Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Теория лидерских качеств

Традиционные концепции лидерства

Несмотря на то что лидеры и лидерство всегда оказывают значи­тельное влияние на курс развития мировой истории, тщательное их изучение, как уже отмечалось выше, началось примерно столетие назад.. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации ли­дер должен обладать определенными качествами. Несколько" позже в исследовании произошел сдвиг в сторону выявления образцов поведе­ния лидера.

Теория лидерских качествявляется наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный: набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров. Исходя из этого подхода, ученые пыта­лись определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

..В этом направлении были проведены сотни исследований, поро­дивших предельно длинный список выявленных лидерских качеств,) Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуй ют лидера:

• ум или интеллектуальные способности;

господство или преобладание над другими;

• уверенность в себе;

• активность и энергичность;

• знание дела.

Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личностных качеств лидера, которые он выявил, ум являлся лучшим предсказателем того! что его обладатель будет лидером. Однако практика этого не подтвер­дила. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х гг.

Наиболее интересный результат был получен известным амери­канским консультантом У. Беннисом, исследовавшим 90 успешных
лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских ка­честв:

• управление вниманием, или способность так представить сущ­ность результата или исхода, цели или направления движения/дейст­вий, чтобы это было привлекательным для последователей;

управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и при­няты последователями;

управление доверием, или способность построить свою деятель­ность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

управление собой, или способность настолько хорошо знать и во­время признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресур­сы других людей.

Беннис предлагает лидерам делиться властью в организации для создания среды, в которой люди почувствуют значимость и возмож­ность познания того, что они делают, а также то, что они часть этого общего дела. Создаваемая таким образом организационная среда должна вселять в людей силу и энергию через качество работы и посвя­щенность работе. Последующее изучение привело к выделению четы­рех групп лидерских качеств: физиологические, психологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуальные, и личностные дело­вые (табл. 12.2).

Таблица 12.2. Лидерские качества, наиболее часто встречающиеся у успешных лидеров

Интеллектуальные способности Черты характера личности Приобретенные умения
Ум и логика Рассудительность Проницательность Концептуальность Образованность Знание дела Речевая развитость Любопытство и познавательность   Интуитивность   Инициативность Гибкость Бдительность Созидательность и творчество   Честность Личная целостность Смелость Самоуверенность Уравновешенность Независимость Самостоятельность Амбициозность Потребность в достижениях   Настойчивость и упорство Энергичность Властность Работоспособность Агрессивность Стремление к превосходству Обязательность Участливость   Умение заручаться поддержкой   Умение кооперирования Умение завоевывать популярность и престиж   Такт и дипломатичность Умение брать на себя риск и ответственность   Умение организовывать Умение убеждать Умение быть надежным Умение шутить и понимать юмор   Умение разбираться в людях  

К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес,
телосложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени
может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством
Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером. Примеры Наполеона, Ленина, Гитлера, Сталина, Ганди подтверждают факт того, что индивиды с отклонениями в меньшую сторону могут вырасти до размеров очень влиятельных фигур мировой истории. Те, кто еще верит в приоритет физиологических качеств, полагаются в своем суждении в значительной мере на использование силы в занятии лидерской позиции, что, как уже отмечалось, не является характерным для эффективного лидерства.

Психологические, или эмоциональные, качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основы. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством. Это позволяет сделать вывод, что дело!, обстоит не так просто и что нельзя в полной мере и непосредственными образом полагаться на приведенные в табл. 12.2 черты характера личности при выявлении лидера в организаций.

Изучение умственных, или интеллектуальных, качеств и их связи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нели­деров. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зави­сит от его способностей и умения решать проблемы и принимать пра­вильные решения. Эффективное выполнение этих функций, как из­вестно, связано с наличием рассматриваемых способностей. Однако последующие исследования показали, что корреляция между этими качествами и лидерством достаточно мала. Так, если средний интеллектуальный уровень последователей невысок, то быть для лидера тишком умным значит сталкиваться с множеством проблем.

Личностные деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении 1-иоих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням орга­низационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать, что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства. Так, например, деловые качества, сделавшие кого-то лидером в коммерческом банке, вряд ли пригодятся для лидер­ства в исследовательской лаборатории или в театре. Теория лидерских качеств имеет ряд недостатков. Во-первых, перечень потенциально южных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По пой причине стало невозможным создать «единственно верный» об­раз лидера, а следовательно, заложить какие-то основы теории.

Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуа­ции, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.

Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изу­чающий лидерские качества, несомненно интересен, но, к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства и оказался надеж­ным сдерживающим средством в переоценке поведенческих и ситуа­ционных основ лидерства.

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:605

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.