перерасчет плана производства на один вид продукции, занимающей наибольший удельный вес.

Коэффициент перерасчета определяется делением трудоемкости каждого изделия на трудоемкость выбранного представителя. Количество изделий, установленных в производственной программе, умножается на соответствующий коэффициент перерасчета. Результаты суммируются, и получается производственная программа, рассчитанная по тому изделию, которое принято в расчет производственной мощности (М). Если М > производственной программы, то мощностей достаточно для выполнения этой программы (остается запас).

Производственный план

Если создаваемое предприятие относится к катего­рии производственных, для него необходимо соста­вить производственный план, содержащий полное описание всего производственного процесса. Если некоторые операции предполагается поручить субпод­рядчикам, следует дать о них сведения, включая имя субподрядчика (название фирмы), его адрес, причи­ны, по которым был сделан такой выбор, цены и ин­формацию о ранее заключенных контрактах (если таковые были). По тем операциям, которые предпола­гается выполнять силами самого предприятия, необ­ходимо дать схему производственных потоков, список производственного оборудования, сырья и материалов с указанием для каждого наименования фирмы-поставщика (название, адрес, условия поставок), ориен­тировочную стоимость, а также список производствен­ного оборудования, которое может понадобиться в бу­дущем.

Если предполагается создать не производственное предприятие, а торговую точку или сервисное пред­приятие, то данный раздел плана можно назвать, на­пример, «Торговый план» и описать в нем процедуру закупки партий товаров, систему контроля за уровнем товарных запасов и план складских помещений. Глав­ные пункты, которые должны быть раскрыты в данном разделе бизнес-плана, представлены в табл. 7.1.

Таблица 7.1

СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГЛ ПЛАНА

1. Дать полное описание всего производственного процесса. Перечислить операции, которые предполагается поручить субподрядчикам (аутсорсерам). 2. Указать имена (названия фирм) и адреса субподрядчиков. 3. Объясните, почему были выбраны именно эти субподрядчики (аутсорсеры). 4. Сколько вы платите или собираетесь платить субподрядчику? Приложите копии контрактов, если таковые имеются. 5. Приведите схему производственных потоков (желательно в гра­фическом виде). 6. Какое производственное оборудование потребуется купить (арендовать) в первую очередь? 7. Работники каких специальностей потребуются для выполнения производственных операций, выполняемых собственными силами? 8. Надо ответить на вопрос о том, есть ли эти работники на рынке рабочей силы или их придется обучать? Сколько стоит обучение? 9. Какое потребуется сырье (материалы)? 10. Кто будет поставлять это сырье и по каким ценам? 11. Какова будет себестоимость производимого продукта? 12. Какое оборудование может понадобиться в будущем? Для торговых и сервисных предприятий: 1. У кого вы предполагаете закупать свой товар? 2. Как предполагается построить систему управления запасами на складе? 3.Есть ли подходящее помещение для магазина и для склада?

 

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:667

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.