Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Психология младшего школьника

Теория психического развития Эрика Эриксона. Эпигенетическая теория.

Концепцию Эриксона называют эпигенетической, поскольку в своих взглядах он придерживался принципа генетической предопределенности стадии, которые в своем личностном развитии проходит каждый человек от рождения и до старости.

Центральными понятиями периодизации Эриксона являются идентичность и самоидентичность.

Это направление может быть продуктивным, и тогда у ребенка развивается позитивное новообразование. Но направление и самоидентичность может пойти по-аномальному, и тогда развиваются деструктивные новообразования, разрушающие чувство самоидентичности.

Эриксон выделил и описал 8 жизненных психологических кризисов (стадий жизненного развития).

Таблица 2

8 психосоциальных кризисов, которые преодолевает человек

Старость Цельность личности/отчаянность 8 кризис
Период зрелости Творчество или застой 7 кризис
Ранняя взрослость Близкие отношения или изоляция 6 кризис
Подростковый возраст Идентичность или спутанность ролей 5 кризис
Школьный возраст Достижения или чувства неполноценности 4 кризис
Возраст игры Инициативность или чувство вины 3 кризис
Ранний возраст Автономия или стыд и сомнения 2 кризис
Младенчество Доверчивость или недоверие ко всему 1 кризис

 

Период младшего школьного детства, по результатам В.В.Давыдова, выделился сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением всеобщего и обязательного среднего образования.

Этот период занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет и соответствует 1-4 классам школы.

В.С.Мухина отмечает, что поступление в школу – это переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни, условием деятельности, новому положению в обществе, новыми взаимоотношениями со взрослыми. Учеба является обязательной и общественно значимой деятельностью.

Жизнь ученика подчинена системе строгих правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей. Складывается новый тип взаимоотношений в системе «учитель-ученик». Учитель – не просто взрослый, он носитель общественных требований к ребенку, а оценка объективная – мера его знаний, и плохую отметку не компенсируешь ни послушанием, ни расстоянием.

Л.И.Божович отмечает, что система «ребенок-учитель» становится определяющей в отношении к родителям и сверстникам. Взаимоотношения между учащимися класса определяются успехами в учебе.

Таким образом, ведущий вид деятельности – это учебная деятельность, основная форма организации этой деятельности – это урок. На нем необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаться, не заниматься посторонними делами.

Все эти особенности условий жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к его личности, его психологическим качествам, знаниям и умениям. Итогом развития в дошкольном детстве являются предпосылки этих качеств, достаточный для того чтобы ребенок смог приспособиться к школе. Согласно исследованиям М.И.Мухиной, к качествам, показывающим уровень готовности к школе, относятся:

1) желание стать школьником (выполнять серьезную учебную деятельность, учиться, стремление изменить свое положение среди других людей)

2) достаточный уровень волевого развития ребенка; типичной чертой школьника является соподчинение мотивов, дающее возможность управлять, включаться в общую деятельность, принимать систему требований, предъявляемых учителем

3) интеллектуальная готовность (ребенку, поступающему в 1ый класс, необходим запас знаний об окружающем мире; важен не только объем знаний, но и их качество – степень правильности сложившихся представлений)

4) овладение некоторыми специальными знаниями - грамотой, счетом, решением арифметических задач

5) качества личности ребенка (качества, помогающие войти в класс)- правила поведения, умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:531

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.