Разделы

Авто
Бизнес
Болезни
Дом
Защита
Здоровье
Интернет
Компьютеры
Медицина
Науки
Обучение
Общество
Питание
Политика
Производство
Промышленность
Спорт
Техника
Экономика

Воображение и творчество

Роль воображения в творческом процессе велика. Творчество тесно связано со всеми свойствами личности и не исчерпывается какой-либо одной стороной. Психология творчества проявляется во всех конкретных его видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном.

Долгое время в науке господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу. В наши дни творчество прошло путь от случайных открытий к сознательному и планомерному решению новых задач. Английский ученый Г.Уоллес выделил 4 стадии процессов творчества:

1. Подготовка (зарождение идеи);

2. Созревание (концентрация, стягивание знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

4. Проверка.

Г.С.Альтшуллер разработал теорию творческих задач. Он выделил 5 уровней творчества:

1. Для решения задач первого уровня требуется мысленный перебор нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект не меняется. Средства решения находятся в пределах одной узкой специальности.

2. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов измеряется десятками. Средства решения относятся к одной области знаний.

3. Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, т.к. совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения ищут в смежных областях знаний.

4. Здесь объект меняется полностью. Поиск решений в сфере науки, среди редко встречаемых эффектов и явлений.

5. Решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Число проб и ошибок огромно. Средства решения за пределами сегодняшнего дня науки. Поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные решать творческую задачу. Одним из приемов решения творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие.

Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами или приемами. Новые представления возникают на основе того, же было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.

 


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИЙ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1. Предмет и задачи психологии. 3

1. Психология как научная дисциплина. 3

2. Предмет психологии. 4

3. Задачи психологии. 5

4. Связь психологии с другими науками. 5

Тема 2. Теоретические подходы к изучению психики. 6

1. Понятие и признаки теории в науке. 6

2. Уровни психологических теорий. 6

3. Характеристика некоторых общих теорий психологии. 7

Тема 3. Методы психологии. 11

1. Понятие метода в науке. 11

2. Классификации психологических методов. 12

3. Общая характеристика методов сбора первичной информации. 12

4. Краткая характеристика методов обработки, интерпретации и психологического воздействия 14

Тема 4. Естественно-научные основы психологии. 16

1. Понятие психики. 16

2. Психика и мозг человека. 18

3. Развитие психики в филогенезе. 21

 

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Тема 5. Проблема личности в психологии. 24

1. Проблема личности в психологии. 24

2. Этапы научного исследования и теории личности. 26

3. Структура личности. 26

Тема 6. Развитие личности в деятельности. 29

1. Взгляды в психологии на движущие силы и факторы развития личности. 29

2. Понятие о деятельности человека. 30

3. Условия деятельности и ее основные виды. 31

Тема 7. Темперамент. 33

1. Индивидуально-типологические свойства человека. 33

2. Понятие о темпераменте. 33

3. Физиологические основы темперамента. 34

4. Характеристика типов темперамента. 34

Тема 8. Характер. 36

1. Понятие о характере. 36

2. Акцентуации характера. 37

3. Формирование характера. 38

Тема 9. Способности. 40

1. Понятие о способностях. 40

2. Виды способностей. 41

3. Уровни развития и формирование способностей. 42

Тема 10. Эмоциональная сфера личности. 45

1. Понятие об эмоциях и чувствах. 45

2. Виды эмоциональных состояний. 47

3. Эмоциональные особенности личности. 48

 

Тема 11. Волевая сфера личности. 49

1. Понятие о воле. 49

2. Роль воли в регуляции поведения. 49

3. Волевые качества личности. 51

Тема 12. Мотивационная сфера личности. 53

1. Понятие мотивационной сферы личности. 53

2. Мотив как побудитель деятельности. 54

3. Понятие направленности личности. 55

 

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Тема 13. Ощущение. 58

1. Понятие об ощущениях. 58

2. Виды ощущений. 59

3. Свойства ощущений. 59

Тема 14. Восприятие. 61

1. Понятие о восприятии. 61

2. Классификация восприятия. 62

3. Законы восприятия. 64

Тема 15. Внимание. 65

1. Понятие о внимании и его видах. 65

2. Физиологические основы внимания. 66

3. Свойства внимания. 66

Тема 16. Память. 68

1. Определение памяти. 68

2. Виды памяти и их особенности. 69

3. Процессы памяти. 70

Тема 17. Мышление и речь. 72

1. Понятие о мышлении. 72

2. Характеристика форм мышления. 73

3. Виды мышления. 74

4. Основные мыслительные операции. 75

5. Понятие о речи. 76

Тема. Воображение. 78

1. Понятие о воображении. 78

2. Виды воображения. 79

3. Основные функции воображения. 80

4. Воображение и творчество. 80

 

Дата публикации:2014-01-23

Просмотров:520

Вернуться в оглавление:

Комментария пока нет...


Имя* (по-русски):
Почта* (e-mail):Не публикуется
Ответить (до 1000 символов):







 

2012-2019 lekcion.ru. За поставленную ссылку спасибо.