Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Мусульманское право: особенности формирования, источники и основные черты.

Мусульманское право вобрало в себя элементы предшествующих культур Востока. Считается, что право дано Аллахом. Возникновение этого права связано с деятельностью одного из основателей религиозной общины, Мухаммеда у арабов. Сам Мухаммед – создатель новой религии, ислама, затем в его деятельности его заменили четыре праведных последователя – 4 халифа, которые на основе толкований высказываний, поступков Мухаммеда создали священные книги мусульман – Коран и Сунну, после смерти Мухаммеда. Эти два памятника стали основой источников права у арабов.

Коран – священная книга мусульман, состоящая из молитв, проповедей приписываемых Мухаммеду, которые призывали отказаться арабов от старых обычаев в пользу правил устанавливаемых Мухаммедом. В содержании Корана чисто правовых норм не более 500, остальное проповеди и заповеди. Нормы Корана носят казуальный характер.

Сунна – священное предание, состоящее из большого числа рассказов, о рассуждениях и поступках Мухаммеда.

3-ее место занимает Иджма – общее решение мусульманской общины. Эти знатоки ислама высказывали своё мнение, которое обсуждалось всей мусульманской общиной. Эти мнения были в рамках Корана и Сунны, вместе с тем, они признаются отдельным источником права, по которому жила община. Иджма – легко приспосабливалась к любым условиям, изменениям в жизни общины, постепенно была приспособлена для нужд формирующейся верхушки общины.

Спорный источник – Кияс, это решение дел по аналогии, согласно ему правила устанавливаемые в Коране, Сунне, Иджме, могут быть применены по отношению к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках. В мусульманском праве есть и другие источники, указы и распоряжения Халифов (глава государства) и кануны – законы исходящие от органов государственной власти.

Система мусульманского права является принципиально иной по сравнению, например, с системой римского права, и вообще она менее разработана, чем последняя. Правовые, религиозные, этические нормы, хотя и различаются по содержанию, не отделяются друг от друга, составляя все вместе единый комплекс.

Подтверждая государственную собственность на землю, шариат предоставляет главе государства право наделять землей отдельных лиц, но только на праве владения и с обязательной уплатой подати. Землевладельцу разрешалось при этом сдавать землю в аренду непосредственному производителю-крестьянину, обязанному уплатой феодальной ренты.

Со второй половины VІІІ века в халифате появляется условное землевладение, родственное западноевропейскому бенефицию. По мере развития феодальных отношений эти земли, равно как и другие земельные владения, находящиеся в руках феодальной знати, превращаются в частную собственность.

Система обязательств мусульманского права отличается большой разработанностью.

Обязательства из договоров распадаются на две группы. Решающим моментом, отграничивающим одну группу договоров от другой, является наличие или отсутствие обязанности передать вещь, являющуюся предметом сделки. К первой группе договоров, связанной с передачей вещи, относятся договоры мены, займа, найма имущества, купли-продажи. Ко второй группе относятся договоры товарищества, поклажи, поручения.

Своеобразие мусульманского права выражается, в частности, в правиле, согласно которому риск случайной гибели вещи лежит на продавце, а также в сравнительно облегченном порядке расторжения договора (если купленная вещь с изъяном, если покупатель, совершив сделку не видя вещи, сочтет, что она ему не подходит, и пр.).

В области семейных отношений мусульманское право исходит из безусловного преобладания мужчины над женщиной. Шариат разрешает мужчине иметь четырех законных жен и неограниченное число наложниц.

Согласия на брак от женщины не требовалось. В заключении брачного договора она не участвовала. Выйдя замуж, она переходила во власть мужа, должна была избегать встречи с посторонними мужчинами, не показываться в общественных местах и т. д. Муж мог прибегать к телесным наказаниям жены.

Развод по мусульманскому праву сравнительно легко осуществим, но не для женщины.

Большой разработанностью отличается мусульманское наследственное право. Завещатель имеет право распоряжаться по своему усмотрению не более чем одной третью имущества.

Завещатель вправе назначить душеприказчика, которому поручается осуществление фактического раздела наследства. Идеологической основой шариата, имеющей особое значение для его уголовно-правовой части, является учение о покорности судьбе, о недопустимости сопротивления существующему строю, поскольку он освящен богом и Мухаммедом, о греховности чувства зависти к богатым и т. д.

В силу этого правонарушение, посягающее на господствующий правопорядок, объявляется одновременно с тем преступлением против веры, а преступление против веры рассматривается как преступление против государства.

По характеру ответственности преступления делятся шариатом на два вида: те, за которые виновный должен ответить своим телом или своей жизнью, и те, которые он может искупить уплатой штрафа.

К первому виду преступлений относятся кража и разбой (влекущие за собой отсечение руки), прелюбодеяние жены, убийство в разбое (наказуемое смертной казнью) и др.

Ко второму виду преступлений относятся главным образом убийство - умышленное и неосторожное, а также всевозможные случаи причинения увечий и ран.

Признавая кровную месть, шариат разрешает родственникам убитого отомстить за преступление по принципу талиона.

За убийство женщины выкуп уплачивался в половинном размере, за убийство неверного - в размере одной трети.

Сосредоточив основное внимание на самом преступнике, шариат отказывается от наказания соучастников преступления, если они выступали в роли укрывателей или попустителей.

Судебные функции в странах халифата исполнялись кадиями. Они назначались халифом или его представителями на местах из лиц, отвечавших необходимым условиям, обычным для классового общества Процессуального права в строгом смысле слова шариат не знает. Кадий не был связан никаким сколько-нибудь определенным порядком судопроизводства. Прокурора и адвоката мусульманский процесс не знает. Писаного делопроизводства не существовало, так же как и судебных сроков, за исключением одного: каким бы сложным ни было дело, кадий доджей был решить его в один день.

Среди доказательств особое значение имели клятвы, признания и свидетельские показания. Свидетелями могли выступать, как правило, только мужчины. Кадий не был связан в оценке доказательств, он мог прекратить дело в любой стадии. Он мог вынести решение о наказании плетьми недобросовестного истца.

С VІІІ века Арабский халифат как единое государство начинает распадаться. Возникает независимый Египетский халифат, в Испании - до ΧІ века - Кордовский халифат (впоследствии ликвидированный).

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:501

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.