Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятий

Предельный доход — это прирост выручки на единицу прироста количества произведенной продукции. Соответственно предельные издержки равны приросту затрат на единицу прироста количества производимой продукции.

Предельный анализ и оптимизация прибыли

Максимизация прибыли является доминирующей проблемой любого субъекта хозяйствования. Получение максимальной прибыли возможно при определенном сочетании объема производства, цены продукта и издержек на его производство и реализацию. Максимизация прибыли заключается в выборе такого объема производства (реализации) продукции, при котором предельные издержки на производство и реализацию продукции равны предельному доходу.

При этом следует учитывать, что не всякое расширение производства ведет к адекватному росту прибыли, так как:

а)по-разному выглядит динамика издержек;

б) происходит снижение цен при росте объема выпуска продукции.

Значит, предприятие должно найти такой объем производства продукции, при котором оно извлекло бы наибольший доход. Существует несколько способов определения оптимального объема производства:

§ бухгалтерско-аналитический;

§ графический;

§ статистический.

Сущность бухгалтерско-аналитического способа состоит в сопоставлении предельного дохода и предельных издержек. Если предельный доход больше предельных издержек, то дальнейший рост выпуска увеличивает общую сумму прибыли, и наоборот. Следовательно, для максимизации прибыли предприятие должно расширять объем производства до тех пор, пока предельный доход выше предельных издержек, и прекратить расширение производства как только предельные издержки начнут превосходить предельный доход.

Согласно данным табл. 18.4, самый выгодный объем производства при 7 тыс. ед. Затем предельные издержки уже превосходят предельный доход, что явно неблагоприятно для предприятия. Следовательно, до 7 тыс. ед. предприятию выгодно производить продукцию, но сверх этой величины производство неэффективно.

Этот же результат можно получить и графическим методом (рис. 18.1). До 7 тыс. ед. кривая предельных издержек (МС) ниже кривой предельного дохода и поэтому каждая дополнительная единица выпускаемой продукции увеличивает сумму прибыли. Максимальная прибыль — это точка пересечения кривой предельных издержек с кривой предельного дохода. После этой точки кривая предельных издержек располагается выше кривой предельного дохода, из чего следует, что каждая дополнительная единица продукции уменьшает прибыль и ее производство неэффективно для предприятия.

Сущность статистического метода заключается в том; что на основании массовых данных исследуется зависимость предельного дохода, и предельных издержек от объема реализации продукции.

 

Таблица 18.4 Максимизация прибыли на основе предельного подхода

 

 

 

Данные табл. 18.4 позволяют сделать вывод, что зависимость между предельным доходом и количеством реализованной продукции может быть описана уравнением прямой:

где MR — предельный доход на единицу продукции; х — количество продукции в натуральном выражении.

Найдя неизвестные параметры а и b по методу наименьших квадратов, получим

Зависимость предельных издержек от объема производства продукции можно описать уравнением параболы:

В нашем примере оно будет иметь следующий вид. МС = 163,16 - 22,235х + 2,159х2

Зависимость общей суммы издержек от объема продаж получила следующее выражение.

3=а+bх- = 229 + 115х

Сейчас приравняем предельный доход и предельные издержки и найдем величину оптимального объема производства про­дукции, который обеспечит максимальную сумму прибыли:

Приведенные расчеты показывают, что оптимальный объем производства составляет 7230 ед. При таком объеме выручка составит

В = Р х = 180 * 7,23 = 1300 млн. руб.

Издержки производства:

3 = 229 + 115х = 229 + 115 * 7,23 = 1060 млн. руб.

Прибыль:

П = В-3 = 1300 - 1060 = 240 млн. руб.

Следовательно, данному предприятию можно придерживаться стратегии наращивания объема производства до 7200 ед. при условии, что себестоимость его продукции существенно не повысится в ближайшей перспективе.

Безубыточность — такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции — это зона безопасности (зона прибыли), и чем больше она, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Для определения их уровня можно использовать аналитический и графический способы.

Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график (рис. 18.2). По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или I натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали — себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от реализации.

По графику можно установить, при каком объеме реализации продукции предприятие подучит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации, продукции, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производство будет убыточным.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:662

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2018 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.